2 класс Композиция станковая

Карбовская Александра

ограничение цветовой палитры в композиции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogranichenie_tsvetovoy_palitry_v_zhivopisnoy_kompozitsii.docx590.43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«Композиция станковая»

во 2 классе

Тема: «Ограничение цветовой палитры

в живописной композиции»

 

       Вид занятия: 

 - традиционный (сочетающий в себе объяснение и практические упражнения).

Задачи:

1.Образовательные: 

  • знать слова «стаффаж», отличительные черты пейзажа со стаффажем;
  • знать о плановости изображения, о точке зрения (горизонт);
  • уметь показать двух или трёхплановое пространство;
  • уметь передавать пространство через изменение насыщенности и светлоты цвета;
  • уметь поэтапно вести работу над композицией;

2.Развивающие:

  • развивать индивидуальные, познавательные интересы и способности учащихся;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • развивать интерес к мировой культуре и искусству;
  • формировать мотивацию к учебной деятельности.

3.Воспитательные:

  • формировать ценностное отношение к искусству;
  • воспитывать культуру поведения в процессе обучения;

Цель урока: 

закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние».

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный)
  • частично-поисковый

Оборудование и материалы к уроку для учителя:

  • мультимедийное оборудование
  • репродукции картин в жанре пейзаж
  • репродукции картин художников (ограниченная цветовая гамма)
  • таблица цветов

Материалы для учащихся: 

  • бумага формата  А3
  • простой карандаш
  • резинка
  • гуашь

План урока:

  1. Организационная часть. 5 мин.
  2. Беседа о стаффаже в пейзаже, о правилах и приемах передачи пространства, работы с ограниченной палитрой. Просмотр репродукций на электронном носителе. 15 мин.
  3. Физкультминутка. 5 мин.
  4. Практическая часть урока. Работа над эскизами композиций городского пейзажа со стаффажем в карандаше. Затем выполнить эскизы в цвете используя ограниченную палитру один из основных цветов.(красный, синий, желтый). 40 мин.
  5. Заключительная часть. Проведение анализа проделанной работы. Домашнее задание по теме. Проведение уборки рабочих мест. 5 мин.

Количество часов: 1,2 часа (40 минут).

Ход занятия

1. Организационная часть.

Отметить отсутствующих. Проверить готовность к уроку.

2. Беседа о стаффаже в пейзаже, о правилах и приемах передачи пространства, работы с ограниченной палитрой. Просмотр репродукций художников  и работ учащихся предыдущих лет..

Преподаватель: «Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодняшний урок я хочу начать с уже изученного жанра живописи «пейзаж». Давайте вспомним:

 -что такое «пейзаж»?

-какие бывают «пейзажи»?

-как называются художники, которые работают в жанре «пейзаж»?

-каких пейзажистов вы знаете?»

 Преподаватель: «Отлично. Сегодня на уроке мы будем работать в жанре «городской пейзаж» но нужно всегда помнить, что пейзаж городской  - это не только красота природы и несколько домов– это гармоничное сосуществованием природы и человека. Это изображение деятельности людей, полет птиц, жизнь животных. Важно не забывать о таком важном элементе пейзажа как фигуры людей. Фигуры людей в городской пейзаже являются второстепенными элементами, но без них пейзаж будет неполным. Сегодня мы познакомимся с таким понятием как стаффаж.

Стаффаж (нем. staffage от staff – «устанавливать» и staffieren – «украшать пейзаж фигурами») – второстепенные элементы композиции – фигуры людей, животных, транспортных средств и других дополняющих элементов предметной среды – создающие фон, окружение, среду в картине и подчеркивающие ее смысл, обогащающие сюжет дополнительными нюансами, сценами, эпизодами. Появление термина связано с искусством живописи. Получил распространение в 16-17 вв., когда пейзажисты часто включали в свои произведения религиозные и мифологические сцены.

Иногда стаффаж выполнялся не автором пейзажа, а другим художником. Например, медведица и медвежата в картине И. И. Шишкина

 «Утро в сосновом бору»(1889) написаны К. А. Савицким; женская фигурка в 

пейзаже И. И. Левитана «Осенний день. Сокольники»(1879) создана

 Н. П. Чеховым, братом знаменитого писателя).

Ныне значение стаффажа продолжает особенно проявляться в пейзажном жанре и изображении интерьеров. Включение живых существ: людей и животных, — оживляют, одушевляют их, помогают зрителю мысленно «войти в картину», промерить её своими шагами, ощутить масштаб пространства.

И действительно, в изоискусстве часто написанный пейзаж, особенно  городских местностей, без изображений человека создает впечатление апокалипсической картины вымершего города. На экране вы видите примеры включения стаффажа в городской пейзаж с архитектурой. Вместе с тем, стаффаж используется и на заднем плане многофигурных композиций или портретов.

Его появление в картине всегда обусловлено художественным замыслом и может работать на взаимосвязь изображения с жизнью, одушевить изображение, подчеркнуть образ одеждой и аксессуарами, подчеркивая определенное состояние природы, историческую эпоху, действие или спокойствие в картине.

Стаффаж может использоваться также в качестве средства достижения композиционной цельности и выразительности. Он позволяет уравновесить основные массы в визуализации, связать отдельные элементы воедино, создать определенное ритмическое построение, усилить выразительность.

Роль стаффажа дополняющая. Основное требование к его изображению – условность и лаконичность. Также необходимо учитывать степень удаленности стаффажа. На дальних планах люди, как правило, изображаются предельно просто. Визуальные характеристики здесь ограничиваются пропорциями и силуэтом. Средний план требует более подробного рисования. Здесь изображения дополняются крупными деталями, особенностями одежды, тоновыми и цветовыми характеристиками. На ближнем плане более тщательно моделируется фигура, черты лица, могут быть проработаны аксессуары одежды.

3. Физкультминутка. 5 мин.

4. Практическая часть урока. Работа над эскизами композиций городского пейзажа со стаффажем в карандаше. Затем выполнить эскизы в цвете используя ограниченное количество цветов.

Преподаватель: «Сейчас мы выполним композиционные и цветовые поиски композиции «Городской пейзаж со стаффажем» Эскизов нужно сделать не менее трёх.

Прежде всего, нужно наметить на листе бумаги карандашом задуманное двух или трехплановое пространство. При этом следует не забывать о свойствах пространства и совета по построению пейзажной композиции.

После того как все элементы пейзажа намечены можно приступать к цветовому решению композиции. Для этого мы используем три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения соответственно белой и черной красками.

Работая с ограниченным количеством цветов, мы концентрируемся на создании объемности изображения, вместо того чтобы ломать голову, какой выбрать цвет. Использование малого количества красок будет побуждать нас извлекать из них все возможное, заставляет думать, изобретать, работать творчески».

5. Заключительная часть.

Анализ проделанной работы. Просмотр выполненных работ, выбор лучших эскизов для выполнения итоговой композиции по этой теме.

Преподаватель: «С каким новым понятием вы сегодня познакомились?»

Ответы учащихся (Мы познакомились с понятием «стаффаж»).

Преподаватель: «Для чего необходим стаффаж, какова его роль в пейзаже?»

Ответы учащихся (Включение живых существ: людей и животных, — оживляют, одушевляют пейзажи. Стаффаж используется в качестве средства достижения композиционной цельности и выразительности.).

Преподаватель: «Спасибо за внимание и за работу».

Домашнее задание:   Выполнить не менее трёх эскизов  городской пейзаж со стаффажем. фА6 .гуашь.

Уборка рабочих мест.