Развитие и социализация детей с ОВЗ средствами изобразительного искусства.

     Чаплыгина Элина Ивановна

Из опыта работы с детьми с ОВЗ в изостудии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.odt18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и социализация детей с ОВЗ средствами изобразительного искусства.

На протяжении последних 25 лет руковожу студией изобразительного и декоративно- прикладного творчества. К моему великому сожалению, количество детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается.

На сегодняшний день в изостудии из 88 человек, четверо детей имеют инвалидность и двое детей с ОВЗ.  Это дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и слуха, есть ребенок с РДА (в легкой степени).  Студию посещают  дети дошкольного и школьного возраста 5 и 6 лет, они обучаются 2 года, и школьники (от 7 до17 лет), программа для которых рассчитана на 4 года. Дошкольники занимаются рисованием различными материалами — восковые мелки, краски, карандаши, фломастеры, лепкой из пластилина (объемной и плоскостной  - пластилинографией), а также простейшим конструированием из бумаги и аппликацией.

Программа студии для школьников предусматривает помимо рисования красками, пастелью, карандашами и т. п. занятия с опасными  колюще- режущими инструментами ( шитье игрушек, валяние из шерсти специальными очень острыми иглами, роспись стекла, холодный  батик, где применяются стеклянные трубочки гвозди, кнопки и т. д.), поэтому в студию принимаю детей без серьезных ментальных нарушений.

С одной стороны, меня, как педагога, появление большого количества детей с ОВЗ тревожит, потому что взаимодействие с такими детьми и их родителями требует дополнительных усилий: пересмотра программы занятий, создание психологически благоприятной атмосферы в коллективе детей, организацию «шефства» над таким ребенком со стороны сверстников, ликвидацию конфликтов между детьми, создание ситуации успеха не только для ребенка с особыми потребностями, но и для всех членов детского коллектива. С другой стороны, в изостудии любой ребенок может себя проявить, раскрыть свои таланты, самовыразиться, занять активную социальную позицию.

В студии дети с особыми потребностями обучаются в группе вместе с обычными детьми.

Когда в коллектив детей приходит «особенный» ребенок, я выработала для себя некоторый алгоритм, который необходимо соблюдать при организации взаимодействия всех участников образовательной деятельности.

Конечно же, основой  всегда должно выступать сотрудничество педагога с детьми, родителями и коллегами.

  1. Первое, что мне приходится сделать -  обсудить с родителями ребенка, каких результатов нам нужно добиться общими усилиями, каковы цели и задачи взаимодействия в процессе обучения. Выясняю, какие непредвиденные ситуации могут возникнуть со здоровьем учащегося. Какие шаги мне предстоит принять, если произойдет резкое ухудшение самочувствия ребенка, есть ли у него с собой необходимые лекарства, сумеет ли он правильно ими воспользоваться (например, сахарный диабет, астма), какие материалы для творчества могут вызвать у ребенка аллергию.  Поскольку дети имеют особые образовательные потребности, нужна коррекция задач работы с ребенком, адекватная его ближайшему развитию. Прекрасно, если родители идут на контакт с педагогом, и готовы заранее рассказать об особенностях своего ребенка, но, к сожалению, это происходит не всегда. В моей практике была ситуация, когда я в случайном разговоре узнала от мамы девочки, обучающейся у меня пару лет, что ей предстоит очередное лечение в ближайший месяц. Но ведь приступ у ребенка может спровоцировать любой резкий звук, вспышка света, детский мимолетный конфликт! А я этого не знала!

2.  Я, как руководитель студии,   заинтересована в том, чтобы права всех учащихся соблюдались в полной мере, поэтому с группой детей, в которой будет обучаться ребенок с ОВЗ проводится предварительная работа по предотвращению бестактных вопросов по поводу «особенности» этого ребенка.  В изостудии обучаются разновозрастные, (например, учащиеся 3-6 классов) за младшими, или недавно пришедшими (дети приходят в студию если есть места, в течении всего учебного года), а также учащимся с ОВЗ закрепляются «наставники» - дети старшего возраста, которые помогут на первых порах освоиться в студии, подсказать, сопроводить.  Если  ребенок внешне ничем не отличается от сверстников, то этот пункт опускаю. Например, несколько лет назад у меня обучалась замечательная девочка, ученица коррекционной школы. Очень талантливая, скромная (занималась с 14 до 17 лет) ее любили за простой и добрый характер, и просто обожали все младшие учащиеся. В какой именно школе она учится –это был наш маленький секрет.

3. Для успешного обучения ребенка в изостудии необходимы еще и совместимость и педагога с ребенком, и ребенка с коллективом. Что такое совместимость, в моем понимании? Взаимопонимание, готовность принимать ребенка со всеми его особенностями, эмоциональный контакт с ним, а также готовность ребенка слушать, слышать и доверять педагогу. На первых порах, в о время адаптации всех членов образовательного процесса, стоит педагогу совершить одно неосторожное движение, бросить неосторожную фразу, или косой взгляд, детский коллектив моментально подхватит настроение педагога и тогда может начаться процесс отторжения ребенка от коллектива «обычных» детей. Детская критика безжалостна, поэтому желание помочь и переживание за ребенка с ОВЗ тоже не должно переходить определенных границ, помощь должна быть ненавязчивой и незаметной, и не в ущерб остальному коллективу детей, ведь каждый ребенок хочет получить свою долю внимания, свою порцию похвалы и одобрения.

  В работе с детьми с ОВЗ важен, в первую очередь, аспект социализации ребенка в коллективе, а уже потом, развивающий и терапевтический эффект, а также и продуктивный результат (поделка, рисунок), который не может отойти на второй план, где детский коллектив ревностно оценивает работу каждого участника.  

Анализируя опыт работы с детьми с ограниченными возможностями и их родителями, можно выделить несколько правил:

1) педагог должен относиться к ребенку с проблемами в развитии так же, как и к его здоровым сверстникам, не выделяя его в коллективе детей;

2)  создавать для ребенка ситуации успеха. Важно, чтобы этот успех в деятельности  был результатом его собственного труда, а не помощи со стороны педагога;

3)  не жалеть ребенка, не опекать, не создавать особые условия и требования, отличные от тех, что предъявляются к другим детям, и очень деликатно использовать критическую оценку, отмечать, первую очередь, положительные моменты в результате его работы;

4) предоставлять ребенку возможность проявлять самостоятельность. Не навязывать приемы и формы работы, которые подходят обычным детям, пусть он пользуется тем, что считает для себя удобным, даже если это противоречит традиционно принятым приемам и способам. Возможность проявить себя, в том числе и через изобретение собственных приемов работы, для развития ребенка более значима, нежели освоение традиционных действий;

5) помогать ребенку правильно переживать ситуации неудач, и ситуацию успеха, с которыми он сталкивается в процессе обучения. Задача педагога - научить не только преодолевать проблемы, но и правильно оценивать свой успех.

6) привлекать родителей и других членов семьи ребенка в качестве основных союзников и помощников педагога, помочь родителям осознать, что их ребенок обладает не меньшим потенциалом, чем здоровые дети, и это важно для его успешной социализации и развития.  Я хочу показать работы детей с ОВЗ, которые занимались у меня прежде, и занимаются сейчас.

Изостудия – особая среда, которая способствует развитию эмоционально - чувственного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях.

Для коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу как обычных детей, так и детей с ОВЗ я применяю на занятии игровые ситуации, дидактические игры, психогимнастику и релаксацию, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук, игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться друг с другом.

Предлагаю сейчас поиграть:

Представьте себе на минутку, (можно закрыть глаза), что вы перенеслись на красивую поляну, залитую ярким солнцем, где - то в вышине пролетают легкие облака, ветви деревьев слегка шелестят, а в кронах весело щебечут птицы… Представили?

А теперь изобразим солнце – (улыбнулись, посмотрели друг на друга);

шелест деревьев - (подняли руки, потрясли кистями рук, можно со звуком);

щебет птиц – (чик-чирик; ку-ку и т.п.)

дует легкий ветерок – (подули, пошипели);

упали капли дождя - (хлопок в ладоши);

раздался гром – (топнуть ногой)

А теперь я буду читать рассказ, а вы будете его озвучивать и показывать:

Стояла прекрасная весенняя погода - светило яркое солнце, дул легкий ветерок, ветви деревьев легко раскачивались в вышине, раздавалось пение птиц. (участники изображают жестами и голосом). Вдруг, ветер стал дуть сильнее,

деревья стали раскачиваться. Ветер подул еще сильнее, деревья наклонялись почти до земли.  Неожиданно небо нахмурилось – на землю упала первая капля дождя. На землю упали две капли дождя, на землю упали три капли дождя. Пошел очень сильный дождь. Прогремел первый гром! Ветер закачал деревья еще сильнее, зашипел, завыл в кронах деревьев! Неожиданно ветер стал стихать, деревья стали раскачиваться меньше, на землю упали последние три капли дождя, две капли дождя, на землю упала последняя капля дождя…снова защебетали веселые птицы и выглянуло яркое солнце! (все улыбнулись и повернулись друг к другу). Аплодисменты всем артистам!

Вот уже 10 лет я работаю в Ресурсном Центре дистанционного образования детей инвалидов, где занимаюсь обучением детей с ограниченными возможностями  через интернет по Скайпу.

Надо отметить, что это очень волнительно, заниматься с детьми, находящимися   на расстоянии многих километров. Мне  удается подружиться с каждым из них, наладить тесный эмоциональный контакт, так как для создания настоящей  творческой атмосферы необходим диалог с ребенком «на равных» - традиционные роли «учитель» - «ученик» здесь не подходят. Поэтому я стараюсь быть не «говорящей головой», а другом, советчиком, а иногда и товарищем по играм, или просто хорошим собеседником, способным выслушать ребенка, помочь советом. Ведь некоторые  дети  еще и лишены возможности нормального общения со сверстниками , и педагоги — единственные гости  в их доме, а иногда и единственные друзья.

Настоящей находкой для работы с детьми явилась программа ANIMATED DRAWINGS (Aнимейтид Дроинз) (анимированные рисунки) которая при помощи искусственного интеллекта анимирует детские рисунки с «человекоподобными» фигурами — головой, руками и ногами.

Достаточно загрузить картинку в сервис — он сгенерирует на основе рисунка видео, чтобы можно было показать детям, как могут двигаться нарисованные им персонажи, либо поделиться с друзьями.

Движения «оживленного» персонажа можно записать, и создать в видеоредакторе настоящий мультфильм, с озвучкой и титрами.

Именно такой работой мы и занялись с моим учеником Максимилианом, (он вместе с сестрой приходит на занятия в изостудию уже четвертый год), а еще мы с ним в этом учебном году начали заниматься в Ресурсном Центре дистанционного образования детей - инвалидов через программу Скайп. В результате, появились коротенькие анимации про смешного нарисованного человечка.

В заключении я хочу сказать, что у детей  которые приходят ко мне в изостудию в жизни будет еще очень много учителей и много различных увлечений – книги, спорт, музыка, театр, но привычка творить и фантазировать останется с моими учениками на всю жизнь. Проверено временем,