Внеклассное мероприятие, посвященное 180-летию со дня рождения Архипа Ивановича Куинджи «Мастер света»

Базюк Анна Сергеевна

Ребята знакомятся  жизнью и творчеством Архипа Ивановича Куинджи, с интересными фактами его самых знаменитых картин и секретами их написания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жизнь и творчество А.И. Куинджи32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дошкольного образования

«Детская школа искусств» им. В.В. Толкуновой

Внеклассное мероприятие, посвященное

180-летию со дня рождения

Архипа Ивановича Куинджи

«Мастер света»

Подготовил: преподаватель

Базюк Анна Сергеевна

Саратовская область, г. Ртищево

2021 год

    Виртуальная экскурсия по произведениям А.И. Куинджи, его жизнь и творчество.

Цели:

  • расширять кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению культуры родной страны, родного края;
  • воспитывать любовь к живописи, интерес к истории своей Родины;
  • раскрыть своеобразие таланта А.И. Куинджи на примере пейзажных картин «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре».

Задачи мероприятия: научить выражать основную мысль пейзажа, развивать творческое воображение, пространственное мышление учащихся; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного, чувство любви к родной природе.

Тип урока: виртуальная экскурсия.

Оборудование: медиапроектор, презентация репродукций полотен А.И. Куинджи; экскурсия по Третьяковской Галереи города Москвы (видео Youtube);

Ход мероприятия

Вступительное слово

Здравствуйте ребята! Сегодня мы хотим вас познакомить с замечательным художником-пейзажистом, которому в этом году исполняется 180 лет со дня его рождения – это Архип Иванович Куинджи, и рассказать о некоторых его работах более подробно.  Они совершенно разные, но в них присутствует уникальная черта, которая присуща всем полотнам Куинджи. Она выделяет и делает их узнаваемыми на фоне других живописцев. Речь идёт конечно же о том, как мастер изображал свет. Но перед тем как перейти к глубокому анализу предлагаем вам познакомиться с самим мастером. Что это был за человек? Какие цели он преследовал и как сложилась его судьба...

Учитель. Ребята, сейчас я прочитаю вам лирическое произведение современного российского поэта Александра Демьянкова, а вы мне ответите: куда я вас приглашаю?

Любой музей есть память о веках,

Творенья от начала мирозданья,

Любое человечества созданье

В картинах, письменах, стихах.

Сегодня день торжественен и строг:

Открыта дверь, музей гостей встречает,

В стенах своих входящих привечает,

Лишь стоит преступить его порог.

Учитель: Итак, куда мы отправляемся? Правильно, в музей. И это главное художественное собрание города Москвы -  Третьяковская Галерея - самая известная в РФ.

Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным пейзажистом –Архипом Ивановичем Куинджи.

 

Ученик 1.

(презентация репродукций полотен А.И. Куинджи)

  1. Архип Иванович Куинджи родился в 1842 году на окраине Мариуполя в семье грека, бедного сапожника. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает "золотых дел мастер". Рано осиротев, мальчик жил у родственников, работал у чужих людей: был слугой у хлеботорговца, служил у подрядчика, работал ретушером у фотографа.

        Основы грамоты Куинджи получил от знакомого учителя грека, а затем занимался в городской школе. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, - на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Страсть к рисованию привела его в Феодосию к И.К. Айвазовскому. Пробыв несколько месяцев у знаменитого художника, Куинджи едет в Петербург с мечтой поступить в Академию художеств.

2.         Но не сразу ему удалось стать учеником Академии: слабой оказалась художественная подготовка. Он дважды держал экзамены и оба раза безрезультатно. Но это не могло остановить упорного и настойчивого юношу. В 1868 году на академическую выставку он представил картину "Татарская сакля", за которую получил звание неклассного художника. В этом же году его приняли вольнослушателем в Академию.

        Куинджи окунулся в атмосферу художественной жизни. Он дружит с И. Е. Репиным и В. М. Васнецовым, знакомится с И. Н. Крамским - идеологом передовых русских художников. Лиричность пейзажей Саврасова, поэтическое восприятие природы в картинах Васильева, эпичность полотен Шишкина - все открывается перед внимательным взглядом молодого художника.

Куинджи начинает искать самостоятельные пути в искусстве.

     3. Созданная им в 1872 году картина "Осенняя распутица" своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников. Куинджи не просто передал осенний холодный день, размытую дорогу с тускло поблескивающими лужами - он ввел в пейзаж одинокую фигуру женщины с ребенком, которая с трудом идет по грязи. Осенний пейзаж, пронизанный сыростью и мглой, становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни.

4 – 5.   Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам. В результате появились картины: "Ладожское озеро" (1872), "На острове Валаам" (1873). Неторопливо, спокойно ведет художник в своих картинах повествование о природе острова, с его гранитными берегами, омываемыми протоками, с темными густыми лесами, упавшими деревьями. Эту картину можно сопоставить с былинным эпосом, живописным сказанием о могучей северной стороне. Серебристо-голубоватый тон картины сообщал ей особую эмоциональную приподнятость. После выставки 1873 года, на которой это произведение было показано, о Куинджи заговорили в прессе, отмечая его самобытный и большой талант.

6 - 8. В 1874 году Куинджи пишет картину "Забытая деревня", которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников.

        В следующем году Куинджи выставил три картины: "Чумацкий тракт в Мариуполе", "Степь в цвету" и "Степь вечером" (местонахождение неизвестно). В картине "Чумацкий тракт" художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна.

        Совсем иные по настроению "Степь вечером" и "Степь в цвету". Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.

9.   Однако Куинджи совершил внезапный поворот. Этому несомненно способствовали его поездки в Западную Европу и знакомство с последними достижениями живописи. В 1876 г. он показал картину "Украинская ночь", в которой сумел передать чувственное восприятие южной летней ночи, с невиданной для своего времени смелостью обобщая цвет и упрощая форму.

10 – 13.  С огромной поэтической силой открылась удивительная красота украинской ночи. На берегу небольшой речушки примостились озаренные лунным сиянием украинские хатки. Ввысь устремились тополя. Тишина, спокойствие разлиты в природе. На синем, словно из бархата, небе мерцают яркие звезды. Для того, чтобы так естественно и выразительно передать лунное сияние, мерцание звезд, художнику понадобилось решать сложнейшие живописные задачи. В картине все построено на виртуозной разработке тональных отношений, на богатстве цветовых сочетаний. В 1878 году "Украинская ночь" была показана на Всемирной выставке в Париже. "Куинджи, - писала французская критика, - бесспорно самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других".

        Картина стала сенсационным событием художественной жизни, а за нею последовали другие, не уступавшие ей в вызывающей декоративности: "Березовая роща" (1879), "Лунная ночь на Днепре" (1880), "Днепр утром" (1881) и др.

Ученик 2.

14.  «Картину следует писать от себя, наизусть, на основании знаний, приобретенных на этюде. В картине должно быть "внутреннее", то есть мысль, художественное содержание».

Куинджи А.И.

В 1879 году художник пишет три пейзажа: "Север", "После грозы", "Березовая роща". Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством.

        Картина "Север" продолжала серию северных пейзажей, начатых "Ладожским озером". В ней Куинджи отошел от изображения определенного уголка природы. Его полотно - обобщенный поэтический образ Севера, созданный воображением художника итог раздумий, размышлений о величественной и суровой природе. Картина "Север" завершала трилогию, задуманную еще в 1872 году, и была последней из этой серии.

15. На долгие годы потом Куинджи отдает свои талант воспеванию природы южной и средней полосы России. Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж "После грозы".

16. Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины "Березовая роща".

        Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Казалось, будто само солнце проникло в помещение выставочного зала, освещая зеленую поляну, играя на белых стволах берез, на ветвях могучих деревьев.

        Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию. От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. В окончательном варианте нет ничего случайного, "списанного" с натуры. Передний план погружен в тень - так подчеркивается звучность, насыщенность солнцем зеленой поляны.

        Художник сумел, избежав театральности, создать декоративную картину в лучшем понимании этого слова.

        Куинджи с огромным вдохновением воспевает в ней красоту и поэзию природы, ослепительную яркость солнечных лучей, несущих радость людям.

17. В 1880 году в Петербурге на Большой Морской (ныне ул. Герцена) была открыта необычайная выставка: демонстрировалась одна картина - "Лунная ночь на Днепре. Она вызвала бурю восторгов. У входа на выставку стояла огромная очередь. В то время, когда в России даже персональные выставки еще казались в диковинку, шаг этот был сопряжен с громадным риском, но успех выставки, собиравшей толпы зрителей, превзошел все ожидания.

        На следующий, 1881 г. Куинджи точно так же показал новый вариант "Березовой рощи", а через год - еще три картины.

        Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.

18. В 1881 году художник создал картину "Днепр утром". В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью, внутренней мощью, могучей силой природы. Удивительно тонкое сочетание чистых золотисто-розовых, сиреневых, серебристых и зеленовато-серых тонов позволяет передать очарование цветущих трав, бесконечных далей, раннего степного утра.

Ученик 3.

19 – 21. Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света.

                                                                 Репин И.Е.

В зените славы Куинджи совершил новый неожиданный шаг: он вообще прекратил выставлять свои произведения. Наступили долгие годы молчания. Друзья не понимали причин, волновались. Куинджи же сам объяснял так: "...Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Вот я стал Архипом Ивановичем, всем известным, ну это хорошо, а потом увидел, что больше так не сумею сделать, что голос как будто стал спадать. Ну вот и скажут: был Куинджи, и не стало Куинджи! Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи".

        Но Куинджи продолжал усердно трудиться, но сделанное показывал только близким людям.

          Став состоятельным человеком (заработки его были очень высоки), он мог теперь работать так, как ему хотелось, - не спеша и вволю экспериментируя. Среди исполненных работ были не только пейзажи, продолжавшие начатое ранее, такие как "Вечер на Украине" (1878-1901), "Дубы" (1900-03) и др., но и совершенно необычные крохотные картинки, в которых он остро, с удивительным лаконизмом передавал свои впечатления от природы ("Лунные пятна на снегу", "Цветник" и пр.).

22 – 24. По сравнению с десятилетием активного участия на выставках, за остальные тридцать лет Куинджи сделал сравнительно немного. По воспоминаниям друзей художника, в начале 1900-х годов Куинджи пригласил их к себе в мастерскую и показал картины "Вечер на Украине", "Христос в Гефсиманском саду", "Днепр" и "Березовая роща", которыми они были восхищены. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.

25. "Ночное" - одно из последних произведений заставляет вспомнить лучшие картины Куинджи времени расцвета его таланта. В нем также чувствуется поэтическое отношение к природе, стремление воспеть ее величавую и торжественную красоту.

Куинджи не стал затворником. В 1894 г. он охотно принял предложение быть профессором пейзажной мастерской в Академии художеств, только что радикально реформированной.

        За дело он взялся увлеченно, преподавал по хорошо продуманной системе и успел воспитать прекрасных мастеров: А. А. Рылова, К. Ф. Богаевского, Н. К. Рериха.

        К сожалению, его преподавание длилось недолго: уже в 1897 г. он был отстранен от службы за то, что общался с участниками студенческих волнений. Но со своими учениками он продолжал заниматься частным образом, а на следующий год устроил им на собственные средства поездку в Западную Европу.

        Немного позже он пожертвовал Академии художеств капитал, проценты с которого шли ежегодно на выплату премий молодым художникам.

        Последним его добрым делом было основание в 1909 г. Общества имени Куинджи - независимого объединения художников, которому он пожертвовал 150 000 рублей и 225 десятин земли в Крыму, да еще завещал все свои картины и деньги.         Общество просуществовало до 1930 г., а Куинджи умер несколько месяцев спустя после его открытия…в июле 1910 года.

Учитель:

 «Волшебный свет»: секрет популярности Куинджи

Государственная Третьяковская галерея, в Инженерном корпусе которой с 3 октября 2018 года проходит выставка картин русского художника Архипа Куинджи, была вынуждена продлить часы ее работы из-за небывалого ажиотажа вокруг экспозиции.

25 ноября очередь на вход вдвое превысила абсолютный рекорд по числу желающих приобщиться к прекрасному. Не обошлось и без ЧП — одно из произведений было похищено. Правда, вернуть его правоохранительные органы смогли также в рекордные сроки. В чем секрет такой популярности Куинджи?

Надо сказать, что на выставки Куинджи попасть было довольно сложно еще при его жизни. В октябре и ноябре 1880 года в здание Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге также выстраивались огромные очереди.

Люди подолгу ждали у входа, чтобы взглянуть на одну единственную картину, представленную на экспозиции. Такое в России случилось впервые. Никогда еще вниманию посетителей не предлагалось единственное полотно. В то время, когда в России даже персональные выставки еще казались в диковинку, шаг этот был сопряжен с громадным риском, но успех выставки, собиравшей толпы зрителей, превзошел все ожидания.

Представленная на выставке «Лунная ночь на Днепре» того действительно стоила. В ней было нечто мистическое. Все без исключения отмечали удивительную реалистичность света на полотне. Кто-то заглядывал за раму, пытаясь найти там источник освещения и предполагая, что пейзаж нарисован на стекле.

«Интересно хорошенько рассмотреть в лупу: из каких красок составлен этот свет; кажется, и красок таких-то нет. Просто дьявольщина какая-то», — говорили о работе Куинджи.

Его творчество вызывало бурный восторг зрителей. Но реакция уже знаменитых художников была более чем сдержанной. Даже чуткий и дальновидный И.Н. Крамской писал о его картинах: «Что-то в его принципах о колорите есть для меня совершенно недоступное; быть может, это совершенно новый живописный принцип… его заходящее солнце на избушках решительно выше моего понимания. Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, что моему глазу так же утомительно на него смотреть, как на живую действительность; через пять минут у меня в глазу больно… Короче, я не совсем понимаю Куинджи».

Предположения о необычных красках, которые использовал художник, отчасти были верны. Куинджи проводил эксперименты с красочными пигментами и активно применял в своем творчестве битум.

Битум искусственный и природный благодаря своим свойствам нашел широкое применение в различных производствах. Его используют не только для благоустройства дорог, но и в лакокрасочном производстве, в качестве изоляционного материала и герметика.

Материалы, пропитанные им, становятся нечувствительными к влаге и пару. В воде он нерастворим.

Решать довольно сложные химические проблемы ему помогал хороший знакомый — знаменитый ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Он часто бывал в гостях в доме Куинджи. Вместе приятели проделали большое число опытов по изготовлению красок.

Однако, несмотря на научную базу и работу по улучшению долговечности красок, впоследствии выяснилось, что материалы на основе битума не отличаются особой стойкостью. Они разлагаются и темнеют под воздействием света и воздуха. Особенно сложно таким картинам, когда в дело вмешивается еще и морская вода. А с «Лунной ночью на Днепре» произошла именно такая история.

Еще до завершения ее купил Великий князь Константин Константинович Романов, совершенно очарованный волшебным светом украинской ночи. За полотно было заплачено пять тысяч рублей — огромная по тем временам сумма.

Великий князь кроме живописи очень любил море и путешествия. Отправляясь в долгое плавание, он решил взять «Лунную ночь на Днепре» с собой. Когда об этом узнал Архип Куинджи, он даже пригрозил подать в суд на Константина Константиновича, опасаясь за судьбу своего лучшего произведения. Но намерения этого не выполнил. А опасения были не напрасными.

Побывав в течение почти двух лет во Франции, Алжире, Италии, Греции, Египте, Палестине, на Мальте и Сицилии, картина серьезно пострадала под действием морского воздуха. В составе красок произошли необратимые изменения, и они потемнели. Восстановление, которое провел сам автор, не смогли вернуть прежней мистической достоверности, однако красота и глубина полотна до сих пор поражает.

Мастерство Куинджи в передаче лунного света - результат огромной работы художника, длительных поисков. Его мастерская была лабораторией исследователя. Он много экспериментировал, изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Упорным, настойчивым трудом достигал Куинджи виртуозного владения цветом, той композиционной простоты, которые отличают его лучшие работы.

(видео Youtube «Ночь на Днепре/История одного шедевра»)

Учитель:

«Художником света» называл А. И. Куинджи и И. Е. Репин. Действительно, по изображению игры света и тени Куинджи не было равных. Его знаменитая картина «Березовая роща», написанная в 1879 году, - этому подтверждение.

В картине «Березовая роща» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. Вокруг удивительно тихо и радостно. Привольно и свободно растут на поляне березы. Затеяв веселую игру, скачут по их белым стволам веселые «зайчики». Художник так мастерски изобразил уголок рощи, утопающей в солнечном свете, что кажется, будто слышишь шелест листьев, стрекотание кузнечиков в мягкой траве, щебетанье птиц…

Верхний край полотна «срезает» кроны берез, но отдельные их ветки остаются в поле нашего зрения. Легкий узор их изумрудной зелени контрастирует с темной зеленью берез на дальнем плане картины – и это усиливает ощущение яркости, лучезарности летнего дня.

Затем наш взгляд привлекает ручей. Он «уводит» вглубь картины, в лес, теряющийся в таинственной дымке, и дает ощущение свежести, прохлады. Чувствуется не только прелесть окружающего пейзажа, но и его мощная земная сила. Вдали мы видим темный силуэт леса. Художник не выделяет его детали, наоборот, обобщает силуэты в одну тяжелую массу, сгущает цвет.

Сильного декоративного эффекта Куинджи добивается с помощью удачно подобранной композиции, чистых, звучных красок и точно подобранных контрастов. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми, почти светящимися стволами берез и ослепительно-голубым небом.

В картине «Березовая роща» Куинджи не просто показал прелесть и красоту русской природы, но с помощью оригинальных художественных средств передал нам свое чувство восхищения простым русским пейзажем.

Беседа по картине.

Приём «Вопрос – ответ»

- Что изображено на картине? (Бесконечно уходящая в даль равнина, которую художник показал с высоты птичьего полёта).

- Что виднеется на переднем плане? (На переднем плане изображены одинокие сосны, сиротливо стоящие на самом краю обрыва).

Как живописец показал дальнюю перспективу полотна?   (Там словно мерцают бесконечные леса, покрыты серо – голубым влажным туманом).

- Как мастер изобразил небо? (Большую часть картины занимает небо, что очень характерно для пейзажей мастера).

-Что оно символизирует? (По замыслу А.И. Куинджи – это противоборство двух стихий – добра и зла).

- Какое чувство вызывает это произведение мастера? (Любовь к суровым северным краям. В тоже время - это чувство смешивается с ощущением величия, не подвластности природы человеку).

Приём «До и после» «…после».

- Что вы узнали об этом мастере живописи?

- Откуда он родом?

- Где обучался будущий художник?

- Какие картины А.И. Куинджи знаете?

Завершение мероприятия.

Полученные знания применить в последующем написании пейзажей. По желанию сделать интерпретацию с любой понравившейся картины.