Методическая статья на тему: "Актуальность выставочной деятельности обучающихся в ДХШ".

Вдовина Ольга Юрьевна

Методическая статья на тему: "Актуальность выставочной деятельности обучающихся в ДХШ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_vystavochnoy_deyatelnosti.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность выставочной деятельности
обучающихся в ДХШ

     В художественной школе, главным «выставочным залом» являются стены учебного заведения, а основным зрителем становятся учащиеся, педагоги и гости школы. Дети с первых дней учебы видят нарисованный мир, увиденный глазами своих друзей, одноклассников. И здесь, главное не останавливаться на одной экспозиции, которая будет «мозолить» глаза (даже если это хорошая выставка), а вести планомерную работу по смене экспозиции, которая будет интересна учащимся разных возрастов.
Задача поиска тематических выставок ложится на плечи педагога. Насколько интересен он сам, богат его творческий потенциал,
настолько будет интересной и продуктивной его работа с детьми.
    Актуальность и необходимость методических рекомендаций при подготовке, организации и проведении выставок художественных работ учащихся заключается в том, что одним из главных критериев в дополнительном образовании является результативность. Выставку детских работ можно рассматривать как результат обучения учащихся ДХШ за определенный период времени. Перед педагогами художественного направления часто стоит задача организации выставок. Очень важным для педагогов и учащихся является проведение регулярных внутренних выставок, поскольку именно они, обладают огромным воспитательным потенциалом:

  • являются «лицом» всего учреждения в целом, поскольку их зрителями становятся учащиеся и родители учащихся, гости, педагоги;
  • являются важной составной частью эстетической образовательной среды, способствуют созданию особой атмосферы творчества в нашей школе;
  • становятся «стимулятором творческого роста» для их участников;
  • дают возможность каждому ребенку представить свою работу на ту или иную выставку в течение учебного года, и это особенно важно для тех детей, которые делают свои первые шаги в художественном творчестве.

Этапы подготовки, организации и проведения выставки:

На первом этапе идет постановка цели, выбор темы и времени (периода) проведения выставки. При выборе темы выставки учитываем календарный и учебный период, актуальные задачи для учащихся или образовательного учреждения в целом.  Важной задачей педагога на первом этапе является побуждение учеников к участию в выставках по художественно-эстетической деятельности к созданию выставочных работ.

На следующем, втором этапе главным является сам процесс создания творческих работ, объединенных общей темой. Это самый сложный и трудоемкий этап. Его успешность зависит от целого ряда факторов: знания индивидуальных особенностей детей; их творческого потенциала; склонности к различным видам художественной деятельности, различным жанрам и техникам; наличия необходимых умений и навыков; наличия необходимых средств для выполнения творческой работы. Вместе с детьми идет обсуждение их художественных замыслов и идей. Под руководством преподавателя дети выполняют наброски, эскизы, обдумывают композицию. Важно, чтобы у ребенка возникла уверенность, что он может выполнить работу по данной теме. Процесс творчества индивидуален: одни успевают выполнить работу на одном занятии, другие - заканчивают на следующих занятиях.

На третьем этапе происходит коллективное обсуждение и отбор работ, под руководством педагога и при активном участии самих учащихся. Для выставки работа должна иметь законченный вид
Раскладываются все работы, и ребята вместе с педагогом обсуждают каждую работу. Именно так ребята учатся, не обижаясь, выслушивать критику, сочувственно относится к неудачам других и спокойно относится к своим успехам. Не всегда мнение учеников совпадает с мнением учителя. Поэтому последующее объяснение руководителя выставки, по той или иной работе, должно быть грамотно обосновано и в доступной форме донесено до учеников.
Четвертый этап - это оформление самой выставки. Успех будущей выставки предопределяется актуальностью темы, выраженной в образном ярком название. Оно привлекает внимание зрителей, отражают
содержание экспозиции. Размещение самих работ также имеет большое
значение. В зависимости от темы в самом заметном
месте выставочного стенда должно быть размещено самое
эмоционально яркое произведение, лучше всего раскрывающее
заявленную тему. Провести выставку можно следующим образом:
организовать для учащихся экскурсию по выставке.
Идеально если каждая изученная тема закончится выставкой – обсуждением.
Выставка - это подведение итогов работы за определенный срок,
связь теории и практики, форма контроля.
    Хорошим, методом выставочной деятельности является сотрудничество с другими художественными школами. Обмен лучшими работами, выполненными учащимися разных учебных заведений, позволит объективно оценить свою работу, учесть те или иные недостатки,
или внедрить новые направления в своей работе.
   Именно учреждения дополнительного образования являются основой для самоопределения учащегося, его интеллектуального и духовного развития, удовлетворения образовательных и социально-культурных потребностей.

     В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наиболее подходящие методы и способы выполнения работы, то есть качества, без которых
невозможно творчество вообще. Что дает возможность в свою очередь
попробовать ребенку свои силы и добиться успеха.
    Итогом активной работы ребенка на протяжении всего учебного процесса может стать персональная выставка как наиболее действенный стимул к развитию творческой личности. Такая выставка - мечта каждого ребенка.
    Персональные выставки могут быть разными: одна может показывать развитие ребенка от первых шагов к первым успехам; другая может показать мир увлечений ребенка, когда работы объединены одной темой; можно также поощрить ребенка персональной выставкой за активную работу, если у него накопилось большое количество учебных и творческих работ. Могут быть организованы выставки двух-трех учащихся, работы которых объединены одной техникой выполнения или одной тематикой.
 Чтобы создать ситуацию успеха для каждого участника, в конце каждой выставки учащиеся получают свидетельства, дипломы, грамоты участника, подарки.
   Выставочная деятельность является отражением и интересов ребенка и педагогического влияния. В работах учащихся, выполненных под руководством преподавателя, проявляется самобытность и индивидуальность юного художника. Выставочная деятельность усиливает интерес к творчеству, выявлению успехов, это поддержка одаренных детей и показ возможностей педагогов.