ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Каноны изображения человека в Древнем Египте»

В презентации рассказывается об особенностях внешнего вида жителей Древнего Египта. О законах построения человеческого тела согласно канонам живописи Древнего Египта. В конце презентации в игровой форме проводится опрос на закрепление материала

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каноны изображения человека в Древнем Египте Педагог дополнительного образования: Кузнецова Е.В.

Слайд 2

Древний Египет – одна из древнейших цивилизаций в мире. Слово «Египет» греческого происхождения и означает «загадка», «тайна » . Египтяне называли свою страну « Кемет », что значит «черная земля». Большая часть древних памятников и предметов к древней культуры принадлежит Египту.

Слайд 3

Искусство Древнего Египта тесно связано с верой в загробную жизнь.

Слайд 4

Одной важной составляющей древнеегипетского искусства был культ фараона – властелина Египта, равного Богу. Богов и фараонов изображали большего размера

Слайд 5

Фараон был окружен невероятной роскошью. Одеяние его отличалось высоким качеством материала и тончайшей выделкой, вышивками и узорами с сакральным смыслом.

Слайд 6

Такие головные уборы одевали по особым религиозным праздникам. Высокий колпак держал связь фараона с луной и загробным миром.

Слайд 7

Благодаря вере и строгим правилам древнее египетское искусство просуществовало почти без изменений почти 2,5 тысячелетия. Особый расцвет наступил в эпоху правления фараона Эхнатона в 14 веке до н.э. В это время начинают усиливаться черты реалистического изображения. Нефертити - «главная» жена фараона Эхнатона, принцесса-красавица.

Слайд 8

Современный английский археолог Котрелл так писал о древнеегипетских красавицах: «Как бы радовались египетские дамы, если бы знали, что даже спустя 5 тысяч лет они могут вызывать восхищение! Е сли надеть на Нефертити платье „от Диора “, то она будет встречена восхищёнными взглядами всех присутствующих. Даже её косметика не вызовет пересудов» .

Слайд 9

В Древнем Египте идеальными и у мужчин, и у женщин считались высокие, стройные фигуры с тонкой талией и широкими плечами, миндалевидный разрез глаз, тонкие черты лица, прямой нос, полные губы. Женщины должны были быть светлокожими, иметь небольшую грудь, широкие (но не пышные) бёдра и длинные ноги.

Слайд 10

Самым популярным головным убором у представителей всех сословий был платок клафт . Два конца платка свисали на грудь, третий — на спину (иногда его перехватывали лентой или обручем). Клафт мог быть белым или полосатым, причём цвет полос зависел от статуса и рода занятий владельца: например, у воинов полосы были красные, у жрецов — жёлтые. Платок с синими продольными полосами мог носить только фараон.

Слайд 11

Атрибутом царской власти было небольшое налобное украшение – урей – поднявшаяся кобра с раздутым воротником. Его изготавливали из золота или серебра, помещали на середину лба фараона, прикрепляя к ленте, обручу или диадеме.

Слайд 12

Одеждой мужчин была набедренная повязка — схенти , представлявшая собой полосу ткани, обмотанную вокруг бёдер и закреплённую на талии поясом. Схенти закрепляли на талии поясом. Знатные мужчины могли позволить себе украсить пояс орнаментом и золотыми нитями, поэтому по поясу часто можно было догадаться о социальном положении человека. Поверх схенти надевали прозрачную легкую накидку. ??? А как вы думаете?Возникновению какого вида одежды послужили схенти ?

Слайд 13

У египетских женщин древнейшей одеждой был калазирис — своеобразный узкий сарафан, плотно облегавший тело. Он держался на одной или двух бретельках и доходил до лодыжек, оставляя грудь открытой. Эту одежду носили женщины всех слоёв общества, только крестьянки для удобства движений делали на своих калазирисах разрезы по бокам.

Слайд 14

Роспись осуществлялась минеральными красками(белая добывалась из известняка, красная- из сажи, зеленая- из тертого малахита, синяя- из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая- из желтой охры).Художники не использовали оттенки цвета и полутона. Для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше.

Слайд 15

Для раскрашивания рисунка применялись свои правила. Так Осирис – бог смерти, изображался исключительно в зеленых тонах, Сет – бог разрушения и хаоса, был красным.Тело мужчины – коричневое ; тело женщины – желтое; волосы – черные; одежда – белая с цветным орнаментом.

Слайд 16

Особое значение в облике египтянина имела прическа. Характерной чертой всех древнеегипетских причёсок была строгость и чёткость линий, за что они получили название «геометрических». Большинство египтян из-за жаркого климата носило простые причёски из коротко остриженных волос. Фараон и знатные египтяне носили накладные бороды и парики.

Слайд 17

С овременный человек, глядя на древнеегипетскую живопись, возможно, посчитает, что это странные, небрежно написанные картинки. Но пренебрежение словно улетучивается, когда узнаёшь, какими невероятными знаниями, умениями и усердием должен был обладать художник, создающий эти летописи жизни и смерти.

Слайд 18

В школах живописи будущие художники постигали правила построения изображений, причем делали они это путём заучивания ранее разработанных схем таблиц и формул, малейшее же отступление от канонов грозило ученику суровым наказанием, вплоть до избиения и изгнания из школы.

Слайд 19

Ученик должен был с одной стороны уметь наносить плавные, ровные линии на гладкую поверхность, а с другой иметь достаточно твердую и сильную руку, чтобы выцарапывать на стене или камне контуры для создания фрески. Рисовали ученики на глиняных досках, специальной палочкой нанося контур рисунка на влажную глину. Если в изображении имелись неточности, ученик заминал их пальцем, и на этом месте прорисовывал правильные контуры.

Слайд 20

При изображении фигуры человека доски предварительно расчерчивались клетками, по которым ученик ориентировался для соблюдения пропорций. По достижении определённого уровня мастерства, ученику разрешали рисовать на папирусе.

Слайд 21

Правила изображения фигуры были разработаны таким образом, что, зная размер одной части тела, легко можно было определить пропорции всего изваяния, поэтому грамотные художники могли продолжить фигуру, начатую кем-то другим. Для определения пропорций, всю фигуру снизу вверх делили на двадцать одну равную часть, единицей измерения при этом служила длина среднего пальца руки В то время как пропорции тела соизмерялись относительно друг друга, относительные величины фигур определялись согласно их классовой принадлежности. Так, например, мужчина всегда был выше женщины, дети ниже своих родителей, раб меньше господина, а фараон всегда выше всех

Слайд 22

А теперь вопрос: как вы думаете, почетна ли была профессия «художник» в Древнем Египте? Или художники были людьми без особого статуса? Какие есть предположения ? Постарайтесь обосновать свой ответ … ( проблема)

Слайд 23

Искусство имело высокий социальный статус, оно было божественного происхождения. По представлениям египтян искусство обладало магической силой, так как египтяне верили, что изображенное непременно должно исполниться. У египтян слово «художник» означало «творящий жизнь». В искусстве Древнего Египта, в первую очередь, отражена забота египтян о потустороннем мире и вечной жизни.

Слайд 24

Итоговый канон имел следующие пропорции: высота стопы – один палец. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка – четыре пальца. Лобковая кость делит фигуру строго пополам. На одиннадцатом пальце находится пупок. Двенадцатый палец – верхний край гребня подвздошной кости. Межу четырнадцатым и пятнадцатым пальцами – соски. Шестнадцатый палец – кадык. Семнадцатый – кончик носа. Восемнадцатый – лобные бугры. Девятнадцатый – двадцать первый – голова в традиционном головном уборе.

Слайд 25

По древнеегипетским канонам торс человека и глаз изображались в фас, а голова и ноги в профиль. Древнеегипетские ткани окрашивались в различные цвета. В чёрный цвет ткани не окрашивали. Траурным считался голубой цвет одежды. Но самым распространённым и любимым у всех слоёв населения был белый цвет.

Слайд 26

Каноны помогали изображать фигуры больших размеров (колоссов). Могло быть так, что несколько разных художников, работая порознь над разными частями, в итоге получали точно нарисованную фигуру, и не возникало никаких нарушений пропорций. Были даже случаи, когда один художник выполнял правую часть, а другой — левую. Такие каноны очень восхищали художников из других стран, таких как Древняя Греция .

Слайд 27

Художники Древнего Египта не были знакомы с перспективой, поэтому дальние планы с предметами располагались над передним планом, разделяясь при необходимости линией.

Слайд 28

Еще один пример рисунка с перспективой по канонам Древнего Египта (крестьяне пашут за деревьями)

Слайд 29

Закрепление изученного: ЧАЙНВОРД

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!