«Цветоведение как способ развития эстетического отношения к природе у младших школьников»

Смоляр Валерия Альфредовна

 статья рассказывает о  ом, что представляет собой наука «Цветоведение» и как используя данную науку развивать  эстетическое отношение у учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Смоляр Валерия Альфредовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

Шумовская средняя школа

Ульяновска область, с. Шумовка

«Цветоведение как способ развития эстетического отношения к природе у младших школьников»

«Каждый имеет  свой цвет и каждый цвет отражает человека»

Смоляр В.А.

Аннотация: статья рассказывает о  ом, что представляет собой наука «Цветоведение» и как используя данную науку развивать  эстетическое отношение у учащихся начальных классов.

Мир изобразительного искусства полон и насыщен цветом, как волшебная мозаичная чаща, которая сверкает и переливается тысячами оттенков. Цвет в окружающей нас действительности –  это средство ориентировки, окраски предметов, изображение красоты окружающего нас мира, выражение настроения и чувства. У каждого есть восприятие и чувство цвета, но у каждого человека оно индивидуально и зависит от многих причин. Наука о цвете (цветоведение, или колористика) помогает художникам лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применить в декоративном искусстве. Цветоведение, как наука о цвете, включает сведения о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке и цветовой культуре. Она опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия и одновременно учитывает представления общества о культуре цвета. Цветоведение представляет собой некую цветовую среду, которая  удовлетворяют человека, прежде всего эстетически. Это понимание позволяет говорить как о колористике города, здания, интерьера так и об отдельных произведениях, выступающих результатом индивидуального и профессионального подхода художника или же дизайнера, которое отличается от случайно возникшего   цветового окружения.

Наука о цвете возникла давно. Шаг за шагом человек хотел овладеть тайнами цвета. Хотя цвет еще не выделяли из цельной, синкретично воспринимаемой картины мира, но уже тогда возник и широко использовался определенный цветовой язык.

«Цвет является неким главенствующим началом, которое создаёт пространство, способное вызывать у зрителя активную эмоциональную реакцию. Цвет нужно не просто видеть, а именно воспринимать и понимать его. Он влияет как на настроение человека, так и на его самочувствие. При том вызывая физиологические реакции, он может  влиять на организм в целом и на жизнедеятельность отдельных органов. Конечно цвет воздействует на разных людей по разному и при этом большое значение имеет темперамент и душевное состояние человека. Цвет воспринимается человеком, как известно не только лазом, но и кожей. Такой вывод был сделан основателем отечественной психологии А.Н. Леонтьевым и подтвержден современными исследованиями».

Так же важно отметить, что цвет имеет свою символику и важным аспектом при его восприятии  имеет национально-историческою и культурную обусловленность. Так, белый цвет является  проявлением чего-то светлого, красный – пламенность, желтый – солнечный цвет, зеленый – цвет самой природы,  жизни, молодости, голубой и синий – эмоциональность и общение, водный и небесный цвет; фиолетовый цвет – то символ некого познания истины, цвет поэтов и философов; черный цвет символ траура и печали.

И, конечно же, нельзя не отметить, что цвет проявляется во все времена. Так, например, проявление цвета  в одежде при  сочетании черного и белого, как правило, характерно для официальных и торжественных ситуаций; розовый и голубой – цвета одежды для новорожденных соответственно для девочек и мальчиков; синий – цвет неба и моря, он используется в форменной одежде летчиков и моряков.

А так же нужно отметить, что цвет как один из факторов, оказывает достаточно сильное воздействие на психофизиологическое развитие младших школьников и способно вызывать активную эмоциональную реакцию.

Необходимо отметить то, что занятия  по основам цветоведения являются не только интересными для обучающихся, но и  очень нужным и важным разделом учебного предмета «Изобразительное искусство». Такие занятия дают возможность обучающимся как более целостно и подробно познать окружающую природу, так и для приобретения такого умения как видеть, чувствовать и самое главное изображать увиденное. Данный вид рисования является более творческим, в котором обучающиеся могут для себя решать сложные живописные задачи и в тоже время могут соприкоснуться с природой, почувствовать её, увидеть прекрасное в окружающем нас мире.

Каждый обучающийся индивидуален, и каждый имеет своё чувство красоты  и отношение к природе, но не у каждого эти чувства так явно проявляются, не каждый может понять красоту природы, и для того, что бы в больше мере обучающиеся могли понять и прикоснуться к природе, как нечто восхитительному, нужно развивать в детях понимание прекрасного и красоты мира,  и сделать то можно именно за счёт цветоведения. Ведь при помощи изучения цвета, младшего школьника можно научить не только видеть его, но и воспринимать, чувствовать, уметь любоваться яркими  красками неба при восходе и закате солнца, различать цветовые соотношения каждого времени года. Демонстрируя на занятиях по цветоведению, различные репродукции картин, живописные пейзажи, ребенок учиться видеть общий колорит, гармония и распределение цветов, как они между собой уравновешены.

Исходя из этого, напрашивается вывод, что помимо того, что изучение науки о цвете возникло очень давно, и она не стояла на месте, а продвигалась в своём развитии, так же изучение основ той науки о цвете несёт большое значение в эстетическом воспитании младших школьников.

Что бы в большей мере углубить и обогатить представления младших школьников об окружающей природе на занятиях цветоведения, учитель должен ставить перед собой ряд определенных задач. Помимо использования определенной системы работы, разнообразных методик, всё же главное место  занимает креативный творческий подход к этим занятиям, чтобы уметь заинтересовать ребёнка, увлечь и воспитать то самое эстетическое отношение к окружающему нас миру.

Не мало важной и значимой педагогической проблемой, которая подразумевает под собой решение теоретических и практических задач, основываясь на системный подход в передачи информации по цветовой культуре является формирование знаний основ цветоведения у обучающихся. И для того что бы добиться хороших результатов в овладении обучающимися, цветовой культуры и художественно-эстетического вкуса, нужно основываться на принцип от простого к сложному.

 Исходя из этого, следует то, что основной задачей педагога является помощь обучающимся в овладении и понимании цветового многообразия окружающего мира и способов эмоционального самовыражения через разнообразные цветовые гармонии.  

     Для того, что бы развить чувство цвета у младших школьников, прежде всего, нужно грамотно и целенаправленно организовать предметно-пространственную  среду, и достичь этого можно  через знакомство с образной выразительностью, символикой цвета и цветовых соотношениях в художественной практике. Ведь только при постоянном обогащении нашего восприятия цвета, можно превратить его в мощное художественное познание окружающего мира и достичь этого можно основываясь на занятиях по цветоведению, как неким повседневным опытом.  Как раз для того, что бы обучающиеся могли ориентироваться в цветовом богатстве, понимать и чувствовать значение цвета, и тем как в последующем использовать его в своём изобразительном творчестве, необходимо последовательно и углублённо знакомить детей с цветом окружающей природы, явлений и предметов. Нужно сформировать у них умения самостоятельного создания нужных цветов и оттенков и на этой основе постепенно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов и их сочетаний. На таких основополагающих у обучающихся сформируется эстетическое восприятие цвета, а в дальнейшем и эстетическое отношение к природе, которое постоянно необходимо поддерживать, развивать и воспитывать.  

Что немало важно при работе с младшими школьниками по основам цветоведения, это различные методы, благодаря которым  процесс освоения цветовой грамоты будет наиболее успешным и, что очень важно интересным и увлекательным. К таким методам можно отнести:

1. Игровые методы.

Данный метод является преобладающим в начальных классах, так как именно игровой метод делает процесс обучения более интересным, увлекательным и запоминающимся. Он позволяет стимулировать обучающихся  на работу в классе  и играет важную роль для эффективного и качественного творчества. При игровом методе обучающиеся лучше усваивают учебный материал, у них  развивается воображение и фантазия. У ребят появляется желание работать на уроке и они лучше   воспринимают цветовую грамоту.

2. Наглядный метод.

Огромное значение несёт под собой наглядность, так как без неё занятие по цветоведению не может быть столь эффективным и запоминающимся. При наглядном методе обучающиеся не только рассматривают и запоминают, что показано, но и стараются проникнуться в то или иное изображение, понять и прочувствовать цвет. Учатся подражанию в своей собственной работе. На занятиях могут применяться как иллюстрации из учебников, книг, так и репродукции картин выдающихся художников в распечатанном или электронном виде.

3. Словесные методы.

Необходимым дополнением к ранее сказанным методам, является словесный. Педагог должен своим рассказам не утомить детей, и тем более не вызвать скуки, а преподнести излагаемый материал в интересной форме, такой могут быть: беседы на эстетические темы, стихотворения связанные с цветом природой, а так же загадки.

4. Практические методы:

а) Подражательно – исполнительный метод, когда обучающиеся выполняют задания по образцу.

 Следует отметить, что основываясь на данный метод обучающихся прежде всего необходимо научить правильно перенести на бумагу увиденное, постараться приблизиться к тому изображению, которое представлено в задании. Важно разъяснить детям, что бы они не просто бездумно  «скопировали» изображение, а вниклись и поняли  цветовое отношение, то, как цвета гармонируют между собой.

 б) Творческие упражнения.

Данный  метод подразумевает под собой совершенствование ранее полученных знаний, умений и навыков и проявление творческого и креативного мышления.  В большей степени здесь задействуется личное воображение, фантазия и творческий подход к заданию. Ребят предоставляется свобода выбора в работе, а так же они могут воспользоваться различными материалами, такими как: гуашевые и акварельные краски, пастель, различная цветная бумага и картон.

И как сказалось выше, главным и основным средством при формировании чувства цвета и цветовосприятию, является работа красками. Данная работа не просто помогает обучающимся, что-либо рисовать, но и проявлять себя творчески, выражать свои чувства, эмоции  и отношению к природе через цвет.

Исходя из этого, можно сказать, что существуют различные приёмы работы с красками и каждая из них имеет  свой индивидуальный подход в использовании.

Рассмотрим основные приёмы работы с акварельными и гуашевыми красками.                                                                                                  Существует три основные группы работы с акварельными красками:

Все многообразие приемов и методов работы акварельными красками можно разбить на три основные группы:

 - метод работы по сухой или сырой бумаге;

 - многослойный метод работы лессировками;

 - метод отмывки.

На занятиях по цветоведению обучающиеся не только непосредственно соприкоснуться с краской, научаться сравнивать цвет краски с окружающими предметами и природой, получать оттенки при помощи белил и воды, научаться смешивать их для получения нового цвета, но и смогут анализировать свои действия, объяснять полученные цветовые соотношения, смогут почувствовать как разнообразна и прекрасна окружающая природа. Благодаря этим занятиям, обучающиеся становятся духовно богаче,  у них развивается эстетический художественный вкус, творческое воображение и способность смотреть на мир глазами юного художника.

Не следует забывать, что развитие цветовосприятия на занятиях цветоведения играет важную роль в развитии эстетического  отношения младшего школьника к природе.  По мере того, как обучающиеся овладевают выразительностью цветового решения, опираясь на окружающую природу, в их работах становятся более выразительными и силуэт, и характер линии, и другие элементы изображения, а выразительность художественных форм близких к реальной действительности. 

Достаточно важным и необходимым аспектом обучения младших школьников является  необходимость научить их видеть природу, ведь смотреть - еще не значит видеть. На основе знаний цветов, обучающиеся могут полностью проникнуться и погрузиться в природу, проследить взаимоотношения оттенков цвета, их изменчивость в различное время дня и  суток, дать цветовую характеристику каждому времени года. И  помимо этого, ребята смогут словесно описывать внешние различия цветов, придерживаясь той самой наглядности, которая им предоставляется  в качестве окружающего мира.

Знакомство младших школьников с теорией цвета следует начинать с живой беседы о знакомых им цветах и их оттенках. Можно поинтересоваться, какие цвета больше всего нравятся. Предложения, вспомнить или посмотреть какие цвета присуще данному сезону года, объяснить цветовую окраску животных (почему бабочка яркая, заяц летом — серый, зимой — белый и т. д.) вызовут у ребенка интерес к цвету. Можно предложить ученикам выразить через цвет свое настроение, события прошедшего дня, различные эмоции (радость, страх и т. д.). В начальной школе на уроках по цветоведению обучаемые изучают основные, составные и дополнительные цвета, основные характеристиках цвета, цветовые контрасты, смешение цветов, колорит и гармонию цветовых сочетаний.

С помощью цвета младший школьник познаёт природу, которая окружает. Благодаря цвету ребёнок осознаёт, что созрели ягоды, или уже наступила осень, потому что зеленые листья деревьев пожелтели и покраснели. В разное время суток в зависимости от цвета солнца меняются оттенки неба, земли, воды, деревьев. Утро в голубой дымке, в светлых и нежных тонах; день наполняется разнообразием сочных, ярких красок; закат окрашивает природу в пурпурные, малиновые, оранжевые краски; ночь приносит темные, синие, фиолетовые, серые, черные цвета. Каждый цвет может дать несколько оттенков при освещении, затемнение или смешивание красок между собой. Многоцветие живой природы по-своему радует нас во все времена года. Каждому времени года соответствует определенная палитра красок, что сочетается друг с другом. Красота осеннего пейзажа бесспорна: золотое платье деревьев шуршит ковром разноцветных листьев под ногами, насыщенно-синее небо в солнечные дни и необыкновенно густой воздух в непогоду. Все вокруг вдруг меняет цвет. Деревья из зеленых превращаются в желто багряные, розовые, красные и золотые. Листва золотым дождем падает под ноги, мягко укрывая собой землю, шелестит тихой грустью. Начинает плакать серое небо мелким дождиком. Птицы улетают в теплые края. Следовательно, необходимо создать условия детям насладиться неповторимостью осенних дней, получить удовольствие от долгих неспешных прогулок в городском парке, в лесу, в саду. Нужно успеть насладиться яркими красками природы осенью, когда глаз радуется фантастически глубокими оттенками цвета. За яркой золотой осенью наступает зима. Деревья зимой покрыты серебряным инеем, как белым нарядом. Небо чистое, голубое. На солнце снег блестит, переливается и играет всеми цветами радуги, даже смотреть больно на эту роскошь. Весна тоже красива. С ее приходом пробуждается вся природа, словно от глубокого, порочного, зимнего сна. пробиваться молоденькая, сочная, ярко-зеленая травка, появляются первые цветы. Вскоре почки превращаются в молодые листья нежно-зеленого цвета, которые сверкают на солнышке, будто покрыты лаком.

При правильном и структурированном подходе в обучении младших школьников, основам цветоведения, обучающиеся начинают проявлять повышенную активность при решении той или иной задачи. Основываясь на полученных знаниях, обучающиеся с большим удовольствием и интересом   через цвет  начинают выражать своё отношение к изображаемому, цвет начинает служить средством оценки предметов и персонажей, дают им такую цветовую характеристику, которая связана с реальным изображением. Важным условием данного обучения, должно быть обязательно наглядность, реальные примеры, беседы с ребятами о природных явлениях, о специфике художественного образа в искусстве. Не стоит забывать про игровые методы работы, тем самым у детей будет больший интерес и увлечённость к данному виду занятия, а не просто необходимость изучать цвет или же некое бессмысленное развлечение. Можно сказать, что обучающиеся имеют право делать сравнения на персонажи  картин, героях произведений, действовать в воображаемых условиях, но обязательным должна быть опора на действительность окружающей природы.