План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения»

Митузова Мария Павловна

План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ "Медико-биологический лицей" г.Саратова


План-конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе

Тема урока: «Цвет. Основы цветоведения»





Выполнила: Митузова М.П.

Саратов 2022 г.

Цель:  познакомить учащихся с основами цветоведения.

Задачи: 

1. дать понятия цветового круга, основных, составных цветов, дополните-льного цвета;

 2. холодного и теплого цветов; светлоты, цветового контраста, насыщен-ности цвета;

3. научить получать новые цвета через смешивание красок;

4. воспитывать художественный вкус;

5. развивать творческую фантазию.

Оборудование: интерактивное оборудование (проектор, компьютер), презентация, наглядный материал – таблица «Цветовой круг», основные и дополнительные цвета, цветотональная шкала (учебник, с. 38—42); репродукции картин художников (Н.П.Крымов «Солнечный день», «Зимний день», «К весне», «Зима», «Крыши»); гуашь, бумага, кисти.

Методы используемые на занятии:

Словесные – рассказ, беседа.

Наглядные методы обучения.

Практические методы обучения.

Частично-поисковый и проблемно-поисковый методы.

Методы контроля и самоконтроля.

Методы поощрения.

Методы мотивирования.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная и групповая.

Технологии обучения:

Личностно-ориентированная.

Творческая.

Игровая.

ИКТ-технология.

Здоровьесберегающая технология.

Тип: комбинированный.

Длительность:45 мин.

Словарь: основные цвета, составные цвета, дополнительный цвет, холодный и теплые цвета, цветовой контраст, светлота, насыщенность цвета.

План урока 

1. Организационный момент.

2. Мотивационно-целевой этап.

3. Ориентировочный этап.

4. Поисково-исследовательский этап.

5. Практический этап.

6. Рефлексивно-оценочный этап.

5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку (художественные при-надлежности).

  1. Мотивационно-целевой этап.

Какого цвета ремесла
Цвет свой особый
У каждого дела.
Вот перед вами
Булочник белый.
Белые волосы.
Брови, ресницы.
Утром встает он
Раньше, чем птицы.
Черный у топки
Стоит кочегар.
Всеми цветами
Сверкает маляр.
В синей спецовке
Под цвет небосвода
Ходит рабочий
Под сводом завода.
Руки рабочих
В масле и в саже.
Руки богатых
Белее и глаже.
Нежные пальцы,
Светлые ногти.
Нет на них копоти,
Масла и дегтя.
Знаешь: пускай у них кожа бела,
Очень черны у богатых дела!

Дж. Родари

Формулировка темы и цели урока.

3. Содержательный этап.

Мир предстает перед нами цветным. Каждый день мы видим предметы различных цветов. Что такое цвет, какова его природа? Что представляет собой окраска предметов? Почему одни предметы синие, другие красные, а третьи зеленые? Оказывается, всему причиной является солнце, вернее, его световые лучи, которые озаряют все на своем пути.

В темноте мы не видим никаких цветов. Когда в глаз попадают лучи солнеч-ного или электрического света - световые волны, у нас возникает ощущение цвета.  

Цвет – довольно сложное явление, существует целая наука, занимающаяся его изучением, она называется цветоведение. Для художника цвет – один из основных инструментов в работе. Цвет одно из самых выразительных средств в искусстве. Он сильно влияет на чувства, состояние, настроение людей. Восприятие цвета человеком сложилось естественно, в условиях окружающей природы, и при всех индивидуальных особенностях есть научно обоснованные общие закономерности восприятия цветов. Например, красный цвет - это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, красотой, добром, теплом; но он же означает тревогу, опасность, тревогу для жизни. Белый цвет чаще всего символизирует свежесть, чистоту, молодость; но может означать покой, безжизненность и даже траур у некоторых народов. Черный цвет с точки зрения физики - пустота, отсутствие света и цвета; его традиционный смысл - все «ночное», недоброе, враждебное человеку, горе и смерть.

1.Сведения о цветоведении.

Цветоведение - наука о цвете - изучает многие вопросы, с которыми должен быть знаком художник, имеющий дело с красками.

2. Свойства цвета.

- Цвета видимых нами предметов определяются их способностью отражать только какую-то часть падающего на них «белого» света, то есть какую-то часть спектра, и поглощать другую его часть. Это явление называется избирательным поглощением. Например, зеленое тело отражает только зеленую часть спектра, а остальные лучи поглощает. Если на это тело посмотреть через красное стекло, оно покажется нам черным, так как красное стекло в свою очередь поглотило отраженные телом зеленые лучи (а остальные были поглощены самим телом).

Все спектральные цвета плюс недостающие в солнечном спектре пурпурные (промежуточные между крайними красными и фиолетовым) составляют так называемую хроматическую («цветную») шкалу цветов. Белые предметы отражают весь спектр, а черные, наоборот, весь спектр поглощают. Если взять белую и черную краски и смешать их в разных пропорциях, получится большой ряд серых тонов, от чисто-белого до черного. Это будет другая шкала цветов — ахроматическая(«бесцветная»).

3. Основные понятия в цветоведении.

Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый). Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.

Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. Как вы думаете, какие цвета относятся к теплым, а какие к холодным? К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.

Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.

4. Основные и составные цвета.

Назовите основные цвета.

-  В изобразительном искусстве три цвета: желтый, красный и синий - принято считать основными. Если говорить о красках, то это краплак, желтый кадмий и берлинская лазурь.

Смешение любых двух из этих цветов даст дополнительный к третьему: желтый и синий дадут зеленый (дополнительный к красному), синий и красный - фиолетовый (дополнительный к желтому), красный и желтый - оранжевый (дополнительный к синему).

Цвета, составленные из основных, называются составными.

5. Понятие о цветовом контрасте.

- Замечено, что если ахроматическое (серое) пятно окружить хроматическим фоном (например, зеленым), то на сером возникнет очень заметный хроматический оттенок, в данном случае красный. В самом деле, проселочная дорога, бегущая по зеленому лугу, всегда воспринимается как сиренево-розоватая. Такие пары цветов (цвет фона и цвет возникающего хроматического оттенка на сером) называются контрастнымиВ цветовом круге они помещаются почти друг против друга, немного не совпадая с дополнительными. Их отличие от дополнительных мало ощутимо, и практически им можно пренебречь.

Контрастные цвета, помещенные в непосредственном соседстве, зрительно усиливают друг друга по насыщенности. Чтобы один цвет в окружении другого не изменялся, надо к данному цвету добавить немного цвета окружающего. Это относится и к ахроматическому цвету. Например, чтобы серое пятно в окружении зеленого фона не казалось розоватым, а воспринималось как чисто-серое, надо в серый добавить немного зеленого. Резко снижает контрастное воздействие цветов введение контура. Пятно, имеющее четкий контур, почти не испытывает влияния цветового контраста.

При соседстве не контрастных, а близких цветов, например желтого или желто-зеленого, зеленого и зелено-голубого, возникает, наоборот, впечатление уменьшения насыщенности обоих.

Понимание закона цветовых контрастов позволяет добиваться впечатления цвета там, где его фактически нет, то есть на нейтральных серых пятнах, и изменять оттенок любого хроматического цвета, зрительно повышая или понижая его насыщенность.

Физкультминутка.

4. Практическая работа.

Задание: выполните фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками).

Примерные темы: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца» и др.

Главное — получить множество оттенков одного цвета. При этом важно помнить, добрый или злой мир мы изображаем, например, для Шоколадного замка нужны одни оттенки коричневого цвета, для коричневого порядка в стране Дракона — другие. Начнём работу с разметки композиции и проложим общий фон. Небо и земля, например, в Изумрудной стране совсем не голубого и коричневого цветов, а имеют разные оттенки зелёного (причём желательно исключить готовый зелёный цвет). Каким будет фон, светлым или тёмным, решать автору. Затем выполним постройки — пишем красками по фону, используя разную толщину кистей. Добавляем детали композиции — деревья, пруд, облака и т. д. В завершение работы прорабатываем мелкие детали.

 4. Подведение итогов. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся. Показать наиболее удачные работы и обобщить полученные знания.

2. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы со слайда:

Сегодня я узнал….

Было интересно…..

Я понял, что……

Я научился….

Я выполнял задания…..

Меня удивило…..

Мне захотелось…..

5.Домашнее заданиепрочитать сказки, внимательно рассмотреть иллюстр-ации к ним, касающиеся различных изображений царств, волшебных городов, сказочных построек и т. п.

 

Список использованной литературы

  1. Каменева Е.С. Какого цвета радуга.- М.: Детская литература, 2005.
  2. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. –М: Просвещение, Учебная литература,1995.
  3. Сокольникова Н.М. Основы Живописи. – Обнинск, Титул, 1996.
  4. Уроки изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [Л. А. Неменская, И. Б. Полякова, Т. А. Мухина, Т. С. Горбачевская]; под ред. Б. М. Неменского. — М. : Просвещение, 2012.