Готическое искусство средневековья

Гаврилова Елена Владимирова

Статья рассказывает об истории возникновения стиля готика, его художзественных и архитектурных особенностях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Готический стиль — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его.

Готическое искусство отражало дух свободы, присущий жителям торговых и ремесленных коммун. В городах находились дворцы аристократов, резиденции высшего духовенства, церкви, монастыри. Центром религиозной, культурной и общественной жизни того времени был городской собор - большой христианский храм, воплотивший в себе основные черты искусства готики. На базе церковных школ возникли университеты, которые превращались в своеобразные интеллектуальные центры. Высокого развития достигли художественные ремесла.

Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готика в архитектуре проявлялась в ратушах и соборах. В готических зданиях обязательно есть витражи, фрески с религиозными и историческими сюжетами, множество скульптур.

Характерными особенностями готического стиля являются:

Символико-аллегорический тип отображения действительности, верховенство архитектуры в системе искусств;

культовое назначение искусства;

религиозная тематика (соотнесение с вечностью, с «высшими» силами, неподвластными сознанию человека) и одновременно интерес к человеческим чувствам, возвращение к индивидуальности.

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, скульптуры. В этот период предпринимаются усилия по упорядочению и украшению городов. Увеличивается число ремесленных мастерских. Готический стиль пришел на смену романскому стилю и стал последней ступенью развития средневекового искусства. Историки выделили сооружение, давшее начало этому захватившему Европу на несколько веков стилю. Первым готическим сооружением стал монастырь Сен-Дени, где в 1122 году при перестройке были убраны многие лишние опоры и массивные стены, что сделало монастырь гораздо более легким и воздушным по сравнению с церковными крепостями в романском стиле.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии, Италии. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Несколько веков готический стиль использовался для строительства изящных храмовых комплексов, но со временем он утратил свое значение. На смену готике сначала в Италии, а потом и во всей Европе пришел стиль ренессанс. Считается, что конец эпохи готики пришелся на XVI век.

Термин "пламенеющая готика" придумал еще в 1851 году английский историк Эдуард Фримен. Прилагательным "flamboyant" ("пламенеющий") назвали определенный кусок средневекового готического искусства, потому что контуры и силуэты в это время стали похожи на языки пламени.  Период поздней готики начинается  с XIV в и  длится два столетия (XIV—XV вв.). Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а рафинированное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором.

       Замечательное создание поздней готической архитектуры — Страсбургский собор, воздвигнутый по плану немецких мастеров, во многом развивает своеобразные традиции немецкой школы готической архитектуры. В скульптурах, особенно в статуях западного фасада, весьма сильно выражены также принципы и традиции собственно французского искусства.

       Основу готической архитектуры составляла новая конструкция сводов. Если в романской церкви своды держались на массивных стенах, то в готическом соборе они опирались на арки, а те, в свою очередь, на столбы. Такая конструкция позволяла создавать невиданные до тех пор по высоте и ширине внутреннего пространства храмы. Гигантские шпили и башни, порталы (архитектурно оформленные входы), стрельчатые окна и арки - весь образ собора был подчинен стремлению в небеса.

В готическом соборе исчезла ровная поверхность стен, так настенная роспись (фрески) уступила место витражам. Внешнее убранство и внутренний интерьер храма украшало множество рельефов и статуй.

Отличительные черты готической архитектуры:

  • городские архитектурные ансамбли (культовые и светские здания, площади, мосты, колодцы);
  • крытые галереи вокруг центральных городских площадей;
  • узкие фасады двух- или трехэтажных жилых домов с высокими фронтонами (фронтон – завершение фасада здания, портика, колоннады, которое ограничено двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания);
  • крепостные стены с украшенными въездными башнями вокруг замков королей и феодалов;
  • островерхие соборы со стрельчатыми сводами, обилием арок, витражных окон и галерей. Известные образцы готического стиля в архитектуре:

В скульптуре готики приходит новое понимание образов Христа и Богоматери – Христос из грозного судьи превращается в мудрого проповедника.  Образы святых утратили былую строгость и стали более похожими на обычных людей.

Идея подчинения декора архитектурному замыслу привела к тому, что сложилась система расположения скульптуры, определенный канон.В центре главного фасада была фигура Христа, по сторонам фигуры-столбы апостолов. Образы святых утратили былую строгость и стали более похожими на обычных людей.    

Характерно, что в архитектурные ансамбли вплетаются образы фантастических чудовищ – химер, горгулий. Существует поверье — когда зло попытается проникнуть за стены храма, украшенного такими скульптурами и водостоками, каменные изваяния оживут и набросятся на представителя нечисти. Монстры встречаются не только на стенах и крышах церквей. Их устанавливали на крепостях и ратушах, особняках и дворцах. Каменных Химеру и Горгулью можно считать одним существом, берущим начало происхождения из древнегреческих мифов. Разница между скульптурными изображениями в наличии или отсутствии функции дренажа крыши. Архитектурный термин "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией  для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.

Химеры -  декоративные архитектурные элементы без полезного назначения.

Эти чудовища, соединяющие в себе несколько образов: человеческий, животный и потусторонний (рога чёрта или крылья ангела), символизируют демонический образ, душевное уродство.  Чудовища давали богатую пищу для воображения средневекового человека, напоминая о грядущем возмездии за совершённые грехи.

Витраж - сюжетная или орнаментальная композиция, выполненная из кусочков прозрачного цветного стекла, скрепленных свинцовой обрамлением.

Витражи выполняли в храмах определенные функции. Свет проникал через раскрашенные окна в собор, и в разное время определенным цветом освещалась та или иная часть алтаря, что придавало интерьеру культового сооружения величество и таинственность. Стекло  не только раскрашивали, но и украшали золотом, серебром, в солнечную погоду благодаря этим инкрустированным частицам внутреннее убранство храма сияло и вызывало у прихожан ощущение торжественности, возвышенности.

Темами витражных композиций были религиозные сцены, исторические события, трудовые процессы крестьян и ремесленников, литературные мотивы. Из цветов преобладали красный, синий, желтый, коричневый.

          В произведениях живописи, как и раньше, главное место занимали религиозные сюжеты, однако уже прослеживался интерес к светской жизни, мыслям и настроениям обычного человека.

Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери - заступнице за людей перед Богом. Культ Богоматери сложился практически одновременно с характерным для Средневековья поклонением прекрасной даме. Оба культы нередко переплетались, и Дева Мария представала в образе очаровательной женщины.

В эпоху готики изменился и образ Христа: художники изображали Бога в скорби и страданиях за грехи человечества. 

Готика стала логичным этапом в истории живописи. Картины легко узнать благодаря ярким выразительным особенностям. Произведения мастеров живописи осмысленны, повествовательны, наполнены динамикой и действиями. Мастерам этого стиля удалось объединить реалистичность и мистицизм, светские образы  и  религиозность.

       Мода на готику вернулась в середине XVIII века, первоначально получив распространение среди британских аристократов. В эпоху романтизма на волне идеализации Средних веков готикой «заболела» и континентальная Европа. Вслед за реставрацией готических сооружений началась активная достройка готических соборов Испании, Германии, Чехии (заброшенных ещё во времена Средневековья, как, например, Кёльнский собор), а в XX веке пришлось поднимать из руин готические соборы, уничтоженные за время мировых войн. На территории Российской империи крупнейшим заказчиком неоготических сооружений в начале XX века выступала католическая церковь.

Благодаря этому вернулся интерес к готическому стилю и среди деятелей искусства (архитекторов, дизайнеров, художников), и среди простых горожан.  

В наше время многие застройщики в сотрудничестве с архитекторами и дизайнерами предлагают готовые проекты домов в неоготическом стиле. Конечно, их внешний облик сложно сравнивать с теми же храмами средневекового периода, в современных зданиях лишь прослеживаются некоторые основные тенденции, элементы готического стиля. Тем не менее, выглядит это впечатляюще. Готика – это уникальный стиль, который сочетает в себе элегантность и аристократизм, неповторимое величие и изысканность. Сегодня готический стиль часто применяется для оформления интерьера элитных ресторанов и дорогих отелей, позволяя их посетителям с головой окунуться в волшебную эпоху отважных рыцарей и обворожительных дам. Готический стиль относится к «широкомасштабным» — он предполагает наличие большого пространства, высоких окон, роскошных витражей и обилия света. Готический стиль можно использовать и для оформления интерьера обычной городской квартиры или загородного коттеджа. Для украшения стен в готическом интерьере используются гобелены со специфическими историческими изображениями, картины, стилизованные под Средневековье, фрески и настенные росписи. Мебель для готического интерьера предполагает наличие высоких деревянных столов с красивыми резными ножками, стульев и кресел с деревянными подлокотниками, резных сундуков, украшенных кованой металлической фурнитурой, зеркал в тяжелых металлических рамах. Готический стиль в интерьере – это неповторимое сочетание роскоши и мистицизма, которое обязательно придется по вкусу всем поклонникам неординарности и креативности.