Разработка по теме "Русская икона"

Гусакова Тамара Анатольевна

Предавлено творчество и особенности известных иконописцев. Разбираются понятия "житийная икона", "парсуна" и др. Для проверки усвоения материала разработан тест, на который можно пройти с помощью QR-кода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока "Русская икона"20.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Древнерусское искусство. Иконы.

Цели: сформировать представление об иконе, познакомить с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия; развивать кругозор, интерес к истории и культуре своей Родины.

Оборудование: презентация «Русские иконы»

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Работа с темой урока и целями.
  3. Вводная беседа.

Слайд 1. Раньше икона д.б. в каждом доме.

Долгое время художники на Руси писали только иконы и назывались иконописцами. Рисовать на иконе простых людей запрещалось. Даже подписать икону своим именем было нельзя — искусство это принадлежало Богу.

Старые облупленные иконы нельзя было выбрасывать. Их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили из пожара,  за большие деньги выкупали из плена.

Писали иконы на липовых или сосновых досках. Сначала наносили меловой слой – левкас. На нем прорисовывали контуры рисунка. Использовали краски на яичном желтке.

Прежде взяться за написание иконы, мастер долгое время проводит в молитвах, посте, размышлениях над смыслом образов.

До 16 века над иконой трудился один мастер, а в 16 веке, во времена Ивана Грозного трудились целые артели. Каждый выполнял свой вид работы.

Множество старых икон были сверху записаны очень часто, на одной доске оказывается несколько живописных работ.

Слайд 2. Вспомните 5 класс

- Как называлось полотенце, которым украшалась икона? Убрус)

Слайды 3-4. Первым изображением Бога на иконе был лик Иисуса Христа. Как он появился, мы узнаем, глядя на икону «Спас Нерукотворный». Согласно легенде Иисус Христос приложил платок к своему лицу и передал через слугу отпечатанный лик сирийскому царю, страдавшему от проказы. Царь излечился и установил натянутый на доску плат с ликом Христа над городскими воротами. Списки с этого плата стали изображать на иконах. Так люди узнавали с икон, что Иисус Христос — мудрый учитель, ходил со своими учениками, делал чудеса и учил людей мудрости.

Слайд 5. «Спас Нерукотворный» изображали на знаменах русских войск.

Слайд 6. Иконы «Спас Нерукотворный»

Слайд Надвратная икона

Слайды 7-8.

Икона «Хождение по водам»

с сюжетом о чудесном спасении учеников от бедствия.

— Однажды Иисус, не закончив проповедь, велел ученикам взять лодку и отправляться на другой берег озера. Оставшись один, он зашел на гору помолиться. Ночью поднялась буря, ветер швырял лодку, как щепку. Видя, что ученики терпят бедствие, Спаситель пошел к ним прямо по воде. Не узнали ученики Иисуса и закричали в испуге:

— Призрак! Призрак!

— Не бойтесь! Это я!

— Если это ты, Господи, — все еще сомневался один из его учеников, Петр, — сделай так, чтобы и я мог пойти тебе навстречу!

— Иди, — сказал Иисус.

Петр вышел из лодки и пошел навстречу Господу — прямо по воде. Но порыв ветра напугал Петра, и он начал тонуть.

— Спаси меня, Господи! — закричал он, захлебываясь водой.

— Что же ты засомневался, маловерный? — укорил его Иисус, протягивая бедняге руку. Вошли оба они в лодку, ветер стих, а ученики поклонились Иисусу:

— Ты действительно Сын Божий!

Этот сюжет учит людей не тому, что человек может ходить по волнам, а тому, чтоб он никогда не отчаивался.

Слайд 8.

- Имена каких иконописцев вы знаете?

На Руси всегда было немало талантливых людей, однако  о многих нам ничего не известно, т.к. не сохранилось их творений или хотя бы записей о них.

        Известны три имени иконописцев-творцов.

Слайд 9-10.  Феофан Грек

        В конце 14 века в Новгороде появился мастер, греческого происхождения – Феофан Грек. В Византии начинается полоса упадка, а на Руси благоприятная почва для творца. Здесь он и нашел всеобщее признание. Писал иконы и фрески. Любил писать старцев.

        Немного нам известно об этом замечательном художнике. Интересное свидетельство принадлежит его другу, писателю и художнику Епифанию Премудрому:

«Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ, зело хитрый Феофан, родом грек… и среди других иконописцев отменный живописец, который собственной рукой  расписал много различных церквей каменных – более 40, какие имеются по городам… Когда он всё это рисовал или писал, никто не видел, чтобы он когда-либо взирал на образцы, как делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы.  Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту».

        Фреска «Пантократор» Новгород

Фреска «Старец Макарий Египетский»

         Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, в результате  которой человек оказался настолько далек от Бога, что может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего безжалостного судьи. Между судьей и людьми есть посредники: праотцы, пророки.

Колорит суровый, как бы в тлеющих тонах: темно-желтые, зеленовато-синие, коричневые.

Слайды 11-12. Андрей Рублев

        Родился около1360 г. Первое известие о нем относится к 1405 г.  Считается учеником Феофана Грека. Был московским великокняжеским мастером, затем постригся  стал иноком в Спасо- Андроникова монастыря. Там он и похоронен.

        Философия Андрея Рублева отличается от взглядов Феофана Грека. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия доброты и красоты, гармония духовного и материального начал. Он видел не идею беспощадного наказания грешного человека, а идею любви, всепрощения и милосердия. Его Спас – всепрощающий Бог. Он справедлив, может примерить противоположность духа и плоти. Такого Христа византийское искусство не знало.

«Спас» Андрей Рублев

«Троица»

        Колорит мягкий, фигуры подсвечены мягким сиянием. Палитра богатая и яркая: лазурь, золото, нежная зелень

Слайд 13. Сравните три «Троицы».

Ветхозаветная «Троица»

«Троица» Феофана Грека

В основе Троицы Феофана Грека лежит библейский ( Ветхий Завет) сюжет о бездетных супругах Сарре и Аврааме, причем Сарра сильно превосходит в возрасте Авраама. Однажды в дом супругов являются странники - ангелы; вскоре у Сарры рождается сын и она становится, таким образом, одной из прародительниц еврейского народа. На фреске запечатлена встреча Саррой и Авраамом (его изображение не сохранилось) странников, их гостеприимство и угощение ангелов трапезой. Центральные образы фрески - ангелы. Встреча земного и небесного передана Феофаном Греком с огромной силой, ветхозаветный сюжет весь в движении, в эмоциях, кажется, передано даже движение фигур Сарры и ангелов. Грек пишет библейский сюжет - при этом на экспрессивно выписанной  фреске ярко  выражено подчинение земного небесному, ангелы возвышены над людьми.

Выразительность манеры письма, ее подвижность, изумительные краски - в этом секрет Феофана Грека.

«Троица» Андрея Рублева

Феофан Грек Ветхозаветная Троица 1378

Эти произведения близки по времени написания, их разделяют примерно два десятилетия, чуть больше.

Троица Феофана Грека - фреска в одном из соборов Новгорода. Рублевская Троица - икона.

История создания «Святой Троицы» Андрея Рублева – на грани мистификации. Ни год написания, ни заказчик – ничего не известно о главном произведении православного искусства.

В Троице Рублева трапеза небесных посланников как бы снивелирована, это уже не только и не столько выражение ветхозаветного текста о пришествии ангелов. Создана новая, совершенная композиция произведения. В иконе воплощено Божественное Триединство, и это будет закреплено и многократно повторено в традиции русской иконописи.

Рублевская Троица - гармония, мудрость, спокойствие, созерцание.

Дионисий

         Продолжил традиции Андрея Рублева. Он не был монахом, был мирянином и это отложило отпечаток на его творчество. В его творчестве преобладает торжественная праздничность, победное ликование.

        Дионисию и его школе принадлежит целая группа превосходных икон, они хранятся в ГТГ  и Успенском соборе Московского Кремля.. Его творчество замыкает золотой век древнерусской живописи.

        Был необычайно плодовитым художником. Со своими сыновьями Феодосием и Владимиром расписал множество церквей.

        Нет совсем изображения страдания.
даже в иконе «Распятие» изгиб тела Иисуса отражает не земную муку, а высокую идею подвига Богочеловека. Он словно парит в пространстве.

        Писал Дионисий и житийные иконы.

- Что это за иконы?

        Вокруг средней части расположены клейма, иллюстрирующие его жизнь, чудеса и подвиги от рождения до

 смерти – житие.

        Написаны яркими красками, отражают идею торжества.

Фигуры вытянутые, чаще в молящейся позе.

Слайд  Парсуна - ранний «примитивный» жанр портрета в Русском царстве, в своих живописных средствах находившийся в зависимости от иконописи.

Тест

  1. Слово «икона» в переводе на русский язык звучит как:

А. Образ

Б. Портрет

В. Лик

  1. Иконы располагали

А. На городских воротах

Б. В красном углу избы

В. В соответствующем ряду иконостаса

  1. Известный иконописец конца 14-нач. 15 века, прибывший в Новгород из Византии (Феофан Грек)
  2. Как назывался примитивный жанр портрета в русском искусстве (парсуна)
  3.  Этот иконописец работал вместе со своими сыновьями (Дионисий)