Статья

Атаманчук Нелля Владимировна

Тема: "Правополушарное рисование, как способ развития творческих способностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopolusharnoe_risorvanie_statya.docx287.84 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

Метод правополушарного  рисования, как средство развития творческих способностей

    В 1960-е годы нейропсихолог Роджер Сперри проводил опыты с животными и пришел к предположению, что разные полушария мозга млекопитающих отвечают за разные функции. В 1961 году в авторитетном журнале Science вышла его знаменитая статья на эту тему - «Церебральная организация и поведение», а в 1981 году Сперри даже получил за свои исследования Нобелевскую премию по физиологии и медицине. В исследованиях и выступлениях ученый утверждал, что человеческий мозг является «разделенным»: его полушария работают автономно и отвечают за разные задачи. Левая половина мозга, по Сперри, ответственна за логику, рациональность и вербальную сферу, а правая - за творчество и воображение. В 1970-е годы идеи Сперри широко обсуждались в разных дисциплинах - и в том числе среди художников. Тогда о его концепции узнала Бетти Эдвардс  - художница и учительница живописи из Калифорнии. Эдвадс получила художественное образование, а потом защитила диссертацию по искусству, педагогике, психологии в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса. Эдвардс заинтересовали идеи Сперри: она давно искала научно обоснованный метод развития творческих способностей. Художница предположила, что высвобождению творческого потенциала (она связывала его с работой правого полушария мозга) может мешать активность левого полушария, которое излишне рационально, все время все анализирует и сдерживает воображение.

    В 1979 году Эдвардс выпустила книгу «Рисуя правой половиной мозга» (в русском переводе — «Художник внутри вас»), где описала метод, который, по ее словам, позволял «отключить» левое и активизировать правое полушарие, открывая дорогу к безграничному творческому самовыражению. Эту технику она и назвала «правополушарным рисованием» (техникой «правополушарной живописи»), или «рисованием в П-режиме», и рекомендовала всем, кто хочет учиться рисовать.

    Польза правополушарного рисования, как утверждала Эдвардс, в том, что оно позволяет быстро и эффективно обучить творческому восприятию. Методы такого рисования подходят для детей и взрослых - и даже больше для взрослых: Эдвардс считала, что с возрастом левое полушарие мозга начинает сильно мешать правому работать в режиме творческого потока.

По мнению Эдвардс, любой рисунок включает в себя пять элементов:

  • Края и линии
  • Отрицательное пространство (пространство между элементами)
  • Отношения (т. е. перспектива и пропорции между объектами)
  • Свет и тени
  • Целое (возникает из сочетания первых четырех)

    Чтобы научиться применять каждый из этих элементов, не нужны уроки академической живописи, считала Бетти Эдвардс. Необходимы упражнения, развивающие интуитивное мышление, занятия интуитивным творчеством. Например, творчеству помогает:

  • «Перевернутое рисование»
  • Рисование попеременно левой и правой рукой
  • Копирование с натуры и произведений в разных техниках
  • Эксперименты с линиями
  • Зарисовка ощущений
  • «Штормовое рисование»

    Результат правополушарного рисования обычно представляет собой необычные изображения, глядя на которые невозможно однозначно сказать, что на них нарисовано. Одним из преимуществ занятий таким видом изобразительного искусства является то, что интерпретации визуального восприятия переносятся на бумагу за непродолжительное время.

    Из перечисленных техник, наверное, самыми непонятными выглядят первая и последняя. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Эдвардс считала, что такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве - линиях, светотени, колорите. Рисовать перевернутое изображение нужно из любой точки, учитывая пропорции и наблюдая за собственным мышлением. Закончив копирование, можно перевернуть рисунок и оценить его.

«Штормовое рисование» - это очень быстрое набрасывание с натуры, когда художник выполняет один рисунок за другим, например делает пятнадцать рисунков за пятнадцать минут. Такое скоростное рисование, согласно идеям Эдвардс, позволяет не дать левому полушария мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать). Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль - методика позволяет достичь творческого режима. Во время «штормового рисования» ни в коем случае нельзя останавливаться (даже если получается, по вашим ощущением, совсем плохо) и использовать ластик.

Упражнения правополушарного рисования

    Самые простые упражнения заключаются в написании букв зеркально, рисование двумя руками поочередно и одновременно, добавление части к готовому изображению и многое другое. Эти простые, но оригинальные упражнения позволяют увлечься процессом и отключить логику, тем самым прислушаться к интуиции и иному восприятию реального предмета. Есть и другие упражнения, посложнее.

№1.  Людям, чьей ведущей рукой является правая, следует в дальнейшем использовать только левую часть картинки, а тем, кто в основном использует левую руку - правую сторону изображения. Картинку необходимо положить в центре листа белой бумаги, после чего, обводя контур простым карандашом, проговаривать вслух части лица, расположенного в профиль. Далее нужно дорисовать вторую часть картинки, повторяя части лица в первичной последовательности. На этом этапе у новичка возникнут трудности, так как рисовать вразрез с произносимыми словами, ориентируясь только на зрительную память, может не каждый. Если, несмотря на трудности создания зеркального изображения, художнику удалось нарисовать зеркальную картинку, можно считать, что ведущим в данной работе стало правое полушарие. Если абстрагироваться от указаний мозга, произносимых вслух, не удалось - сработало левое полушарие (илл.№1).

№2. Создание рисунка вверх ногами рекомендуется выполнять так:

    Распечатать любой рисунок, объекты на котором обозначены исключительно контурами. Внимательно изучить картинку, обращая внимания на каждый изгиб и плавность перехода линий. Далее необходимо перевернуть изображение вверх ногами, после чего перерисовать его на рабочую плоскость, сделав это последовательно. Копировать необходимо каждую линию, как бы приставляя последующую черту к предыдущей, как если бы художник собирал мозайку. Важно в данном случае не столько скопировать изображение, сколько сделать это поэтапно, отзеркаливая его. Не рекомендуется срисовывать сначала контур, после чего переходить к прорисовке мелких деталей. Чтобы облегчить задание, начинающий художник может прикрыть нижнюю часть изображения рукой или другим предметом. Это поможет избежать бесконтрольного рассеивания внимания при срисовывании картинки. Цель выполнения этого упражнения - научиться срисовывать объекты, осознавая при этом, что каждая из линий контура является частью общего изображения.

Перестав разграничивать детали картинки на основные и второстепенные, художник сможет создавать сложные рисунки за небольшое количество времени (40-60 мин).

№3. Контурное рисование

    Контурное рисование - это самое популярное упражнение для тренировки правого полушария, выполнять которое можно в домашних условиях.

Техника этой методики выглядит так: Закрепить лист бумаги на рабочем столе, приклеив его углы скотчем. Повернуться к столу боком так, чтобы ведущая рука располагалась на рабочей плоскости. Вторую руку положить на колени, повернув к себе тыльной стороной ладони. Пальцы сложить вместе, чтобы на кисти образовалось как можно больше морщин и складок. Не перемещая взгляд на рабочую плоскость, глазами медленно обводить каждый участок руки, лежащей на коленях. Параллельно с визуальным восприятием, второй рукой следует воспроизводить увиденное на листе бумаги. Скорость перемещения взгляда должна быть не более 1 мм/сек. Сохранять положение, воссоздавая увиденное, в течение 5 мин. Для удобства перед началом практики рекомендуется установить таймер, который оповестит художника о необходимости завершить упражнение. Точность воссоздания изображения в данном упражнении неважна, так как целью здесь является тренировка способности прислушиваться к собственной интуиции и возможность копировать образы из головы, ориентируясь при этом на деятельность правого полушария (илл.№2).

№4. Видоискатель

    Поэтапно создать рисунок, в соответствие с методикой правополушарного рисования, удастся также с помощью второстепенного инструмента -  видоискателя. Сделать его можно самостоятельно, вставив в небольшой лист картона стекло или кусок прозрачной пластмассы. Когда инструмент будет готов, можно приступать к выполнению упражнения:  Нацелить видоискатель на любой находящийся вблизи художника объект, после чего зафиксировать его с помощью скотча. Важно следить, чтобы во время выполнения упражнения подвижной оставалась только кисть ведущей руки конкретного человека. Закрыть одни глаз, а затем маркером обвести по поверхности стекла или пластмассы контур объекта, видимого в видоискателе. Далее прорисованный контур необходимо скопировать на белый лист бумаги, делая это последовательно, вне зависимости от того, в каком порядке переносятся второстепенные и основные линии.

    Упражнение с видоискателем позволяет художнику научиться воспринимать визуально сам предмет, а не откладывать в памяти штрихи и линии, из которых он состоит. Такая практика может также помочь человеку стать более целеустремленным в жизни, перестав зацикливаться на второстепенных обстоятельствах.

    Принцип правополушарного рисования используется не только на общеобразовательных занятиях, но и активно применяется психологами для вывода своих пациентов из состояния, пограничного с депрессивным.

Методика рассматриваемого вида практик предполагает то, что человек, поэтапно следуя указаниям своего наставника, учится контролировать работу полушарий своего головного мозга, в зависимости от ситуаций, переключаясь между ними.

Статью подготовила преподаватель

ЛГ МАОУ ДО ДШИ

Атаманчук Н.В.

Используемые интернет-ресурсы:

  1. https://mel.fm/vospitaniye/razvitiye/4265318-drawing_right_side_brain
  2. https://handsmake.ru/pravopolusharnoe-risovanie-metodika.html

Приложение №1

Илл.№1

Илл.№2