Методическая разработка "Метод упражнений в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях в изостудии"

Осипова Оксана Владимировна

Методическая разработка для занятий в изостудии с младшими школьниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.opisanie1.docx61.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Выборгского района Санкт- Петербурга Дом детского творчества «Союз»

Методическое описание

«Метод упражнений в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях в изостудии»

Автор:

педагог дополнительного образования

                                                   Осипова Оксана Владимировна

Санкт-Петербург

2019г.

Введение

     Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения является одной из важнейших и наиболее обсуждаемых  в отечественной и зарубежной педагогике. По определению О. Л. Некрасовой-Каратеевой «эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование у детей и молодёжи художественного творческого интереса к миру, развитие чувств, фантазии, способности воспринимать красоту и творить её».

В основе методики эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Одним из основных средств эстетического воспитания является искусство.

Существуют различные классификации методов эстетического воспитания. Среди многообразия методов многие исследователи выделяют метод упражнения как один из наиболее важных в эстетическом воспитании младших школьников.

Цель использования упражнения, в качестве метода эстетического воспитания,  заключается в том, чтобы ребенок научился вслушиваться, вглядываться, оценивать прекрасное и соответственно активно действовать. Систематические упражнения в художественной деятельности, посильное участие в практике преобразования ближайшего окружения углубляют активность детей. Метод  упражнения требует многократного повторения. Он применяется в различных условиях. Изменение ситуаций помогает ребенку пользоваться усвоенными навыками, стремиться к дальнейшему совершенствованию. Многократные упражнения в изменяющихся условиях позволяют успешнее добиться необходимых результатов.

На занятиях в изостудии возможно использование метода упражнения как для освоения приёмов практической художественной деятельности, так и для развития способности учащихся к оценке произведения искусства и словесному выражению этой оценки.  В силу возрастных особенностей, младшим школьникам довольно трудно выразить своё отношения к произведениям искусства словами, их оценка произведения сводится к критериям – красиво - некрасиво.  Упражняясь в выявлении различных качеств  произведения искусства, посредством ответов на вопросы педагога, ребенок овладевает умениями анализировать, сравнивать и выявлять  для себя новые  качества произведения, что способствует развитию эмоционального интеллекта и формированию компетенции осознанности.

Пример упражнения:

Рассмотрим пример выполнения подобного упражнения группой детей 2-го года обучения  в процессе работы над темой «Отражение музыки».

Цель упражнения – подвести детей к более глубокому осмыслению произведения изобразительного искусства и собственной творческой работы

Задачи упражнения:

- Формировать умение высказывать своё мнение о произведении живописи

-  Показать учащимся  взаимосвязь средств художественной выразительности и эмоций, вызываемых произведением живописи.

Ход выполнения упражнения:

Педагог знакомит учащихся с темой музыки в произведениях живописи  и демонстрирует репродукции. Перед началом работы над эскизами каждому учащемуся раздаются карточки с изображением одного из тех произведений, которые только что демонстрировались, и списком вопросов, на которые необходимо ответить.

Ребятам даётся 5-7 минут на выполнение задания. После выполнения упражнения педагог предлагает обсудить  ответы. Многие дети, получившие одинаковые карточки ответили по-разному. В процессе обсуждения ребята обмениваются мнениями о представленных произведениях, по просьбе педагога высказывают свои представления о том как бы они изобразили музыку.

 После обсуждения педагог предлагает детям создать эскизы своих творческих работ на музыкальную тему. В качестве домашнего задания педагог предлагает найти музыкальные фрагменты, которые соответствуют композициям, придуманным детьми.

Пример карточки:

Рассмотри картинку и ответь на вопросы:

Дочери Catulle Мендес, Huguette, Клодин, и Helyonne (1888) -

  1. Что ты видишь на картине?

2.Нравится  тебе эта картина  или нет , почему?

3.Какое у этой картины настроение?

 4.Что помогает тебе понять настроение картины?

Выбери и подчеркни  ответ  или напиши свой:

-Цвет

- Лица персонажей

-То, что делают герои картины

-Свой ответ (напиши )

            5. Как ты думаешь, что хотел сказать (передать, показать) художник, который написал эту картину