"Орнамент - народная письменность Ямала"

Березина Римма Анатольевна

Знакомство  учащихся с образцами ненецкого орнамента, их характерными признаками, а также с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ornament_-_narodnaya_pismennost_yamala.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок "Орнамент – узорная письменность народов Ямала"

Цели занятия: 

Обучающие:

- познакомить учащихся с образцами ненецкого орнамента, их характерными признаками;
- познакомить с различиями в орнаментах мужской и женской одежды (праздничной и повседневной);

Развивающие:

- развивать умения и навыки анализировать, обобщать, сравнивать;
- развивать творческое мышление;
- развивать коммуникативные умения учащихся;

Воспитывающие:

- воспитывать чувство уважения к коренным жителям ЯНАО и их культуре;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Методы: словесный (слово учителя, сообщения детей, беседа с учащимися);

информационно-компьютерный,  

наглядный (выставка иллюстраций орнаментов, образцов народных промыслов, детских творческих работ из бисера, меха, сукна; флаг и герб ЯНАО.

Ход занятия

1. Вступительная беседа учителя.

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из видов народного искусства  - орнаментом. А как вы думаете, что такое орнамент?

Ответы детей.

Учитель. «Орнамент» - в переводе с латинского означает «украшение». А где используется орнамент?

Ответы детей…

 
Учитель. А где вы можете увидеть орнамент в нашей  школе? (проверка внимания детей зрительной памяти)
Как вы думаете,  что можно украсить с помощью орнамента?
Дети. Посуду, полотенце, одежду, здания, деньги, ковры, ткани…
Учитель .вывод.  Так что же такое орнамент и где он используется?  Ответы детей
Учитель. Действительно, орнаментальные узоры предназначены для украшения всего, что  окружает человека в жизни, орнамент служит для украшения зданий, одежды, предметов быта и т. п.  
А кто   выдумывает эти узоры, украшения.? (ответы детей)
Дети. Художники.  Простые люди, мама, мастер, умелец. Народные мастера
Учитель. Правильно. Простые люди, и мама, и мастер. … То есть народные мастера.
Учитель. Откуда они берут элементы узора? А может им кто - то подсказывает или рисует эти узоры?
Например, а в мороз кто рисует на стекле узоры?  А мороз это что? Это природа. Значит, откуда они берутся элементы узора?
Дети. Из жизни, из природы, это могут быть цветы, деревья, животные, солнце  и т. п.
Слайд №2
Учитель. Элементы орнаментальных узоров зарисовываются из окружающей природы и
составляется орнамент.      
Ребята. А одинаковый ли орнамент у разных народов?    
 ( ответы детей)
Учитель.  А почему разный?  
Дети. Потому что народы проживают в разных местностях, где разная природа, растительность и животный мир, и разные народы.
   Учитель.    Россия -   многонациональная страна. В ней проживают люди различных национальностей. И каждый народ имеет свой орнамент.
Где можно увидеть орнаменты ямальских мастериц, художников? Обратиться к выставке.
(ответы учащихся: на флаге, гербе ЯНАО, на охотничьем поясе, накосниках, нагрудных украшениях и других предметах).
Ваша задача, используя орнаменты украсить ягушку.  Посмотрите, какие цвета присутствуют на орнаментах изделий. Слайд №  3, 4,
5, 6(ненецкая одежда)
. А вы знаете, что до 1930 года у коренных жителей Ямала не было письменности, но они хотели донести до нас свое впечатление о жизни, о природе. И смогли это сделать с помощью вот этих узоров, орнаментов.
2. Изучение нового.
HYPERLINK "file:///E:\\414705\\pril.ppt" Слайд №7, 8, 9 (орнаменты)
На что похож каждый орнамент?
Верно, люди на орнаментах изображали свое жилище, северное сияние, течение реки, рога оленей, уши зайца
 и т. п.…
Значит, орнамент  является узорной письменностью народов Ямала, мы познакомились с образцами ненецкого орнамента и их обозначениями.
3. Практическая часть.
Ребята! Каждый человек по натуре своей – художник, он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту. Посмотрим, какие вы художники. Вам предлагается украсить ненецкую одежду. Как она называется – ягушка (раздать  заготовки и цветные карандаши). Ваша задача, используя орнаменты украсить ягушку.  Посмотрите, какие цвета присутствуют на орнаментах изделий. Слайд №  1, 2, 3, 4, 6(ненецкая одежда)
Ягушка – женская меховая традиционная одежда населения Севера. Мастерицы Севера украшают ее неповторимыми орнаментами. Самыми нарядными считаются ягушки из белого оленьего меха с широкой темной пандой, сшитой из короткошерстного летнего меха. Края ворота оторочены мехом песца. Это и красота и удобства – мех теплый и мягкий. Природа нашего края суровая, зима продолжительная, и поэтому в орнаментах, украшающих повседневную одежду северян, краски неяркие. Но когда наступает весна, а это всегда праздник, природа расцветает. И в праздничных одеждах мы можем видеть и желтый, и красный, и зеленый цвета. Отличаются по покрою, цвету и способу нанесения орнаментов мужская и женская одежда. Повседневная мужская зимняя верхняя одежда- малица - украшена тесьмой по подолу и рукавам. Женская зимняя одежда – ягушка - украшена более ярко, орнамент наносят на грудь, оплечья, подол, рукава.