Тема Петербурга в лаковой миниатюрной живописи

Корочкина Таисия Сергеевна

В статье приведено краткое описание того, как изображается город Санкт-Петербург на изделиях с лаковой миниатюрной живописью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peterburg_v_lakovoy_miniatyure.docx32.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Санкт-Петербурга всегда будет наиболее значима в искусстве России, потому что наш родной город является одним из самых ярких достояний культуры страны. Северная столица, детище Петра I - так часто называют Санкт-Петербург

Город, выросший внезапно, средь топи и отстроенный почти полностью иностранными архитекторами. Облик города был так же непривычен для русского человека, как привычки носить кафтан, брить бороду и читать газеты.

Данная дипломная работа посвящена этому городу, в частности, одному из наиболее выдающихся периодов петербургской истории– петровскому времени. В работе хотелось подчеркнуть его важность, ведь именно тогда решалось, какой именно облик и назначение будет иметь Северная Столица.

Огромнейшее значение для жителей Санкт-Петербурга  и для всего населения России, имеет история создания этого города, его культуры и особенностей. Данная тема всегда актуальна, так как, Санкт - Петербург является культурным центром России и  его исследование, в изобразительном искусстве всегда интересно.

Пейзажи города на Неве всегда вдохновляли писателей, художников, композиторов, поэтов создавать величайшие произведения искусства. Художники начали изображать Петербург фактически сразу после начала его строительства. Помимо акварелей, живописных полотен и графических работ, декоративное искусство также затронуло тему Петербурга. Особенно ярко виды Петербурга раскрываются в лаковой миниатюрной живописи на папье-маше. Множество мастеров изображали архитектурные ансамбли, парковые системы и Неву, обрамлённую в гранит. Часто изображаются корабли и общество времен Петра Великого, парадное прошлое нашего города во всей его роскоши. Миниатюра каждого промысла, очень ярко отображает уникальную красоту Петербурга. Все архитектурные детали выписаны очень тонко и подробно. Прекрасные, живописные изображения пар, гуляющих по каменным мостовым на фоне городских пейзажей, архитектурные пейзажи на шкатулках мастеров Федоскино.

Удивительные композиции выполняют художники Палеха, чёрный фон вычерчивает своды казанского собора и петропавловской крепости.

Красота видов Петербурга не оставила равнодушными и мастеров Холуя. Их работы отличает явно выраженная декоративность и красочность.  Стоит также отметить и колорит холуйских работ, который состоит в основном из красных, оранжевых и желто-охристых оттенков, все это придает некую теплоту работе, несмотря на всю строгость изображаемой Архитектуры.

Сложными плоскостными композициями, строят архитектуру Петербурга Мстёрские мастера, красивая игра планов, прекрасно передаёт атмосферу города и его величие.

Основываясь на исторических документах, художественных работах и изображениях Петербурга, создается индивидуальная работа. В течении которой разрабатывалось много разных композиций с видами Санкт-Петербурга. Далеко не сразу было решено прорабатывать  композиции именно с прибытием иностранцев и обсуждением постройки города.

Изначально рассматривались и парковые системы и архитектурные ансамбли, Александр Сергеевич Пушкин, на фоне обрамлённой в гранит Невы и многое другое. Есть и зарисовки на тему построек петербургских верфей. Множество эскизов и рисунков отдельных форм предшествовали композиции для ларца такой, какой можно её наблюдать по окончанию работы.

Из многочисленных вариантов выбраны именно эти изображения, так как, в композиции удалось показать дух времени, они дают зрителю возможность, быть непосредственными свидетелями этих событий. Композиция продолговатой формы, не случайна, форма шкатулки - ларец, выбрана для данной композиции, потому что,  лучше всего подходит для панорам, изображающих сюжетную линию, с лева на право. Длинная форма ларца лучше всего позволяет раскрыть сюжет композиции и подчеркнуть значимость для города запечатлённых событий, роль Петра Великого в истории. Деятельность императора была направлена на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. 

В данной композиции, хотелось отобразить сам процесс создания морской столицы такой, как её видел Петр, и подчеркнуть одно из наиболее значимых решений, именно приезд иностранных специалистов сделал этот город, Северной столицей, такой разносторонней и многонациональной, какой мы видим её и по сей день.

На одной из главных сторон, изображение повествует о встрече Петром первым приглашенных иностранцев. Надо заметить, что исторически нет упоминаний о конкретном событии в том виде, в каком оно представлено на композиции, однако общеизвестно, что специалистов приглашали.

Композиция делится на две, для того что бы подчеркнуть значение изображённого. Деление предполагает -  подчеркнуть значимость изменений грядущих в консервативную Россию, контраст аристократичного европейского мира с суровостью местных жителей. Особенно в композиции подчёркнута фигура Петра I, как главного героя изображаемого. Лодка, плавно перетекающая в фон, с виднеющимися, в дымке кораблями, напоминает, о выходе к Балтийкому морю, каким важным событием это стало для морской державы.

С противоположной стороны, император рассказывает прибывшим гостям, о том как он хотел бы видеть будущий город, о своих планах по его закладке и общем впечатлении от Северной Венеции, когда планы придут в исполнение. Для обсуждения великой идеи был выбран домик Петра, который находится в центре композиции, деля беседу и планы Петра на две части. Когда император рассказывает, о Санкт-Петербурге и о том, как он будет выглядеть после завершения строительства, он указывает рукой в сторону,  как бы предлагая, своим гостям представить, как будет выглядеть город.

Две узкие боковинки, обрамлённые в витиеватый золотой орнамент, напоминающий кованную решетку и увенчанные личным гербом Петра и гербом Санкт- Петербурга. Как апогей всей композиции шкатулки – ларца, на крышке в обрамлении золотого орнамента расположен медальон с изображением императора. На дымчатом фоне, скрывающем шпиль петропавловской крепости, расположен портрет Петра Великого, самого важного правителя в истории города.

Ларец прекрасно впишется в интерьер любого помещения. Владелец может хранить в нем ценные вещи, в том числе дорогие украшения, приятные мелочи. Также ларец является замечательным выставочным материалом или оригинальным эксклюзивным подарком.