Методическая разработка «Способы построения и тоновой разбор гипсового слепка, губы Давида»

Низирякин

Цель:

Выполнение объемно-пространственного изображения гипсового слепка, губы Давида, с необходимым применением тона.

Задачи:

   Обучающая: алгоритм поэтапного выполнения учебного задания. Методы организации и осуществления учебных действий и операций.

   Развивающая: Последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка.  Определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Воспитывающая: стимулирование и мотивация учения за счет словесного и наглядного методов.Цель:

Выполнение объемно-пространственного изображения гипсового слепка, губы Давида, с необходимым применением тона.

Задачи:

   Обучающая: алгоритм поэтапного выполнения учебного задания. Методы организации и осуществления учебных действий и операций.

   Развивающая: Последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка.  Определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Воспитывающая: стимулирование и мотивация учения за счет словесного и наглядного методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_guby.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД РАДУЖНЫЙ

Методическая разработка

 «Способы построения и тоновой разбор гипсового слепка, губы Давида»

Для преподавателей Детских художественных школ и художественных отделений

школ искусств.

                                                                                                             Разработал

                                                                                                             преподаватель МАУ ДО «ДХШ»:                                     

                                                                                                             Низирякин Е.С.

Радужный, 2019

Содержание:

1. Пояснительная записка.

2. Содержание учебного материала

3. Залючение.

4. Приложение.

Цель:

Выполнение объемно-пространственного изображения гипсового слепка, губы Давида, с необходимым применением тона.

Задачи:

   Обучающая: алгоритм поэтапного выполнения учебного задания. Методы организации и осуществления учебных действий и операций.

   Развивающая: Последовательность выполнения рисунка, моделировку формы и объема, технологию и технику рисунка.  Определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

    Воспитывающая: стимулирование и мотивация учения за счет словесного и наглядного методов.

1. Пояснительная записка.

   По программе рисунок в старших классах есть темы  по изображению гипсовых слепок частей лица. В процессе работы с учащимися над данными темами мы столкнулись с тем, что ученикам достаточно сложно понять форму носа или рта без дополнительных схем или этапов построения. Для лучшего изучения и понимания гипсовых слепков частей лица было решено сделать поэтапное, схематическое и тональное решение гипсовых макетов в помощь учащимся.

    При изображении гипсовых частей лица бывает затруднительно увидеть и  понять строение формы. Поэтому весьма целесообразно применение всевозможных упрощений формы, как в восприятии, так и в изображении. Во время выполнения учебного рисунка следует применять различные методы и приемы упрощения. В учебном рисунке широко применяются схематические приемы,  которые могут чередоваться в зависимости от  задач, которые следует решать в ходе выполнения рисунка.

     Приступая к изображению губ, необходимо знать не только закономерности строения формы, но и правила их изображения на плоскости.

2. Содержание учебного материала

Основной принцип построения слепка губ –это соотношение частей. Рисунок следует начинать с определения прямоугольного слепка в пространстве листа, определяя габариты слепка. Изучая форму губ, определяется положение с помощью вертикальной и горизонтальной линией, определяющей симметричность. Также нельзя игнорировать перспективные сокращения из- за расположения слепка в пространстве.

   Средняя линия и вертикальная, горизонтальная всегда отправная при рисовании симметричных парных форм. Легким движением карандаша нужно наметить местоположение губ с учетом пропорциональных и перспективных сокращений. При этом не стоит приучаться рисовать губы в отдельности, особенно в начальной стадии, как любят это делать начинающие. 

   Продолжая работу над слепком губ, необходимо стараться изображать пространственные формы. Сравнивая изображение с натурой и уточняя пропорции, постепенно наращивается моделировка формы тоном. В процессе работы нельзя увлекаться отдельными участками, нужно делать общее.

  Дальше  путем легкого очерчивания всех частей верхней и нижней губ, располагая их с учетом перспективных изменений, площадки над верхней губой с наметкой части «фильтра», ямок – уголков, двух половинок  нижней губы, подбородок.  При этом необходимо сравнивать и сопоставлять размеры между собой. Из за маленькой неточности в определении карандашом соотношений высот и длин в общей массе рисунка повлечет за собой неточности в построении.

   Для изображения бугорка верхней губы опираемся на серединную профильную линию. Не забывая при этом, что основание бугорка накрывает край нижней губы. Основание бугорка намечается двумя прямыми линиями, симметрично расходящимися под углом по отношению друг к другу от серединной профильной линии вверх.

   Приступая к построению формы нижней губы. проверяем правильность расположения ее по отношению к верхней, далее намечаем линиями в виде овалов. парные мышцы  нижней губы строятся строго симметрично

Работа в тоне над гипсовым слепком губ ведётся мягкими светотеневыми переходами, не допускается грубой штриховки, разрушающей поверхность формы. Штрих ложится по форме, независимо от направления и поворота форм губ. Работа ведется отношениями, от самого светлого через полутона к самому тёмному, соотнося силу тонов, приводя рисунок к целостному решению. В целом рисунок с гипсовой модели ведется так же, как любой тональный, — от общего к деталям и на последнем этапе возвращается снова к общему. Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок передает форму, освещение, материал и окружающую среду.

Верхняя губа по отношению к нижней заметно выступает вперед, что хорошо видно при осмотре с профильной стороны. При рисовании губ в профиль нужно наметить величину разреза рта, его наклон, а также степень выдвинутости одной из губ. После этих построений можно лепить форму губ.  

Обрубовка – это вспомогательный прием для лучшего понимания объемной формы. При обрубовке слегка намечаются места изменения направления плоскостей поверхности предмета.

     При обрубовке построения изображения нужно начинать не с отметки каких то впадин, углублений, а с нахождения общей большой формы, на которой в дальнейшем найдут свое место все особенности натуры.

Линейно конструктивный рисунок макета гипсовых губ очень далёк от натуры, в нём есть упрощённости кривых очертаний и резкость карандашных следов. При этом можно легкими штрихами наметить части изображения, которые в натуре находятся в тени.

Этапность (стадийность) в изображении губ во многом условна. Это способ рисования форм губ при помощи конструктивных линий, где плоскости не намечаем, а только подразумеваем их. Также можно вначале намечать губы в виде овоида. Потом вспомогательными линиями определить общий характер линий рта. Следующим шагом является нахождение на губах линии, которая делит их на симметричные части,  серединная линия- ось симметрии.

3. Залючение.

   Из опыта работы, можно сделать следующие заключения. Ученики при изображении гипсового  слепка губ допускают ошибки в первую очередь из за того, что пытаются срисовать форму губ, пытаясь найти сходство, но не делая при этом конструктивное построение. Это лишний раз подтверждает то, что они недостаточно обращают внимания на конструктивную модель строения.

   Во избежание подобного рода ошибок обращаю особое внимание именно на эти аспекты при выполнении этого наглядного, методического пособия.

4. Приложение.