Трафаретная печать. Применение трафаретной печати на занятиях изо с детьми

Кайшева Елена Петровна

Исторический обзор применения метода трафаретной печати в своей работе людьми для украшения бытовых предметов, тканей, жилища. Рассматривается происхождение и развитие наскальной живописи, появление силуэтных изображений.Описано занятие, на котором с помощью трафаретной печати дети получают  красочные силуэтные изображения животных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трафаретная печать. Применение трафаретной печати на занятиях изо с детьми.

Суть трафаретной техники заключается в нанесении краски сквозь отверстия, вырезанные в листе плотной бумаги или другого материала, приложенного к декорируемой поверхности. Лист с вырезанными в нем фигурами и называется трафаретом. Трафареты можно использовать многократно, пока они не выйдут из строя.

Точно не известно, где и когда возникла техника нанесения краски через шаблон. Не сохранилось никаких письменных источников, и, скорее всего, разные народы использовали какие-то традиционные методы.

Считается, что еще 3000 лет до нашей эры в Китае для окраски шелка использовали шаблоны с проколотыми иглой отверстиями. Однако самые ранние свидетельства применения трафаретной техники в Китае относятся к I веку нашей эры. Доказательства были обнаружены в 1907 году Аурелем Стейном в знаменитых пещерах Тысячи Будд в Дуньхуане. Там были найдены шелковые ткани с изображениями Будды, выполненными с помощью трафаретов, обнаружены и исходные рисунки на пергаменте. Вдоль линий на рисунках были пробиты дырочки. Чтобы перенести изображение на ткань, по трафарету постукивали мелом. Мел проникал сквозь дырочки, оставляя след на ткани. Затем меловые линии обводили и вручную раскрашивали изображение. В дальнейшем были изобретены чернила, которые обладали кислотными свойствами и разъедали бумагу, оставляя на ткани четкий силуэт. По шелковым торговым путям, которые связывали Китай с соседними странами, метод трафаретной техники распространился среди других восточных культур. В Сиаме доминировали узоры на темы, навеянные природой, тогда как в Персии применение трафаретов ограничивалось воспроизведением священных надписей. В Индии художники работали с геометрическими рисунками в поисках идеальных пространственных композиций, соответствующих индийской философии, которая во всем стремится найти совершенство.

По торговым путям трафареты попали в Европу примерно в то же время, что и в другие восточные страны. Сначала они появились в Италии, затем, в раннем Средневековье, трафаретная техника достигла Франции и Англии.

Средневековые ремесленники создавали разнообразные орнаменты, сочетая трафаретную технику с ручной росписью. В Средние века трафареты применяли для украшения игральных карт, для создания роскошных обоев, которыми знаменита Франция, и для иллюстрации книг.

Однако страной, где трафаретную технику ожидал настоящий бум, стала Англия. Известно, что в XIII веке Генриху III нравились стены, окрашенные в зеленый цвет и разрисованные по трафарету золотистыми звездами. В течение почти целого века трафареты использовали в церквах для изображения эмблем, драпировок, лилий, монограмм, образов солнца и цветочных узоров.  Трафаретная отделка была популярна среди небогатых людей, которые с ее помощью украшали тисненые обои и таким образом имитировали богатые гобелены. XVIII век – один из золотых периодов трафаретной техники.

Эмигранты из Европы внедрили на новом континенте технику набивки рисунка по трафарету. Она прижилась в Америке в XVI  и XVII веках. А начиная с середины XVIII и до конца XIX столетия благодаря странствующим художникам из Новой Англии этот метод стал чрезвычайно популярным.

Набивка рисунка по трафарету приобрела огромную популярность. Темы рисунков были заимствованы из окружающей среды: листья, цветы, плоды, колокольчики, птицы, звезды и сосновые шишки – символ колониального гостеприимства. Одни и те же мотивы повторялись на мебели, стенах, полах, посуде, печных трубах и покрывалах.

2. Чем сильнее человек жаждет заглянуть в будущее и понять настоящее, тем больше у него интерес к прошлому. Как возникло искусство? Чем оно было для человека в момент появления? Что его породило? Почему человек совершил этот важнейший шаг – стал заниматься столь отвлеченным занятием, как живопись или пластическое искусство?

Связь между развитием пещерного искусства и охотой на крупных животных подмечена давно. Ученые полагают, что люди той далекой эпохи перед предстоящей охотой, приносившей основную пищу их семьям, совершали ряд тайных обрядов, магических действий, «убивая» копьями изображения своих будущих жертв. О том, как могли выглядеть подобные обряды, исследователи узнали из жизни и быта коренных жителей Австралии и обитателей юга Африки. Перед охотой, разрисовав себя ритуальными узорами, люди собирались вокруг изображения животного – объекта охоты, высеченного на скале или прочерченного на земле или песке. Размахивая копьями, охотники исполняли обрядовый танец, а затем поражали жертву.

«Художники» эпохи палеолита стремились к максимальной правдивости в передаче действительности. Лучшие образцы изобразительного искусства отличает удивительная верность природе. С необыкновенной наглядностью  изображены способы охоты. Известны рисунки, демонстрирующие различные ее приемы: выслеживание, облаву. Четкость и острота наблюдений, отраженных в образах животных, сценах охоты и военных столкновениях, определялись их главной жизненной целью – борьбой за выживание. В ту суровую пору вся жизнь и благосостояние людей зависели от знания образа жизни и характера животных. Проникновение в жизнь зверей – характерная и важная часть психологии людей.

В истории пещерной живописи эпохи палеолита (древнего каменного века) выделяют несколько периодов. В глубокой древности (примерно с XXX тысячелетия до н. э.) первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка черной или красной краской.

 Позднее (примерно с XVIII и по XV тысячелетие до н. э.) первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть. Научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками желтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов.

В следующем, третьем периоде (XII тысячелетие до н. э.) пещерное искусство достигло своего апогея. Появились громадные  «полотна», занимавшие всю поверхность сводов самых глубоких пещер – Руфиньяк, Труа Фрер, Монтеспан, Альтамиры, Ласко, Фон де Гом, Ла Мадлен и других. О живописи этого периода можно сказать, что она достигла большого реализма благодаря объему и перспективе, пропорциональности построения фигур, применению разноцветных красок и передаче движения.

В дальнейшем пещерные изображения утратили живость, объемность, усилилась стилизация. В последний период реалистические изображения отсутствуют совсем. Палеолитическая живопись как бы возвратилась к тому, с чего начиналась: на стенах пещер появились беспорядочные переплетения линий, ряды точек, неясные схематические знаки.

В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII – VIII тысячелетия до н. э.), с  изменением климатических условий изменилась жизнь и сознание первобытного человека, что повлияло и на пещерные рисунки. Прежде в центре внимания древнего художника были животные, на которых он охотился, теперь – фигуры людей, изображенные в стремительном движении. В наскальной живописи мезолита начинают преобладать многофигурные композиции и сцены, которые живо воспроизводят различные эпизоды из жизни охотников того времени. Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами.

Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000 – 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. Наскальная живопись в эпоху неолита становится все более схематичной и условной: изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Помимо схематизма они отличаются небрежностью исполнения. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.

Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего человечества. Научившись создавать изображения (скульптурные, графические, живописные), человек приобрел некоторую власть над временем. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной.

3. Силуэт – плоскостное изображение, прием работы, средство художественной выразительности, а также вид графики. Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства. В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне. В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей.

Силуэты были известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока. сформировалось в первой половине XVIII в. во Франции. Его название

В Европе, как самостоятельный вид графики, искусство силуэта произошло от фамилии министра финансов Этьенна Силуэта, на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля. Сам он также занимался вырезанием силуэтов из черной бумаги.

Практическая часть.

Занятие изостудии (возраст 11 – 13 лет: 5-6 класс) на тему:

«Изображение животных с помощью трафаретной росписи».

Цель: познакомить учащихся с новой изобразительной техникой.

Задачи:

Развивающие:

1. Развивать творческое воображение.

2. Совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус.

3. Развивать цветовосприятие.

4.Развивать навыки работы ножницами.

Обучающие:

1. Дать учащимся понятие «трафаретной росписи».

2. Научить применять трафаретную роспись для реализации творческого замысла.

3. Показать приемы работы жесткой кистью, губкой.

4. Научить изображать животных с помощью трафаретной росписи.

5. Сформировать представление об истоках изобразительного искусства на примере развития наскальной живописи.

6. Обратить внимание на цвета природных красителей.

Воспитывающие:

1. Воспитывать интерес к искусству народов мира.

2. Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на знакомство с культурой древнего общества.

3. Воспитывать эстетические чувства.

Оборудование и материалы.

Для учителя:

1. Раздаточный материал (изображения животных).

2. Иллюстративный материал. Фотографии наскальной живописи:

а) Зубр. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Альтамира. Испания.

б) Лошадь и  олени. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

в) Бык. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

г) Зубры. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

д) Лошадь. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

е) Олени. Пещерная живопись. Палеолит. Пещера Ласко. Франция.

ж) Бизон. Пещерная живопись Палеолит. Франция.

з) Пещера рук. Палеолит. Аргентина.

3. Фотографии животных.

4. Презентация «Наскальная живопись».

5. Пособие: «Последовательность выполнения трафарета».

6. Тонированная бумага.

7. Плотная бумага для трафарета.

8. Ножницы, гуашь, жесткие кисти, губки.

Для учащихся:

1. Тонированная бумага.

2. Плотная бумага для трафарета.

3. Карандаш, ножницы, гуашь, жесткая кисть, губка, салфетка.

План занятия

1. Организационный момент. 1 мин.

2. Вводная беседа (о возникновении наскальных рисунков). Историческая справка. 7 мин.

3. Сообщение темы занятия. Знакомство с изобразительной техникой «трафаретная роспись». 3 мин.

4. Практическая работа.

а) показ выполнения трафарета и применения его в трафаретной росписи (работа учителя). 7 мин.

б) физкультминутка. 2 мин.

б) творческая работа учащихся. 20 мин.

5. Подведение итогов. 5 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Организация рабочего места и проверка готовности учащихся к занятию.

Приветствие детей.

II. Вводная беседа.

- Попробуем мысленно перенестись в далекие времена, когда наши предки жили в пещерах, охотились на диких животных. У каждого племени был свой покровитель – звериный предок – «тотем».

Главным занятием древних людей была охота. Также они занимались обустройством быта, приготовлением пищи, изготовлением одежды. Охота занимала большую часть времени, необходимо было изучить повадки зверя, выследить его, поймать. Результат охоты имел очень важную роль для племени. Если охота была неудачной, то племени приходилось очень трудно.

Ученые полагают, что люди той далекой эпохи перед предстоящей охотой, приносившей основную пищу их семьям, совершали ряд тайных обрядов, магических действий. Ребята, как вы думаете, что они делали? – Дети высказывают свои предположения.

-Правильно, для привлечения удачи древние люди создавали изображение животного, пытались «убить» его копьями. Изображали саму охоту, причем на рисунке результат охоты должен был быть удачным.

Показ презентации «Наскальная живопись».

Учитель читает стихи В. Берестова «Первые рисунки».

Первые рисунки

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел слепить горшок из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней стремительно живой,

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые противники его.

Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылен,

Упал и, умирая, шевелится,

И кровь глотает раненый бизон.

Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу

Рисунком легким, тонкою резьбой.

В. Берестов.

III. Сообщение темы занятия.

- Тема нашего занятия: «Изображение животных с помощью трафаретной росписи».

Сегодня мы попробуем создать изображение животного необычным способом – с помощью трафаретной росписи.

Трафаретную технику применяли и в наскальной живописи доисторических времен. Это хорошо видно на рисунках в «Пещере Рук», расположенной в Аргентине (показ фотографии). Негативные изображения рук получали, закрашивая поверхность вокруг ладони, приложенной к стене, то есть, используя руку как шаблон.

Сегодня трафаретная техника используется дизайнерами для украшения интерьера, предметов быта, мебели, одежды.

Ребята, разделитесь на несколько племен. Племя придумывает себе имя по названию животного-покровителя. Например, племя «лютичи» называлось по имени своего звериного предка – лютый – что значит «волк».

(Детям дается время на выбор названия племени, каждое племя представляет себя).

Мы с вами создадим имитацию наскальных рисунков в декоративном варианте для украшения жилища.

IV. Практическая работа.

1. Показ выполнения трафарета и применение его в трафаретной росписи.

- Как выполняется трафаретная роспись?

Первое – создаем рисунок животного, на которое охотится наше племя, или животного-покровителя.

Второе – аккуратно вырезаем силуэт животного ножницами, так, чтобы получился трафарет в виде животного.

Третье – накладываем трафарет на лист тонированной бумаги и заполняем отверстие краской, подходящей по цвету к шкуре животного, с помощью жесткой кисти или губкой.

Для того чтобы изображение получилось объемным, к краю трафарета краску накладываем плотнее и немного более темного оттенка.

По окончании, снимаем трафарет и несколькими штрихами тонкой кистью черной краской или черной гелевой ручкой завершаем рисунок.

(Учитель ведет показ работы на доске).

В рисунках животных древние люди старались передать главное. Все несущественное отметалось, а характерное, наоборот, преувеличивалось и обобщалось.

Краску для живописи получали из природных красителей, растирая минералы и растения. Вот как описывает цветовую гамму первобытных художников Алан Маршалл в рассказе «Изображения в пещере»:

«Рисунки были выполнены в красных, коричневых, желтых тонах, а также краской пурпурного оттенка. Краской служили размельченные куски охры. Белая краска, встречавшаяся во многих рисунках, приготовлялась из белой глины или истолченного известняка. Черную краску, которую делали из древесного угля, употребляли довольно редко. Наиболее часто охотники прибегали к темно-коричневым и желтым тонам. На этих рисунках люди фигурировали редко. Чаще всего были изображены животные…  Вся поверхность скалы окрашена охрой разных оттенков. Если прищурить глаза, казалось, что видишь огромный причудливый узор, исполненный всеми цветами земли».

2. Физкультминутка.

- Итак, теперь племена могут сами создать подобные изображения.

3. Творческая работа учащихся.

V. Подведение итогов.

- Закончилось наше путешествие в доисторическую эпоху, когда люди охотились на мамонтов и бизонов. Мы познакомились с новой изобразительной техникой – трафаретной росписью, которую унаследовали от наших далеких предков. Я думаю, что все племена вернулись с удачной охоты (проводится экспресс-выставка работ). Мы получили имитацию наскальных изображений. Эти рисунки можно использовать для украшения интерьера.

Заключение.

В курсовой работе сделана попытка объединить знания по истории развития изобразительного искусства в первобытном обществе и приобретение навыков в трафаретной росписи.

В результате было проведено занятие в изостудии для учащихся 5 – 6 классов по теме «Изображение животных с помощью трафаретной росписи». В процессе занятия  учащиеся познакомились с новой для них изобразительной техникой – трафаретной росписью, применили знания, полученные на уроках истории, познакомились с искусством первобытного общества, научились изображать животных с помощью трафаретной росписи. Занятие вызвало у учащихся эмоциональный отклик на знакомство с культурой древнего общества.

Дети создали изображения животных декоративные и, одновременно, достаточно реалистичные, напоминающие наскальную живопись, но имеющие налет современности.

Можно считать, что основная цель и главные задачи курсовой работы достигнуты.