Методическое описание «Развитие информационных компетенций учащихся изостудии в процессе работы над тематической композицией»

Осипова Оксана Владимировна

Работа над композицией, как ресурс развития информационных компетенций учащихся изостудии младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_opisanie2.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Выборгского района Санкт- Петербурга Дом детского творчества «Союз»

Методическое описание

«Развитие информационных  компетенций учащихся изостудии в процессе работы над тематической композицией»

Автор:

педагог дополнительного образования

                                                   Осипова Оксана Владимировна

Санкт-Петербург

2019г.

Введение

«Тщетно художник или поэт будет стараться изобретать, если у него не будет материала, над которым может работать его мысль и из которого должен исходить замысел. Ничто не может родиться из ничего».                    

 Джошуа Рейнольдс.

Сюжетное рисование является одним из интереснейших видов изобразительной деятельности детей и в то же время одним из наиболее сложных. Процесс работы над композицией - это поступательное движение от замысла к результату. Одним из важнейших его этапов является поиск и отбор визуальной информации на заданную тему. Таким материалом могут быть  наброски и зарисовки, выполненные самим учащимся, иллюстрации, репродукции произведений искусства.

Как правило, детям младшего школьного возраста, занимающимся в изостудии, сложно самостоятельно определить, какой именно материал поможет им в создании композиции. Даже если информация тщательно отбирается и предоставляется педагогом, дети не всегда грамотно и осмысленно её используют, что приводит к неудачам в творческой работе и ослаблению мотивации учащихся к рисованию. Таким образом, формирование умений находить, отбирать, анализировать и преобразовывать информацию в процессе работы над тематической композицией играет важную роль в обучении изобразительному искусству. Также стоит отметить, что данные умения лежат в основе информационной компетенции и могут пригодиться учащимся не только в рисовании, но и в других видах деятельности.

Работа над тематической композицией, как правило, содержит следующие этапы:

  • Замысел.Сбор подготовительного материала

(  наблюдения в виде набросков и зарисовок, фантазии, литературный и музыкальный материал, подбор иллюстраций).

  • Варианты линейных и цветовых эскизов. Выбор эскиза для дальнейшей работы.
  •  Выполнение работы в формате, в материале.

Каждый  этап  даёт возможности для включения заданий, способствующих формированию навыков работы с информацией. Рассмотрим этапы работы над композицией  с этой точки зрения на примере работы на тему «Рождество в Петербурге» в  группе второго года обучения .

Замысел. Сбор подготовительного материала.

На начальном этапе работы над тематической композицией,  юным художникам необходимо решить, что они будут изображать, придумать сюжет. Погружение в тему «Рождество в Петербурге» начинается с показа видеофрагмента, демонстрирующего новогоднее убранство главных улиц Санкт-Петербурга в вечернее время.

Далее педагог предлагает  юным художникам зафиксировать свои ассоциации с темой «Рождество в Петербурге».Это возможно сделать в виде списка всех возможных слов по теме или небольших разрозненных зарисовок. Для последующей работы удобнее  зарисовывать или записывать ассоциации на отдельных стикерах или небольших листах бумаги. Таким образом, у каждого из учащихся складывается начальный блок информации, которая может стать основой их творческого замысла.  Далее педагог предлагает объединить полученные слова или изображения в группы по какому-либо признаку, например в группы «Предметы», «Действующие лица», «Природа и погода» и так далее. Учащиеся могут взять за основу группы предложенные педагогом или придумать свои.  Разделив на группы все ассоциации по теме, учащиеся должны выбрать в каждой из групп то, что они взяли бы конкретно для своей картины. В итоге получается набор основных элементов будущей композиции.

После того, как замысел учащегося оформился в общих чертах, происходит  уточнение тех объектов, предметов и персонажей, которые будут изображены. Для этого педагог предлагает задать вопрос «Какой?» к каждому из элементов получившегося набора и подобрать прилагательные. Например у учащегося получился набор слов: ёлка, Дворцовая площадь, вечер, прохожие. В результате работы у него получается уточнённый список: ёлка- высокая, нарядная, сияющая; Дворцовая площадь- занесённая снегом, украшенная; вечер- синий; прохожие - нарядные, весёлые, с покупками и подарками. Затем педагог предлагает отметить те элементы, которые учащийся нарисует сам по представлению и те, для которых нужен зрительный ряд, например фотографии, иллюстрации. При необходимости  в дополнительном зрительном ряде, педагог разрешает учащимся воспользоваться источниками информации и самостоятельно найти необходимые изображения в тематической папке с распечатанными фотографиями памятников архитектуры Петербурга, книгах или интернете.

Варианты линейных и цветовых  эскизов. Выбор эскиза для дальнейшей работы.

На этапе работы над эскизами происходит преобразование собранной   информации в зрительный образ. Из разрозненных частей будущей композиции составляется единое целое. Педагог обращает внимание детей на то, что эскизы должны соответствовать основным критериям:

-Подчинение элементов общему замыслу

-Заполнение всего формата

-Выделение главного

В процессе работы ребята совместно с педагогом анализируют свои эскизы в соответствии с указанными критериями, выбирают подходящий для выполнения композиции в формате.

 Выполнение работы в формате, в материале.

      Начиная работать на большом формате, большинство детей сталкивается с необходимостью добавления недостающих элементов, более тщательного изучения деталей. На данном этапе происходит сбор недостающей визуальной информации. Педагог даёт детям возможность самостоятельно воспользоваться источниками в виде тематических папок, книг и интернет сайтов и найти недостающие элементы композиции. При этом он подчеркивает, что дополнительные элементы изображения не должны быть случайными предметами для заполнения места на листе. Основными критериями поиска и отбора недостающей информации являются:

-Соответствие раскрываемой теме

-Уместность с точки зрения сюжета, выбранного учащимся.

Заключение.

Таким образом, на каждом этапе работы над тематической композицией происходит формирование умений , являющихся основой информационной компетенции учащихся . В таблице ниже соотнесены этапы работы и формируемые умения.

Этап работы над тематической композицией

Формируемые умения

Замысел. Сбор подготовительного материала.

Умение находить, группировать и анализировать информацию по критериям

Варианты линейных и цветовых эскизов. Выбор эскиза для дальнейшей работы.

Умение преобразовывать информацию, умение анализировать информацию по критериям

Выбор техники исполнения и выполнение работы в формате, в материале.

умение анализировать информацию по критериям