Мастер-класс "Технология лэпбук на уроках искусства"

Чистякова Ольга Борисовна

Я работаю в «Школе искусств». Одна из проблем существующих сегодня в школе – отсутствие учеников. Конечно, есть библиотека, есть книжки, которые я покупаю, есть журналы, но где-то густо, где-то пусто. Много книг по композиции, по академическому рисунку -  меньше, есть темы с огромными пробелами. Но есть сеть интернет, можете вы мне возразить – там есть все! Это действительно так, но не каждый ученик может правильно использовать этот информационный ресурс.

В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.

Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выделять главное  привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. В результате использования этой технологии получается прекрасный дидактический наглядный материал, способный заменить учебник – учебник своими рук

  Лепбук это технология визуализации информации, естественно она очень органично сочетается с предметами изобразительного искусства. В своем мастер-классе я рассказываю как создать лэпбук по искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_lepbuk_i_ee_primenenie_na_urokah_iskusstva.docx183.54 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный единый методический день

для преподавателей муниципальных ОУ

дополнительного образования детей

в сфере культуры.

Мастер – класс

«Технология лепбук

и ее применение на уроках изобразительного искусства»

Преподаватель Чистякова О.Б

ДШИ г. Облучье.

2020 год

План :

  1. Приветствие, знакомство -2 мин
  2. Цель и задачи выступления. Актуализация методики и задачи современного обучения искусству.- 2 мин.
  3. Технология «ЛЕПБУК»- технология визуализации информации; история создания технологии, возможности применения. – 5 мин
  4. Демонстрация и готовых папок «Народные росписи», «Портрет», «Лепбук» - 5 мин.
  5. Как создать лепбук: этапы создания лепбука; зонирование информации; Формы карманов; проверка готовности лепбука – 5 мин
  6. Практическая часть – выполнение разверток. 5-6 разверток – 20 мин.

Цель мастер - класса:

Познакомить педагогов с технологией ЛПБУК, как с эффективной технологией визуализации и систематизации информации на уроках изобразительного искусства.

1. Приветствие. Работаю учителем более 25 лет. Всегда стараюсь найти интересные приемы обучения, новые технологии.

Цель моего выступления - я хочу вдохновить вас на поиск творческих форм взаимодействия с детьми, так, чтобы обучение  было с  увлечением.

Хочу познакомить с очень эффективной технологией «Лепбук», надеюсь, это будет интересно и полезно.

2. Актуализация методики.

        Я работаю в «Школе искусств». Одна из проблем существующих сегодня в школе – отсутствие учеников. Конечно, есть библиотека, есть книжки, которые я покупаю, есть журналы, но где-то густо, где-то пусто. Много книг по композиции, по академическому рисунку -  меньше, есть темы с огромными пробелами.

        Но есть сеть интернет, можете вы мне возразить – там есть все! Это действительно так, но не каждый ученик может правильно использовать этот информационный ресурс.

        В настоящее время наши дети сталкиваются с огромным потоком информации. Но вряд ли кто из них может запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Информация, поступающая из разных источников, а это телевидение, радио, газеты, журналы, и, конечно же, сеть Интернет, опутывает мозг ребенка настолько, что он не в силах справиться с ней. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое.

        Возникает вопрос: как систематизировать всю эту информацию, ничего не забыть, не пропустить главного? Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.

        Проблема неумения учащихся работать с информацией, анализировать, обобщать, выделять главное  привело меня к поиску таких способов, методов и приемов, которые помогли бы ученикам научиться перерабатывать информацию, сжимать, интерпретировать ее, представлять в удобном для запоминания виде. В результате использования этой технологии получается прекрасный дидактический наглядный материал, способный заменить учебник – учебник своими руками!

3. Технология ЛЕПБУК.

        Лепбук это технология визуализации информации, естественно она очень органично сочетается с предметами изобразительного искусства.

        Термин Lap- книга впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая помещается в коленях ребенка. Если переводить дословно, то лэпбук (lap – колени, book – книга) – это книжка на коленях. Часто можно встретить и другие названия: тематическая папка, интерактивная папка, папка проектов. Но суть сводится к тому, что лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме.

        Содержание папки может быть в виде информационного блока , наглядного блока, игрового блока , литературного блока, выполнение практических заданий. 

        Хочется отметить, что подобный способ организации учебного материала, возможно, и не является принципиально новым. Педагоги всегда мастерили кнжки-раскладушки, но в них не было достаточного уровня интерактивности, т.е. просто иллюстрации без заданий. Достоинство лэпбука не только в том, что он позволяет определённым образом визуализировать теоретический материал, но и организовать интерактивное взаимодействие.

        Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение  сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ученик будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия..

        Зачем нужен лэпбук?

  • Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).
  • Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ученик просто открывает лэпбук и повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  • Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  • Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

        Лепбук может быть выполнен на любую тему, по любому предмету или во внеклассной работе. Лэпбук можно использовать как на уроке (если позволяет тема и время), так же и во внеурочной деятельности, организовав работу по группам, парам, индивидуально (кому как больше нравиться). Можно задать в качестве творческого домашнего задания.

Лэпбук обеспечивает:

  • возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность обучающихся.
  • возможность структурировать сложную информацию;
  • компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
  • вариативность использования заданий;
  • возможность добавлять новые задания в «кармашки».

        Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

4. Знакомство с готовыми папками.

Я хочу показать вам два готовых лепбука, разнохарактерных, и на их примере объяснить, какие художественные задачи были решены, и какую форму приобрела информация.

        Рассказ о лепбуке «Народные росписи». Этот лепбук – коллективный проект учащихся среднего возраста, у большинства из которых есть возможность выхода в интернет. Поэтому большинство информации и заданий распечатки. Выполняла группа из 5 человек.

Блоки : информационная справка в форме сундуков; основные темы, сюжеты, характерные композиции в виде веера – шары; стихи – гармошкой; пазлы на скорость – конверты; дополни рисунок – карман; расставь по полочкам – открытые полочки; составь матрешку – разрезная книжка; четвертый лишний – карточки на прищепке; лото- двойные карманы; основные элементы – большой карман; нарисуй по образцу – файл.

        Рассказ о лепбуке «Портрет». Индивидуальный проект ученицы профильного класса, как следствие больше индивидуальности и рисованных элементов.

Блоки: виды портрета по характеру, компзиции, виду искусства, форме, размеру, персонажу, стилю; пропорции лица; анатомия лица. Задания: собери портрет по элементам; собери портрет – пазлы; назови автора портрета; сделай анализ портрета; наряди персонажа; выполни поэтапные зарисовки элементов лица;

        Рассказ о лепбуке «Лепбук схемы». Выполнила я, в качестве наглядного примера расположения информации. Самые простые схемы – книжки, конверты, карманы, дверцы, окошки, гармошки, раскладушки, веера и вращалки.

5. Этапы работы по изготовлению лепбука.

Для лепбука понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3, пластикова папка с резиночкой);
  • бумага (белая, цветная различными расцветками и текстурой);
  • принтер (желательно цветной)
  • ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Работа проходит в несколько этапов:

  • выбор темы;
  • обсуждение плана; 
  • создание макета;
  • создание шаблона лэпбука;

        Лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Планирование лэпбука

Класс _____________Предмет ___________________________________________

Тема лепбука__________________________________________________________

№ п/п

Какую информацию (содержание) хотите отобразить в лэпбуке?

Форма отображения информации

(название или зарисовка форм )

Источник информации

(ссылка на интернет-источник, страница книги и др.)

Ответственный

При проверке готового лепбука нужно обратить внимание

1. Указаны ли на обложке лэпбука предмет, тема и авторы?

2. Содержит ли лэпбук не менее 5 разделов?

3. Нет ли дублирования материалов внутри лэпбука?

4. Нет ли в материалах лэпбука недостоверной информации (непроверенных фактов)?

4. Насколько материалы, представленные в лэпбуке, могут быть интересны учащимся данного класса? (теория, практика, игры)

5. Действительно ли материалы, представленные в лэпбуке, созданы членами команды (написаны своими словами)?

6. Есть ли логика в размещении материалов внутри лэпбука?

7. Продумано ли авторами лэпбука его оформление?

8. Содержатся ли задания разной сложности (дифференциация)

9. Выдержан ли единый стиль оформления?

10. Уверенность в защите – представлении готового лепбука, его авторами.

6.Практическая часть.

 А теперь мы переходим к практической части мастер-класса и я хочу показать вам, как можно выполнить красивые карманы , раскладушки для лепбука - 10 схем

Литература