Методическая разработка по дисциплине РИСУНОК «Упражнения для отработки штриховки»

Бальжиева Виктория Олеговна

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_otrabotki_shtrihovki.docx597.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Курумканская детская школа искусств»

Методическая разработка

по дисциплине РИСУНОК

«Упражнения для отработки штриховки»

Выполнила преподаватель

Изобразительного икскусства

МАУ ДО «Курумканская ДШИ»

Бальжиева Виктория Олеговна

С.Курумкан

2019 г

Содержание

  1. Штирих
  2. Виды штриха
  3. Тон
  4. Упражнения

Штрих

Штрих – линия, выполняемая одним движением руки. Отдельный штрих может восприниматься глазом как линия или же сливаться с соседними линиями в сплошное тоновое пятно.

Штриховка может иметь различный характер: простая вертикальная, простая горизонтальная, диагональная с переменным ритмом, вертикальная со сменным ритмом, диагональная со сменным ритмом, горизонтальная со сменным ритмом, диагональная с нарастанием, сложная разнохарактерная по кругу, разнохарактерная сложной формы. Различный характер штриховки зависит от положения карандаша в руке и характера рисовальных движений. Легче всего наносить штриховку графитным карандашом, рисунок получается монохромным, и все внимание сосредотачивается на тоне. Как только ребенок овладеет элементами тонового рисунка, можно вводить цвет. Штрих, полученный графитным карандашом, несмотря на кажущееся изобразительное однообразие, неяркость, может быть очень выразительным. Все зависит от характера его применения, а именно от его вида и формообразования.

Выполняются штриховка на нелинованной бумаге. Штриховка способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость будущего почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю над собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Виды штриха

Параллельныеhttps://kakrisovat.com/wp-content/uploads/2018/03/01.jpg

Один из самых основных видов этой техники, эффективный способ продемонстрировать сочетание тонов (светлое и темное) в рисунке. Состоит из рядов параллельных линий, расположенных близко друг к другу. В любом месте, где вы помещаете штриховку на изображение, эта область будет казаться более темной или в тени.

По формеhttps://kakrisovat.com/wp-content/uploads/2018/03/02.jpg

Вместо простых параллельных линий — штрихи следуют контурам и форме объекта. На примере видно, что линии следуют кривым руки. Этот вид штриховки карандашом увеличивает ощущение объема и трехмерности нарисованного.

Перекрестныеhttps://kakrisovat.com/wp-content/uploads/2018/03/03.jpg

Способ, с которым столкнулся практически каждый художник, выглядит он также, как и звучит. После наложения одного слоя, другой слой линий рисуется сверху, обычно в перпендикулярном или почти перпендикулярном направлении к первому слою. Этот вид один из самых быстрых и эффективных способов изменения плотности и затемнения.  

Короткий штрихhttps://kakrisovat.com/wp-content/uploads/2018/03/06.jpg

Это еще один графический стиль, состоящий из коротких параллельных штрихов. Поскольку штрихи настолько маленькие и короткие, вы можете накладывать их друг на друга, чтобы создать плотность, не беспокоясь о перекрестной штриховке.

Тон

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Тоновая шкала выглядит так:

Тон – светосила, которая зависит от освещения, собственной окраски предметов, степени их удаленности от наблюдателя.

Тональный масштаб - передача света, тени, полутонов пропорциональная тому, что мы наблюдаем в натуре. Создание тонального масштаба (тональной шкалы) необходимо т.к. художественные средства для передачи натуры (бумага, холст, карандаш, уголь, краски и др.) имеют значительно меньший диапазон темного и светлого, чем сама натура.

https://i2.wp.com/artlab.club/uploads/images/00/00/02/2015/05/12/0u66d1f2bf-57947514-32660b0f.jpg

Упражнение №1.

Приступаем к выполнению упражнения.

Штриховка

Делаем штриховку обозначенных областей. Придерживаясь следующей схемы:
Область «неба» – делаем самой светлой, область заднего плана – темнее «неба», область среднего плана ещё темнее, и, наконец, самый тёмный это передний план.
Начинаем с самой светлой области – «неба».

http://3.bp.blogspot.com/-uFOyuGpas7Y/VoGOdN1yvcI/AAAAAAAAJH4/U1C1Gv9BBq8/s640/1.jpg


Следующий этап – задний план. При штриховке делаем нажим на карандаш более сильным, нежели чем при штриховке неба. Так же необходимо изменить направление штриховки.

http://4.bp.blogspot.com/-kyC2FqgLIEk/VoGOf3QLzDI/AAAAAAAAJJo/5pBuagf5L4U/s640/2.jpg

Теперь – средний план. Снова меняем направление штриховки, при этом штрихи кладём более часто и с большим нажимом, тем самым добиваясь более тёмного тона. Твердость карандаша –

http://1.bp.blogspot.com/-n2RGYT24OGc/VoGOgPo10KI/AAAAAAAAJJ8/KPsfhXak3Vc/s640/3.jpg

И, наконец, передний план. Снова меняем направление штриховки. Штрихи кладутся очень часто и с ещё большим нажимом.

http://2.bp.blogspot.com/-lGiMYkrDzsY/VoGOgVe1BfI/AAAAAAAAJKA/K9MbDFiK864/s640/4.jpg


«Горный пейзаж» готов.

Теперь необходимо повторить это упражнение, но только вместо штриховки Вы примените тушёвку.

Упражнение № 2.

При выполнении рисунка, вначале пользуются карандашами средней твёрдости, а заканчивается рисунок мягкими карандашами. Это означает, что для выполнения работы необходимо приготовить несколько хорошо заточенных карандашей различной мягкости.

Проведём маленькую гимнастику для рук и правильно возьмём карандаш. Плоскость, на которой прикреплён лист, расположена на расстоянии вытянутой руки. Отступим от края листа в верху и в низу, примерно, на один сантиметр и проведём линии, не отрывая карандаша от бумаги без линейки, с лева на право, параллельно краю листа. С левой стороны листа проведём такую же линию с верху в низ, а с правой стороны с низу в верх. Подрисуем наши линии, полюбуемся на рамку, которую мы нарисовали без линейки и разделим верхнюю и нижнюю линии рамки, на глаз, пополам, поставим в этом месте точку. Каждую половину линии разделим ещё раз пополам. Верхняя и нижняя линии рамки разделены на четыре равных отрезка. Разделим теперь наш лист по вертикали на четыре равные полосы, соединив линиями без линейки соответствующие точки, которые мы поставили в верху и в низу листа. Далее на глаз, без линейки делим пополам вертикальные линии нашей рамки с права и с лева и каждую половину ещё раз делим пополам. У нас так же получается на каждой вертикальной линии рамки по четыре равных отрезка, только большего размера. Соединяем точки горизонтальными линиями, проводя их с лева на право, не отрывая карандаш от бумаги. Поправляем неровности линий лёгкими штрихами и у нас на листе в рамке получается 16 равных прямоугольников.

http://1.bp.blogspot.com/-CdjfM-Yar9M/VoGOeiyue5I/AAAAAAAAJIQ/FsBcR2MEmPk/s640/10.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-deN7qJCFHY8/VoGOe-Do1pI/AAAAAAAAJIc/JcFJg63wLWs/s640/11.jpg

http://2.bp.blogspot.com/-agqQGpk6CBk/VoGOe3NlI3I/AAAAAAAAJJw/HWO8OlJ3VLk/s640/12.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-JRY8VeCc3U0/VoGOfG33wsI/AAAAAAAAJJ0/lZd7aS44MfU/s640/13.jpg

        Первые три ряда квадратов штрих обыкновенной прямой (вертикальной или горизонтальной) и косой штриховкой (левой или правой)– один квадрат, один вид штриховки. Причём, для первого ряда нужно использовать твёрдый карандаш, для второго полумягкий, и для третьего мягкий. Штрихи нужно выполнять как можно плотнее друг к другу.

Далее можно приступить к растушёвке. При растушёвке необходимо сделать равномерный тон.

Следующие три ряда квадратов штрих зигзагообразной тушующей штриховкой. Нужно получить однородный тон. Так же, как и в предыдущих рядах используйте для каждого ряда квадратов карандаши различной твердости.

Упражнение  №3

Штрихуем тоновые пятна. Каждый следующий слой должен отличаться от предыдущего по направлению штрихов. Для того, чтобы тональное пятно имело красивую зернистую фактуру, как на работах старых мастеров, необходимо накладывать слои под небольшим углом. В идеале два пересекающихся слоя должны создавать множество узких ромбиков. Если угол слишком велик – ромбы, скорее, похожи на квадраты, если угол слишком мал – вместо ромбов получаются полосы различного тона. Сначала прокладывают первый штриховой слой в удобном для руки направлении – как правило, оно лежит в диапазоне между 30° и 60°. Затем изменяют направление штриха и накладывают второй слой, затем, изменив направление на такой же угол, прокладывают третий слой. Изменив направление штриха два раза, в четвертом штриховом слое возвращаются к первоначальному направлению штриха. Подобные действия повторяют до тех пор, пока не будет достигнут нужный тон. Необходимо соблюдать качество штрихов. Штрих может менять нажим, становясь более темным в середине и позволяя делать границы пятна более мягкими.

http://artlab.club/uploads/images/00/00/02/2016/02/24/0u25684be9-56834715-699c5c4b.jpg

Упражнение  №4

Инструменты: простой или черный карандаш, линер, бумага А4. Передайте форму предмета, используя направление штриха, повторяющее наиболее выразительные, информативные сечения предмета. Например, эллипс для шара, прямую - для куба.

https://img-fotki.yandex.ru/get/72428/33626596.57/0_f46a5_36b052b6_L.jpg