Цветоведение

Шимбарецкая Надежда Александровна

 

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ - это комплексная наука о цвете, включающая научные данные из физики, физиологии и психологии, изучающих природу происхождения цвета, а также опирающаяся на совокупность данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, литературы, изучающих цвет как явление культуры.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАУКА О ЦВЕТЕ Тема 1. основные понятия и признаки цвета Шимбарецкая надежда александровна

Слайд 2

Понятие цвета Цвет – свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Свет разных длин волн возбуждает разные цветовые ощущения. Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Цвет поверхности предмета. Цвет как физическое явление. Цвет как химическое явление. Цвет как психологическое явление.

Слайд 3

Цветовые характеристики Цветовой тон определяет место цвета в спектре, это главная характеристика цвета. В физическом смысле ЦВЕТОВОЙ ТОН зависит от длины световой волны. Длинные волны - красная часть спектра. Короткие волны - сдвиг в сине-фиолетовую сторону. Средняя длина волны - это желтые и зеленые цвета, они наиболее оптимальны для глаза. Существуют АХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета - это черный, белый, и вся шкала серых между ними. Они не имеют ТОНА. Черный - это отсутствие цвета, белый - это смешение всех цветов. Серые обычно получаются от смешения двух и более цветов. Все остальные - ХРОМАТИЧЕСКИЕ цвета.

Слайд 4

Все ахроматические и хроматические цвета определяются одной характеристикой - светлотой, или относительной яркостью. «Светлота - это отношение потока света, отраженного или пропущенного образцом, к падающему потоку; она выражается в относительных единицах. Отсюда вытекает, что чем ближе характеристика цвета к единице , тем он будет светлее: наиболее темные места имеют светлоту, близкую к нулю» Насыщенность цвета - это степень отличия хроматическою цвета от ахроматического той же светлоты.

Слайд 5

Метод определения цвета по трем Перечисленным характеристикам, удобный тем, что цвет можно определить количественно, успешно применяется в различных областях науки и техники, в том числе в полиграфии, текстильном производстве, цветном телевидении и т.д., где для измерения цвета применяют специальные приборы - спектрофотометры и колориметры различных систем. Все методы определения цвета в колориметрии основаны на сравнении цветов, которые лежат в одной плоскости и находятся в одинаковых условиях освещения.

Слайд 6

В живописи при работе с натуры художник должен анализировать и сравнивать цвета, присущие сложным по форме объемным объектам или предметам, которые, как правило, находятся в окружении цветовой среды или предметов другого цвета и которые расположены на нескольких, иногда достаточно удаленных друг от друга планах и, следовательно, и различных условиях освещения.

Слайд 7

Вопросы: Что такое цвет? Какие цвета относятся к ахроматическим ? Какие цвета относятся к хроматическим? Что такое светлота? Что такое цветовой тон? Что такое насыщенность ? Какие тональные градации вы знаете?

Слайд 8

Практическая работа №1 Выполнение ахроматического ряда. Материалы : плотная бумага А4, графитные карандаши, стирательная резинка, линейка, кисть ( №3, №4, №5), акварель, баночка для воды, баночка для колера, тряпочка для кисти. Порядок выполнения практического задания: Расчертить прямоугольник размером 20х4 см и расчертить в нем ячейки по 2 см (10 ячеек) Развести с помощью черной краски колер светло-серого оттенка. Отступив первую ячейку выкрашиваем до конца все ячейки светло-серым оттенком. после высыхания поверхности отступив ещё одну ячейку выкрашиваем все ячейки до конца. Последующие выкраски выполняются по высохшей поверхности. отступив одну ячейку от предыдущей выкрашиваем до конца. Результатом выполненной работы будет градация от белого до черного с промежуточными отношениями светло-серых, серых и темно-серых тонов . 20 см 4 см 2 см


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 2. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ ЦВЕТА Шимбарецкая надежда александровна Основные цвета, их свойства и значение

Слайд 4

Цвета линейного спектра

Слайд 7

Основные цвета Те оретически известно, что эти цвета классифицируются как первичные, поскольку они не могут быть созданы путем смешивания других оттенков. Это красный, синий и желтый.

Слайд 8

Вторичные цвета Вторичные цвета могут быть получены путем смешивания двух основных оттенков. Это оранжевый, фиолетовый и зеленый.

Слайд 9

Третичные цвета Третичные цвета обычно называются и создаются путем смешения смежных первичных и вторичных оттенков. Например, красно-оранжевый является третичным цветом между красным и оранжевым. Сине-зеленый (голубой) является третичным оттенком между синим и зеленым.

Слайд 10

Насыщенность Это интенсивность и чистота цвета. Цвет будет наиболее ярким в своем естественном состоянии при 100% насыщенности. На 0% у вас будет серый, то есть, обесцвеченный цвет. Вы можете уменьшить интенсивность цвета, добавив серый цвет. Каждый прирост серого регулирует тон чистого оттенка. Вы также можете обесцветить цвет, добавив его дополнительный цвет. Например, если мы возьмем образец красного цвета и добавим небольшое количество голубого (дополнительный цвет красного цвета), серый станет красным. Когда смешаны равные количества голубого и красного, никакого оттенка не останется — останется только серый.

Слайд 11

Яркость Третье свойство цвета — это яркость. Значение измеряет степень отраженного света — насколько светлый или темный цвет. Добавление белого делает цвет светлее, что в свою очередь создает оттенки, а добавление черного делает его темнее и создает оттенки. Для одного цвета определенного оттенка восприятие яркости также будет более интенсивным, если мы увеличим насыщенность. Например, насыщенный желтый цвет всегда будет выглядеть ярче, чем насыщенный синий.

Слайд 12

На цвет влияют другие компоненты в составе. Например, благодаря использованию фона, на изображении ниже видны три четких различия в значении цвета.

Слайд 13

Практическое занятие № 2 Выполнение хроматического ряда из трёх основных цветов. Порядок выполнения практического задания : Расчертить прямоугольник размером 20х4 см и расчертить в нем ячейки по 2 см (10ячеек) Первый оттенок светло-желтый. Выкрашиваем ячейки от 2 до7 (рис.1) Второй оттенок светло-желтый (чуть больше желтой), выкрашиваем поверх высохшего слоя от 3 до 6 ячейки (рис.2). Третий оттенок светло-желтый (еще больше желтого), выкрашиваем поверх высохшего слоя от 4 до 5 ячейки (рис.3) Чисто желтой краской выкрашиваем ячейку 4 (рис.4) Теперь переходим на светло-синий цвет. Выкрашиваем поверх высохшего слоя от 5 до 10 ячейки (рис.5) Светло-синий цвет (больше синего). Выкрашиваем поверх высохшего слоя от 6 до 9 ячейки (рис.6) Светло-синий цвет(больше синего). Выкрашиваем поверх высохшего слоя от 7 до 8 ячейки (рис.7) Чисто-синий цвет. Выкрашиваем поверх высохшего слоя ячейку 8 (рис.8) Следующий цвет светло-красный. Выкрашиваем им ячейки от1 до 3 и 9,10 (получается разрыв между цветами) (рис.9) Светло-красный (больше красного). Выкрашиваем поверх высохшего слоя от 1 до 2 и 10 ячейки (рис.10) Чисто-красный цвет выкрашиваем 1 ячейку Результатом выполненной работы будет хроматический ряд, выполненный с помощью трёх цветов (желтый, синий, красный)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 3. ТЕОРИИ СМЕШЕНИЯ ЦВЕТОВ Шимбарецкая надежда александровна

Слайд 2

Смешение цветов Смешение цветов – процесс получения разнообразных цветов при помощи базовых цветовых излучений или красок.

Слайд 3

Основные и дополнительные цвета Те оретически известно, что эти цвета классифицируются как первичные, поскольку они не могут быть созданы путем смешивания других оттенков. Это красный, синий, желтый. Вторичные цвета могут быть получены путем смешивания двух основных оттенков. Это оранжевый, фиолетовый и зеленый. Третичные цвета обычно называются и создаются путем смешения смежных первичных и вторичных оттенков. Например, красно-оранжевый является третичным цветом между красным и оранжевым. Сине-зеленый (голубой) является третичным оттенком между синим и зеленым.

Слайд 4

В живописи нужный цвет можно получить разными способами. Например, положить краску в чистом виде без смешивания с другими или получить необходимый цвет путем смешивания двух или нескольких красок. Смешивание красок друг с другом может быть механическим или оптическим . При этом смешиваемые краски могут изменять свой цветовой оттенок, насыщенность и светлоту.

Слайд 8

Самой простой систематикой было расположение цветов в том порядке, в каком они находятся в радуге, и выделение в этом порядке определенной последовательности. Такая попытка и была сделана И. Ньютоном . Условно делят части спектра: от зеленого к красному стали называть теплыми цветами, от голубого к пурпурному - холодными, пурпурный цвет - промежуточный.

Слайд 9

Практическое занятие №3 Выполнение таблицы смешения цветов Тема: «Теории смешения цветов» Порядок выполнения практического задания: Расчертить прямоугольник размером 17,5х11,5 см и расчертить в нем ячейки по горизонтали 2,5 см и 0,5 см. По вертикали 1,5 см и 0,5 см Для данного задания понадобятся цвета: алая, оранжевая, жёлтая, зелёная, голубая, фиолетовая. Выполняются выкраски данными цветами сначала по вертикали (полоски 2,5 см) (рис.1). Затем после высыхания выполняются выкраски этими же цветами по горизонтали (полоски 1,5 см). (рис.2). В результате получается таблица смешения цветов (рис.2).

Слайд 10

Выполняются выкраски данными цветами сначала по вертикали (полоски 2,5 см) (рис.1). Затем после высыхания выполняются выкраски этими же цветами по горизонтали (полоски 1,5 см). (рис.2). В результате получается таблица смешения цветов (рис.2).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 4. ЦВЕТОВОЙ КРУГ Шимбарецкая надежда александровна

Слайд 2

ЦВЕТОВОЙ КРУГ Цветовой круг — способ представления непрерывности цветовых переходов. В цветовом круге на равном расстоянии друг от друга расположены чередующиеся первичные и вторичные цвета. Сложение двух первичных цветов даёт вторичный цвет, расположенный между ними. Цветовой круг обычно делят на тёплую и холодную половины: Тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый и промежуточные оттенки. Холодные цвета: синий, голубой, зелёный, и переходные — сине-фиолетовый, сине-зелёный.

Слайд 3

Порядок выполнения практического задания: Расчертить 2 круга. Радиус 1 - 4см, радиус 2- 8см. Делим большой круг на 12 частей. Каждая часть будет размером 4,1 см.

Слайд 4

Выкрашиваем три основных цвета (жёлтый, красный, синий) (рис.1)

Слайд 5

Затем в равных пропорциях смешиваем красный и жёлтый, получаем оранжевый. Выкрашиваем часть, находящуюся по середине между красным и жёлтым. (рис.2)

Слайд 6

Теперь составляем 2 цвета жёлто-оранжевый и красно-оранжевый. Выкрашиваем эти цвета с двух сторон от жёлтого. (рис.3)

Слайд 7

Теперь составляем 2 цвета жёлто-зелёный и сине-зелёный. Выкрашиваем эти цвета с двух сторон от зелёного. (рис.3)

Слайд 8

Теперь составляем 2 цвета сине-фиолетовый и красно-фиолетовый. Выкрашиваем эти цвета с двух сторон от фиолетового. (рис.3)

Слайд 9

Результатом выполненной работы будет двенадцати частный цветовой круг. (рис.4)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 5. ЦВЕТОВАЯ ГАРМОНИЯ ШИМБАРЕЦКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

Слайд 2

Цветовая гармония – это согласованность между собой цветов в результате найденной пропорциональности их площадей и форм, равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка каждого цвета. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные положительные чувства и ощущения. По характеру психофизиологического восприятия принято подразделять гармонические сочетания на пять цветовых групп : однотональные гармонические сочетания цветов, гармонические сочетания родственных цветов, гармонические сочетания контрастных цветов, гармонические сочетания родственно-контрастных цветов гармонические сочетания «Триада».

Слайд 3

1. Монохромные гармонические сочетания построены на основе одного цвета. Они создаются путем комбинирования выбранного цвета с его светлыми и темными оттенками, полученными путем добавления белого и черного цветов. В результате можно добиться, с одной стороны, сильного тонального контраста, а с другой – тонких цветовых отношений. Общий цветовой тон придает однотональным сочетаниям спокойный уравновешенный характер. В зависимости от поставленных задач цветовая гармония может быть организована в разных светлотных диапазонах. Например, использование полного светлотного диапазона выражает покой, стабильность. Подбор цветов, отделенных друг от друга разными интервалами способствует проявлению активности, напряженности цвета. Для выражения динамичного контраста выбирают два цвета с небольшим тональным интервалом между ними и третий – с бо ́́ льшим интервалом. Равномерное соотношение площадей, занятых в сочетаемых цветах, утверждает статику, неравномерное – динамику

Слайд 4

2. Гармонические сочетания родственных цветов достигаются благодаря использованию трех цветов, находящихся рядом в цветовом круге. Благодаря близости расположения, такие цвета легко сочетаются. Гармония родственных цветов основывается на подобии цветовых тонов (или на легком их противопоставлении по цветовому тону) и вызывает ощущение уравновешенности и спокойствия. Введение в сочетания родственных цветов незначительного количества белого или черного цвета приводит к гармонии, усиливает эмоциональную выразительность композиции. Гармониям родственных цветов присущ активный светлотный контраст, способствующий выразительности тональных сочетаний. Например, равнонасыщенные три цветовых тона одинаковой светлоты не образуют тонких цветовых сочетаний. Как только к двум из трех сочетаемых цветов добавить черный или белый цвет, цветовые сочетания приобретают согласованность.

Слайд 5

3. Гармонические сочетания контрастных цветов создаются посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге. Этот прием обычно применяется для создания акцентов, так сочетания этих пар цветов обладают наибольшей цветовой контрастностью, вызывающей активное звучание, напряженность и динамичность композиции. Это позволяет одному цвету дополнять другой таким образом, что один из них привлекает внимание, а другой является фоном. Приступая к созданию контрастных гармонических сочетаний, сначала выбирают исходный цвет, затем определяют соответствующий ему контрастный цвет. Создавая гармонию контрастных цветов, можно добавить к каждому из сочетаемых цветов ахроматические цвета.

Слайд 6

«Квадрат» – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, равноудаленных друг от друга. « Тетрада » – разновидность гармонических сочетаний контрастных цветов из четырёх цветов, в которой по две пары цветов, расположенных напротив друг друга.

Слайд 7

4. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов – наиболее распространенный вид цветовых гармоний, образующий равнобедренный треугольник в цветовом круге. Здесь гармония достигается через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным. Такие цвета более мягкие, нежели сочетание просто двух дополнительных цветов. Характерной особенностью составления гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов является присутствие в сочетаниях одинакового количества главного и контрастирующего цветов.

Слайд 8

5 . Гармонические сочетания «Триада» – сочетание трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Данная схема популярна среди художников, потому что она предполагает сильный визуальный контраст, сохраняя при этом баланс и цветовую насыщенность. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов. Гармонические сочетания «Триада» демонстрируют очень отчетливые и сильные цветовые комбинации, являясь, однако, самой сложной с точки зрения правильного создания. Чтобы добиться гармоничности в триаде, один цвет берут за главный, а два других используют для акцентов.

Слайд 9

Однако следует помнить, что в создании цветовой гармонии большое значение имеют не только сами цвета, но и конфигурация пятен, размер площадей сопоставляемых цветовых тонов. Между различными цветами любой композиции существует очевидная взаимосвязь, каждый цвет уравновешивает или выявляет другой, а два цвета вместе влияют на третий. Изменение одного цвета приводит к разрушению колористической, цветовой гармонии художественного произведения и вызывает необходимость изменять все остальные цвета.

Слайд 10

Порядок выполнения практического задания: Расчертите квадрат 10х10 см и внутри него ячейки размером 2х2 см. Однотоновая или монохромная гармония. Выполняется одним цветом в разбеле и в затемнении. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. Гармония родственных цветов. Выполняется тремя цветами, находящимися рядом в цветовом круге и их оттенками. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. Гармония контрастных цветов. Выполняется посредством использования двух цветов, которые расположены друг напротив друга в цветовом круге и их оттенками. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. Гармония родственно-контрастных цветов. Выполняется через использование какого-либо цвета и цветов, смежных с его дополнительным ( например: зелёный - оранжево-красный – красно-фиолетовый). Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. Гармоническое сочетание «Триада». Выполняется сочетанием трёх цветов, равноудаленных друг от друга и образующих равносторонний треугольник в цветовом круге. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 6. КОНТРАСТ ШИМБАРЕЦКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

Слайд 4

Контраст цветовых сопоставлений ( основных) - самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

Слайд 5

Контраст светлого и темного . День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для художника белый и чёрный цвет является наиболее сильным выразительным средством для обозначения света и тени. Белое и чёрное во всех отношениях противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь ряд хроматического цвета.

Слайд 6

Контраст теплого и холодного. Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что жёлтый цвет - самый светлый, а фиолетовый - самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси "жёлтый - фиолетовый" расположены "красно-оранжевый" и "сине-зелёный", которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик - самый теплейший, а сине-зелёный, или окись марганца - самый холодный цвет. Обычно жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый – холодными.

Слайд 7

Контраст дополнительных цветов. Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-чёрный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они возбуждают друг друга до максимальной яркости и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-чёрный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге в первых частях цикла дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов: жёлтый - фиолетовый жёлто-оранжевый - сине-фиолетовый оранжевый - синий красно-оранжевый - сине-зелёный красный - зелёный красно-фиолетовый - жёлто-зелёный.

Слайд 8

Контраст цветового насыщения. Говоря о "качестве цвета", мы имеем в виду его чистоту и насыщенность. Слова "контраст насыщения" фиксируют противоположность между цветами насыщенными, яркими и блёклыми, затемнёнными. Призматические цвета, полученные путём преломления белого света, являются цветами максимального насыщения или максимальной яркости.

Слайд 9

Контраст по площади цветовых пятен. Контраст цветового распространения характеризует размерные соотношения между двумя или несколькими цветовыми плоскостями. Его сущность - противопоставление между "много" и "мало", "большой" и "маленький".

Слайд 10

Порядок выполнения практического задания: Расчертите квадрат 10х10 см и внутри него ячейки размером 2х2 см. Контраст основных цветов. Контраст основных цветов выполняется жёлтым, красным и синим. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. (10 НЕДЕЛЯ) Контраст светлого и темного. Контраст светлого и темного выполняется черным, белым и их отношениями, серыми оттенками. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. (11 НЕДЕЛЯ) Контраст тёплого и холодного. Контраст тёплого и холодного выполняется двумя цветами: красный – синий, сине-зелёный – оранжевый, желтый – синий. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. (11 НЕДЕЛЯ) Контраст дополнительных цветов. Контраст дополнительных цветов выполняется сочетанием двух цветов: жёлтый – фиолетовый, оранжевый – синий, зелёный – красный. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. (12 НЕДЕЛЯ) Контраст по насыщенности. Контраст по насыщенности выполняется серым и любым спектральным цветом (на выбор). Необходимо произвести градацию от серого(ахроматического), до чистого спектрального цвета. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. (12 НЕДЕЛЯ) Контраст по площади цветовых пятен. Контраст по площади цветовых пятен выполняется посредством двух цветов (произвольный выбор). Принцип исполнения в соотношении двух цветовых пятен, мало и много. Выполните простейшую геометрическую композицию в заданном формате 10х10 см. (13 НЕДЕЛЯ)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 7. КОЛОРИТ ШИМБАРЕЦКАЯ НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА

Слайд 11

Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека. Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания. Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение. Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность. Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность. Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания. Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека. Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.

Слайд 12

Изучая этот список, можно заметить в нем интересную особенность - периодичность. Возбуждающее действие цвета как будто находится в периодической зависимости от длины волны. Первый по счету цвет, красный, - самый возбуждающий. Но максимальной степени этого качества он достигает не в самом начале видимой области спектра, а несколько отступя от начала, т. е. там, где этот цвет приобретает максимальную для своего цветового тона яркость. Оранжевый и желтый - тонизирующие цвета, т. е. возбуждающее действие их умеренно, уменьшено количественно. Зеленый - физиологически нейтральный цвет, поскольку он является цветом биологической среды, из которой вышел человек . В голубом цвете уже явно ощущается успокаивающее действие, которое по мере перехода голубого к синему и фиолетовому возрастает. И наконец, фиолетовый цвет воздействует угнетающе. Однако , подходя от красного к фиолетовому концу, спектр стремится замкнуться. Крайности сходятся. В фиолетовом появляется что-то от красного, т. е. что-то возбуждающее.

Слайд 13

Порядок выполнения практического задания 7.1.: Расчертите прямоугольник 12х10 см и внутри него ячейки размером 2х2 см . Радость. Выполните колористическое решение в заданном формате цветами характеризующими эмоцию радость. Злость. Выполните колористическое решение в заданном формате цветами характеризующими эмоцию злость. Спокойствие. Выполните колористическое решение в заданном формате цветами характеризующими эмоцию спокойствие.

Слайд 14

Практическое занятие № 7.2 Выполнение ассоциативной композиции (времена года) Тема: «Колорит» Порядок выполнения практического задания: Расчертите прямоугольник 12х10 см и внутри него ячейки размером 2х2 см. Зима. Выполните колористическое решение в заданном формате цветами характеризующими зиму . Конечно же, когда мы говорим о зиме, то сразу представляем себе белый цвет. Это основной цвет, господствующий в зимнем ландшафте на большой части территории Земли. Плюс еще черные, коричневые деревья, контрастирующие на фоне белых сугробов снега. Зимой у природы небольшая палитра, но, тем не менее, те краски, которые остались, выглядят на белом фоне очень яркими: краснота рябины, зелень хвои, оранжевые закаты, ледяная голубизна неба…Зимние краски – холодные до ледяных, но пронзительно ясные, лучистые. Основной цвет – холодный синий.

Слайд 15

Порядок выполнения практического задания: Расчертите прямоугольник 12х10 см и внутри него ячейки размером 2х2 см . Весна . Выполните колористическое решение в заданном формате цветами характеризующими весну. Весна. Это настоящий фейерверк цвета, особенно в разгар весны, когда все кругом цветет. Деревья украшены белыми и розовыми цветами. Красные, желтые, оранжевые тюльпаны; фиолетовая сирень; яично-желтый первоцвет и одуванчики; зелено- желтая зелень травы и первых клейких листочков на деревьях,- все это под ясной прозрачной голубизной весеннего неба. Для весенней природы типичны радостные, легкие, светящиеся краски. Основной доминирующий цвет – желтый, что и придает весенним краскам жизнерадостность.

Слайд 16

Порядок выполнения практического задания: Расчертите прямоугольник 12х10 см и внутри него ячейки размером 2х2 см . Лето. Выполните колористическое решение в заданном формате цветами характеризующими лето. Лето. Вроде бы это время года должно быть самым ярким по количеству цветов и их насыщенности. Но внимательные художники заметили, что «свет съедает цвет». В самом деле, слепящее летнее солнце как бы набрасывает дымчатую вуаль поверх всего великолепия летних красок. Поэтому колористическое настроение этого времени года определяют приглушенные пастельные, как бы выгоревшие тона. А как же обилие красных, оранжевых, розовых, желтых цветов и фруктов? Все имеет голубоватый холодный подтон . Благодаря преобладающему в природе цвету неба, которое пропускает солнечные лучи сквозь свой своеобразный голубой фильтр. Поэтому можно сказать, что основной цвет, характеризующий лето – голубой.

Слайд 17

Порядок выполнения практического задания: Расчертите прямоугольник 12х10 см и внутри него ячейки размером 2х2 см. Осень. Выполните колористическое решение в заданном формате цветами, характеризующими осень. Для этого времени года, естественно, типичны цвета урожая: оранжевые грибы, красные яблоки, золотистый лук и т.д. В «багрец и золото одетые леса», сады и парки. Краски осени – теплые, насыщенные, землистые, тяжелые . Доминирующий цвет – красный. Это потому, что в солнечном спектре осенью преобладают красные лучи, под которыми все в природе быстрее созревает.