Программа "Цветоведение"

Рабочая программа по цветоведению в 1 классе художественных школ и школ искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgt_tsvetovedenie_2021_morozova_m.v.docx71.13 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Московская область

Муниципальное автономное учреждение дополнительного

образования города Дубны Московской области

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ВДОХНОВЕНИЕ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА «ЖИВОПИСЬ»

Предметная область

ПО.01. Художественное творчество.

Нормативный срок освоения программы 5 (6) лет

Возраст учащихся 11-17 лет

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»

ПО.01.УП.01

Нормативный срок освоения программы 1 год

Возраст учащихся 11-13 лет

г. Дубна

2021 г.

ОДОБРЕНО                                                                                                            

методическим совещанием

художественного отделения МАУДО ДШИ «Вдохновение»                                    

Протокол от 18.08.2020г.                                                       

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАУДО ДШИ «Вдохновение»

 Пасько А.В.

18.08.2020г.

Сведения о составителе  программы:

Гудков Антон Александрович,

преподаватель МАУДО ДШИ «Вдохновение»

высшая квалификационная категория

Сведения о рецензентах программы:

Рецензент – Л.А. Кошелева, к.п.н., доцент каф. ДИИР ИИХО ВлГУ

Рецензент –  В.В. Зеленкова, директор

МБОУ ДОД Детская художественная школа г.Дмитрова

Оглавление:

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

Обоснование структуры программы        4

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе        4

Цель и задачи учебного предмета        5

Срок реализации учебного предмета, возраст учащихся        5

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации        5

Форма проведения учебных занятий        6

Методы обучения        6

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета        7

Отличие от типовой программы        7

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА        8

УЧЕБНЫЙ ПЛАН        9

Календарно-тематический план        9

Содержание разделов и тем. Годовые требования        11

Годовые требования        14

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ        14

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК        15

Аттестация: цели, виды, форма, содержание        15

Критерии оценок        16

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА        17

Методические рекомендации преподавателям        17

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся        17

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ        18

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование структуры программы

Рабочая образовательная программа «Цветоведение» является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области изобразительного искусства «Живопись».

        Программа выполняет следующие функции:

 - нормативную, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;

- процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

        Цветоведение – синтетическая наука, изучающая цвет с различных точек зрения, включающая научные данные из физики, физиологии и психологии, изучающих природу происхождения цвета, а также опирающаяся на совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры. Складывалась поэтапно, с изучения понятия о свойствах световых лучей и восприятия цвета в воздушной среде при воздействии света и характеристики цвета и света. Дисциплина «Цветоведение» является основным предметом в рамках изучения теории в области цвета. Цвет, цветовая композиция являются стержнем в творческой работе художника. Построение цветовых отношений идет на основе ряда фундаментальных понятий – «форма», «колорит», «нюанс», «тепло-холодное отношение», «символы цвета».

 Программа учебного предмета «Живопись», раздел «Цветоведение», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Данная программа предназначена для преподавателей и учащихся художественных школ, художественных отделений детских школ искусств, студентов, обучающихся по специальности в системе профессионального образования. Ее содержание взаимосвязывается с такими предметами как живопись, композиция. Программа выстроена «от простого к углубленному», с выполнением учебных заданий по изучаемым темам с постепенно возрастающей трудностью исполнения. Изучение начинается со знакомства с цветоведением, как наукой, изучающей свойства цвета, света, устройство глаза человека и процесса зрения, правила и принципы смешения и соединения цветов. Далее изучаются основы живописной передачи окружающего мира через символику цвета.

Цель и задачи учебного предмета

Цель предлагаемой программы – поднять уровень знаний учащихся в области цветоведения, раскрыть специфику мышления художника, который применяет цвет на практике, показывая красоту окружающего мира через характер символики цвета, создает определенное настроение посредством цвета, раскрывает образ через цвет.

Задачи:

- обратить внимание, как цвет создает определенное настроение и помогает раскрыть художественно-образное решение;

- освоить технику живописи (лессировки, механическое смешение цветов и красок) и овладеть свободным видением цвета, колорита;

- научить основам гармонизации цветов и применять эти знания на занятиях живописи, а также уметь решать колористические задачи, которые необходимы для выражения и передачи своего настроения и эмоционального состояния в работе над композицией.

Срок реализации учебного предмета, возраст учащихся

При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 (6) лет срок реализации учебного предмета «Цветоведение» составляет 1 год в 1 классе. Возраст учащихся: 11-13 лет.

Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации

Учебный предмет «Цветоведение» со сроком обучения 1 год в 1 классе (программа «Живопись» со сроком обучения 5 (6) лет)

Вид учебной работы

Всего часов

1-ый год

2-ой год

3-ий год

4-ый год

5-ый год

Полугодия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Аудиторные занятия

16

18

-

-

-

-

-

-

-

-

34

Самостоятельная работа

16

18

-

-

-

-

-

-

-

-

34

Максимальная учебная нагрузка

32

36

-

-

-

-

-

-

-

-

68

Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям

зачет

Итоговая аттестация (экзамен)

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия по учебному предмету «Цветоведение» проводятся в форме аудиторных занятий, самостоятельной (внеаудиторной) работы и консультаций. Занятия по учебному предмету и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий численностью от 6 до 8 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Рекомендуемый объем учебных занятий в неделю по учебному предмету «Цветоведение» предпрофессиональной программы «Живопись» со сроком обучения 5 (6) лет составляет:

• аудиторные занятия: 1 класс – по 1 часу в неделю;

• самостоятельная работа: 1 класс – по 1 часу в неделю.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Консультации проводятся с целью подготовки обучающихся к контрольным занятиям, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Наполняемость учебных групп: 6 - 8 человек. Продолжительность занятий: для учащихся 1 классов - 1 раз в неделю по 1 академическому часу в соответствии с учебным планом 34 часа в год.

Если очное обучение в силу определенных причин невозможно, занятия можно проводить в формате дистанционного обучения. Причиной дистанционного обучения могут являться пандемии, локальные карантины, связанные с сезонными респираторными заболеваниями, различные чрезвычайные ситуации природного, техногенного, политического и др. характера.

В ДШИ «Вдохновение» дистанционное обучение осуществляется посредством социальной сети вконтакте. Учащиеся подключаются к группе, в которой непосредственно проходит учебный процесс, включающий в себя:

1) Постановка заданий от преподавателя с подробным описанием целей, задач и методов работы.

2) Авторские видео-уроки или мастер-классы от преподавателя по определенной теме

3) Консультации преподавателя по присланным фото работ от учащихся

4) Прямые эфиры

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

• словесный (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

• практический;

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления). Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Курс занятий состоит из теории и практики. Надо особо отметить серьезный подход к практическим заданиям. Они подобраны по темам и дают возможность индивидуально каждому ребенку создать рабочий момент составления цветовой палитры в исследовании символики цвета, в его гармоничном сочетании. Рекомендованные задания помогают учащимся применить полученные знания по разделам и темам в творческой работе, способствуют развитию профессионализма, образного мышления, вкуса, сохраняя индивидуальность.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно – методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по цветоведению должна быть оснащена удобными столами, в количестве 8 штук, стульями (16 штук), по возможности компьютером, интерактивной доской.

Материалы для учащихся:

1. Бумага – рабочий формат А-3 и А-4 (для набросков)

 2. Карандаши простые ТМ, М, ластик

 4. Акварель

 5. Гуашь

6. Кисти № 1 – 10 (круглые и плоские)

7. Пластиковые палитры

Отличие от типовой программы

Примерная (типовая) программа рекомендована государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Она задаёт некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать и т.д. Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.

Программа «Цветоведение» обладает актуальностью, оригинальностью и новизной, адаптирована под условия обучения детей в ДШИ «Вдохновение» г. Дубны, возраста и уровня подготовки учащихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. 

Программа «Цветоведение» рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения.

        III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Цветоведение» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории цвета и света, включает в себя задания по аналитической работе в области цветоведения, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы:

• Цветоведение, как наука

 • Природа цвета        

 • Эстетика цвета

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 КЛАСС

Наименование темы

Общее количество часов

В том числе аудиторные занятия

В том числе самостоятельные занятия

1

Введение

«Цветоведение как наука»

2

1

1

2

Раздел I. Природа цвета

46

23

23

3

Раздел II. Эстетика цвета

20

10

10

Итого:

68

34

34

Календарно-тематический план

В данной программе предложен календарно-тематический план с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком обучения 5 (6) лет.

1 КЛАСС

Наименование темы

Вид учебного занятия

Максимальная учебная нагрузка

Задание для самостоятельной работы

Аудиторное задание

Дата проведения

I полугодие

Первая четверть

1.

Введение «Цветоведение как наука»

урок

2

1

1

1 неделя сентября

Раздел I. Природа цвета

2.

Роль света в образовании цвета

урок

4

2

2

2, 3 неделя сентября

3.

Цветовой спектр

урок

4

2

2

4 неделя сентября

1 неделя октября

4.

Цветовая гармония. Два вида синтеза цвета

урок

4

2

2

2 неделя октября

 3 неделя октября

5.

Процесс зрения и устройство человеческого глаза

урок

4

2

2

4 неделя октября

5 неделя октября

Вторая четверть

6.

Ахроматические и хроматические цвета

урок

6

3

3

5 неделя октября

 2, 3 неделя ноября

7.

Свойства цвета (цветовой тон, насыщенность, светлота и яркость)

урок

4

2

2

4 неделя ноября

1 неделя декабря

8.

Цветовой круг И.Ньютона

урок

6

3

3

2 неделя декабря

3 неделя декабря

4 неделя декабря

Аттестация. Полугодовой просмотр учебных работ

II полугодие

Третья четверть

9.

Цветовой круг В.Освальда. Пространственное воздействие цвета

урок

6

3

3

3 неделя января

4 неделя января

1 неделя февраля

10.

Виды смешения цветов и красок

урок

4

2

2

2, 3 неделя февраля

11.

Различные способы смешения цветов и красок

урок

4

2

2

4 неделя февраля

1 неделя марта

12.

Средства гармонизации (контраст, нюанс, тождество)

урок

4

2

2

2 неделя марта 3 неделя марта

Четвертая четверть

13.

Виды цветовых контрастов

урок

6

3

3

1 неделя апреля

2 неделя апреля

3 неделя апреля

14.

Живописная передача освещения

урок

4

2

2

4 неделя апреля

1 неделя мая

15.

Передача пространства. Материальность. Оптические иллюзии

урок

4

3

3

2 неделя мая

3, 4 неделя мая

Итого:

68

34

34

Содержание разделов и тем. Годовые требования

I полугодие

Тема 1. Введение. «Цветоведение как наука».

Цветовые системы. История науки о цвете.

Исследования древнейших культур, с каменного века, показывают, что люди придавали особое значение цветовой триаде: белое, красное, черное и только иногда использовали желтый и коричневый цвет.

Пещерная наскальная живопись раскрывает и доказывает о том, что все три цвета первичной триады, имели символический и магический смысл. Многие народы мира считали, что именно в этих цветах «закодированы» все жизненно важные для них понятия и ценности.

Красный - кровь «чистая» и «нечистая»

Белый - благо, чистота, главенство, духовная власть и т.д.

Черный - зло, неудача, страдания и болезнь, мрак и ночь.

 Конечно, палитра народов мира не ограничивается этими тремя красками, они вводят:

Охры - (считают их не главными)

Желтый – это женский цвет, заменял белый, т.к. самый светлый после белого.

Синий – означает поражение, иногда он заменял черный, т.к. самый темный после черного.

 Природа цвета с разных позиций (физики, химии, физиологии, психологии, эстетики).

Тема 2. Роль света в образовании цвета.

Свет и цвет. Понятие света, его характеристики. Свойства световых лучей(отражение, преломление, поглощение).

Понятие цвета. Цвет на поверхности предмета. Зависимость восприятия цветавоздействующего света.

Практическое задание: Основные и дополнительные цвета.

Выполнение трех окружностей, находящих одна на другую. Каждая окружность покрывается одним из трех основных цветов, а при наложении образуются дополнительные цвета.

Формат: А-4, радиус окружности -4см.

Материалы: циркуль, акварельные краски, беличьи кисти.

Тема 3. Цветовой спектр.

Понятие цветового спектра. Спектр солнечного света и расположение цветов в нем. Опыт И. Ньютона.

Практическое задание: Цвет и цветовое воздействие.

Выполнение желтого, красного, синего квадратов на фоне белого и черного цвета. Увидеть психофизиологическую реальность цвета- то есть цветовое воздействие.

Формат: А-4, ширина цветных квадратов-2,5см., черных и белых-4,5см.

Материалы: Акварельная бумага; карандаши средней твердости; линейка; ластик;

акварельные краски; беличьи кисти.

Тема 4. Цветовая гармония. Два вида синтеза цвета.

Субтрактивный (вычитательный) синтез смешения цветов.

Аддитивный (слагательный) синтез смешения цветовых лучей.

Гармония-это равновесие, симметрия сил. Гармоничность по группам у двух или более цветов.

Практическое задание: Гармония цвета.

Выполнение шести квадратов, покрытых основными и дополнительными цветами. А на каждый из них поместить серый квадрат меньшего размера, получив результат последовательного контраста.

Формат: А-4, ширина цветного квадрата-6см., серого-2см.

Материалы: Акварельная бумага; карандаши средней твердости; линейка; ластик; акварельные краски; беличьи кисти.

Тема 5. Процесс зрения и устройство человеческого глаза.

Процесс зрительного восприятия. Механизм возникновения цветовых ощущений. Строение человеческого глаза.

Тема 6. Ахроматические и хроматические цвета.

Цвета и деление их на группы. Характеристика ахроматических и хроматических цветов.

Практическое задание: Ахроматический и хроматический ряды.

Построение равноступенного ахроматического и хроматического рядов (по 10 ступеней каждый)

Формат: А-3, размер ряда-10х30см., при шаге 3см.

Материалы: Акварельная бумага; карандаши средней твердости; линейка; ластик;

акварельные краски; беличьи кисти.

Тема 7. Свойства цвета.

Наиболее полно характеризует цвет три главных его свойства: цветовой тон, насыщенность, светлота и яркость.

Практическое задание: Изменение цветового тона по насыщенности и светлоте.

Построение таблицы, в виде пирамиды, изменения светлоты и насыщенности одного из хроматических цветов.

Формат: А-3; ширина основания пирамиды-24см., высота-24см., при шаге 3см.

Материалы: Акварельная бумага; карандаши средней твердости; линейка; ластик;

акварельные краски; беличьи кисти.

Тема 8. Цветовой круг И. Ньютона.

Двенадцатичастный цветовой круг И.Ньютона. Восемь главных цветов замкнутого

цветового круга. Понятие промежуточных цветов. Способы получения пурпурного цвета.

Практическое задание: Цветовой круг И.Ньютона.

Построение двенадцатичастного цветовой круга, опираясь на основные: желтый, красный, синий - цвета первого порядка.

Формат: А-3; диаметр окружности-20см.

Материалы: Акварельная бумага; циркуль; карандаши средней твердости; линейка; ластик; акварельные краски; беличьи кисти.

II полугодие

Тема 9. Цветовой круг В.Освальда. Пространственное воздействие цвета.

Двадцатичетырехступенный цветовой круг и двойной конус в системе В.Освальда. Деление цветового круга на теплые и холодные цвета.

Тема 10. Виды смешения цветов и красок.

Способ механического смешения цветов между собой.

Практическое задание: Смешение цветов и красок.

Построение таблицы составных цветов, в виде равностороннего треугольника, разделенного на 9 маленьких и горизонтальных полос, полученных смешением красок.

Формат: А-3;ширина стороны треугольника 18см. Ширина полосы-20см.; высота-6см. количество ступеней -5.

Материалы: Акварельная бумага; карандаши средней твердости; линейка; ластик;

акварельные краски; беличьи кисти.

Тема 11. Различные способы смешения цветов и красок.

Характеристика, способы смешения красок и цветов. Пространственное смешение цветов –«пуантилизм». Механическое смешение – лессировка.

Практическое задание: Таблица лессировок.

Выполняется таблица составных цветов, полученных способом наложения одного цвета на другой. Таблица состоит из квадрата с восьмью цветами по горизонтали и восьмью теми же цветами по вертикали.

Формат: А-3; стороны основного квадрата-24см.; внутренние квадраты-3х3см.

Материалы: Акварельная бумага; карандаши средней твердости; линейка; ластик;

акварельные краски; беличьи кисти.

Тема 12. Средства гармонизации (контраст, нюанс, тождество).

Контраст, нюанс, тождество – средства гармонизации. Гармонические  сочетания родственных цветов. Сочетание родственно-контрастных цветов, как вид цветовой гармонии. Цветовой контраст, нюанс, тождество – средства гармонии, подсказанные природой.

Тема 13. Виды цветовых контрастов.

Цветовой контраст и его сущность. Одновременный световой и цветовой контраст, пограничный световой и цветовой контрасты и последовательный цветовой контраст.

Практическое задание: Виды цветовых контрастов.

Выполнить эскизы двух любых, на выбор, видов контраста.

Формат: А-4; размер эскиза-10х10см.

Материалы: акварельная бумага; карандаши средней твердости; циркуль; линейка; ластик; краски акварельные, темперные, гуашевые; тушь; кисти беличьи, колонковые.

Тема 14. Живописная передача освещения.

Цвет как средство изображения материала. Значение восприятия освещения. Зависимость светотени от общей силы освещения, окраски предметов и густоты тени. Светотень как средство создания объема. Рефлексы.

Практическое задание: Цветовая выразительность с позиции четырех времен года или передача состояния «утро-день-вечер».

Выполнить итоговое задание на состояние: освещения или времен года, в виде серии цветовых эскизов. Контрольная работа даст возможность понятия колорита и создания определенного настроения, посредством цвета.  

Формат: А-3; размер эскиза-10х10см. или 15х15см.

Материалы: акварельная бумага; карандаши средней твердости; циркуль; линейка; ластик; краски акварельные, темперные, гуашевые; тушь; кисти беличьи, колонковые.

Тема 15. Передача пространства. Материальность. Оптическая иллюзия.

Два понятия перспективы – прямая и обратная. Изображение воздушной перспективы. Задача передачи материальности изображаемых предметов. Оптические иллюзии. Иллюзия освещения, светотени как средство создания объема. Эффект свечения. Способность глаза обобщать сигналы.

 Годовые требования

Весь курс цветоведения включает в себя задания с постепенным усложнением. Более длительные задания чередуются с кратковременными, что активизирует процесс обучения. Разделы содержания предмета определяют основные направления, этапы и формы в обучении живописи, композиции, которые в своем единстве решают задачу формирования у учащихся умений видеть, понимать цветовые взаимодействия, использовать навыки работы с живописными материалами, грамотно находить тоновые и цветовые отношения. Форма обучения основывается в развитии художественного воображения, цветовосприятия, в умении находить сложные тоновые и цветовые отношения, раскрытии творческих способностей, наблюдении и внимательном изучении натуры. Выполняются краткосрочные этюды, упражнения, которые развивают наблюдательность и зрительную память учащихся, дают возможность накопить необходимый материал и знания, используемые на уроке живописи и композиции.На протяжении всего курса учащиеся получают домашние задания аналогичные классным постановкам

V. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы «Цветоведение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств,

- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

- навыки в использовании основных техник и материалов;

- способности зрительного восприятия цвета;

- теоретические знания основ цветоведения;

- навыки владения цветом;

- полное усвоение программных тем, своевременное выполнение практических заданий;

- установление межпредметных связей между цветоведением, композицией, живописью, историей искусств, историей мировой художественной культуры;

- усвоение основных понятий и терминов цветоведения;

- свободное владение техникой работ художественно-живописными красками;

- развитие вариативности и креативности мышления, объемно-пространственного воображения.

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- воспитание эстетического отношения к действительности;

- формирование у наиболее одаренных учащихся осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения

V. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Программа предусматривает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы обучающегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы. Формами промежуточной и итоговой аттестации являются выставки и просмотры работ учащихся, организуемые в конце каждого полугодия. При аттестации, в конце полугодия, выставляются все работы, выполненные в течение полугодия, и оцениваются аттестационной комиссией из числа преподавателей ДШИ.

Критерии оценок

Оценка «отлично» ставится при наличии всех работ в соответствии с программой. Работы завершены, выполнены в соответствии с поставленными в задании целями на высоком качественном уровне.

Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся выполнил все задания. В работах в целом выполнены поставленные задачи. Работы имеют небольшие ошибки или незавершенность.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся представил на просмотр основные работы. Отдельные работы имеют не законченный вид. Обучающийся не вполне справляется с учебными задачами.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся не представил необходимое, в соответствии с программой, количество работ, или работы не закончены, или задачи, поставленные в задании, не выполнены. Возможна не аттестация обучающегося по данному предмету.

Форма аттестации и критерии оценок применяются в соответствии с соответствующими локальными актами школы.

VI. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

Предложенные в настоящей программе темы заданий по цветоведению следует рассматривать как рекомендательные.

Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка, рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по цветоведению:

1. Анализ цветового строя композиции.

2. Анализ художественных работ с подобным цветовым решением у художников-классиков.

 3. Выбор живописного материала и техники исполнения.

4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.

5. Выполнение картона.

 6. Выполнение работы на формате в материале.

 Работа, как правило, ведется различными живописными материалами. Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя:

 - посещение выставок;

- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;

 - чтение дополнительной литературы;

 выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;

- посильное копирование шедевров мирового искусства;

- выполнение аудиторных заданий по памяти.

На самостоятельную работу учащихся отводится 40-50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий.

VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

1. Алексеев. С. С. О цвете и красках. - М.: Искусство, 1962

2. Беда. Г. В. Живопись. – М.: Искусство, 1971

3. Василевская. Л. А.Специальное рисование (учебное издание). -  М., Высшая школа, 1989

4. Визер. В. Система цвета в живописи (учебное пособие). - Питер,2004

5. Власов.В. Г. Иллюстративный художественный словарь. - СПб.:  1993.272с.   С106

6. Волков. Н. Н. Цвет в живописи. – М.  Искусство, 1965

7. Иоханнес Иттен. Искусство цвета./Пер. с немец., 2-е изд. – М.: Изд. Д. Аронов, 2001

8. Кириллов. Е. А. Цветоведение. – М., Легпромиздат, 1957

9. Кирцер. Ю. М. Рисунок и живопись (практическое пособие). – М., Высшая школа, 1992

10. Кузьмичев. И.К. Лада. – М., Молодая гвардия,1990

11. Московская школа дизайна. Методические материалы. Серия «Дизайн-образование». – М.,1991

12. Миннарт. М. Свет и цвет в природе./Пер. с англ., 2-е изд. – М.:  Наука,1969

13. Монахова. Л. Искусство цвета: 3-е изд. – М. 2004

14. Нюберг. Н.Д. Курс цветоведения. Для учащихся вузов художественной промышленности. – М. – Л., Государственное издательство легкой промышленности, 1932

15. Освальд.В. Цветоведение. – М., Промиздат,1926

16. Паранюшкин. Р. В. Цветоведение для художников: колористика/Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова.- Ростов н/Д : Феникс,2007

17. Петрушевский. О. Краски и живопись. – СПб.: Типография М.М. Стасюлевича.,1901

18. Резько. И.В. Гармония цвета: Практический каталог расширенных цветовых гамм с расшифровкой всех оттенков по системе CMYK. – М., Минск: АСТ, Харвест, 2006

19. Рисунок и живопись. (Аксенов. Ю.Г.,  Закин. Р. М., Зоненшраль. Е. М. и др. ) – М., Искусство, 1961

20. Сурина. М. О. Сурин. А. А. История образования и  цветодидактика: История систем и методов обучения цвету. – М.:МарТ, 2003

21. Сычев. Ю.Четвертое измерение цвета. – «Художественный совет»,1997, № 3, стр.18-2

22. Чудзиева. Х. Гармония цвета: Руководство по созданию цветовых комбинаций. – М.: АСТ,2003

23. Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/).

24. http://www.museum-online.ru/ – виртуальный музей искусств,

художники, биографии художников, история живописи.

25. http://www.art-portrets.ru/hudojniki_19_veka.html - русская живопись 19

века. Русские художники в русском изобразительном искусстве.

26. http://www.tretyakovgallery.ru/ – Третьяковская галерея.

27. www.hermitagemuseum.org/html_Ru - Эрмитаж.

28. http://rusmuseum.ru/ - Русский музей.

29. http://www.artsait.ru/ - обширнейший материал о русской живописи.

30. http://www.art-paysage.ru/ - о жизни и творчестве крупнейших мастеров

пейзажа.

31. http://www.artlib.ru/ - библиотека изобразительных искусств.