Открытый урок "Части лица"

Дарья Владимировна Дембовская

Открытый урок "Части лица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_chasti_litsa.docx592.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Борисоглебского городского округа

 «Детская художественная школа им. А.П Рябушкина»

 

   

План-конспект открытого урока

«Построение частей лица»

Преподаватель: Дембовская Д.В.

Борисоглебск 2021

План-конспект открытого урока

Предмет: изобразительное искусство

Класс:3

Тема урока: «Построение частей лица»

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся с закономерностями в конструкции

головы человека, пропорциями лица, частей лица, дать понятие средней линии и симметрии.

Задачи:

• Обучающая: учить изображать части лица человека, изучить пропорции лица и его частей.

• Развивающая: продолжить развивать наблюдательность,

творческую активность.

• Воспитательная: содействовать воспитанию эстетического вкуса,

формированию умения находить красоту, гармонию во внешнем и

внутреннем облике человека.

Универсальные учебные действия:

Личностные:

- умение использовать для достижения своих творческих замыслов образный язык изобразительного искусства,

- умение эстетически воспринимать окружающую природу.

Познавательные:

- умение планировать свою деятельность;

- умение сравнивать и воображать,

Коммуникативные:

- умение пользоваться языком изобразительного искусства,

- умение выказывать свое мнение,

- умение выслушивать мнение своих товарищей

Регулятивные:

- умение работать по предложенной учителем последовательности выполнения задания,

- умение обдумывать замысел, выполнять работу в материале,

- умение оценить результат своего труда.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский (просмотр и анализ полученных результатов, анализ выполнения операций).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (дидактическая игра)

Межпредметные связи: геометрия, история изобразительного искусства.

Технологии: информационно – коммуникативные технологии (мультимедийная презентация, фоторяд, прослушивание аудиозаписи и просмотр видеозаписи); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, игровые технологии.

Организация учебного пространства: пространство класса делится на зоны для теоретической и практической работы, для просмотра видео и презентации.

Материалы и оборудование: для учителя: ноутбук, презентация

(приложение 1), зрительный ряд (рисунки-помощники (приложение 2)),

доска, цветной мел; для учащихся: лист А4, карандаши (НВ, 2В), ластик.

Основные понятия: пропорция, средняя линия, симметрия, объем.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие, проверка явки учащихся и готовности к уроку.

Объявление темы урока: «Построение частей лица».

2. Актуализация знаний (5 мин)

На прошлом уроке мы с вами начали новую тему, которая посвящена

главному чуду природы – человеку. И ближайшие занятия мы будем уделять

большое внимание образу человека в искусстве.

Как называется изображение человека, передающее внешнее сходство и

отражающее внутренний мир? (отв. уч.: портрет)

О чем, кроме самого человека может рассказать портрет? (отв.уч.: О

Времени, в которое жил человек — одежда, прическа, различные предметы.)

Верно, благодаря портретам мы можем проследить, как развивается

история человечества, а также, как меняется мода, характеры и типажи, а

главное ценности людей того или иного времени. Сегодня мы с вами

попробуем себя в роли художников-портретистов и попробуем нарисовать

части лица с соблюдением всех законов рисования.

3. Изучение нового материала (15 мин)

Рисунок портрета и учебное изображение головы не одно и то же.

Голова является самой выразительной и самой многозначной частью, если

рассматривать тело человека как соотношение пространственных форм. И на

первом этапе изучения рисунка головы мы рассмотрим ее именно как

пространственную форму – как КОНСТРУКЦИЮ. Поэтому и тема нашего

урока звучит следующим образом: «Построение частей лица».

Все пространственные формы сводятся к простым геометрическим

телам. Мы об этом говорили с вами, когда знакомились с конструкцией

предметов быта при изучении темы «натюрморт».

Какую форму имеет наша голова? На что она похожа? (отв.уч.)

Наша голова имеет круглую форму. В объёме голова напоминает форму

яйца и состоит из двух частей – лицевой части и черепной. Так же и части лица глаза - это шар, губы несколько шаров, нос прямоугольники и круги.

Для нас всегда так важно лицо человека, что, уделяя ему основное

внимание, мы его всегда преувеличиваем в масштабе, относительно черепа.

А между тем, если смотреть на лицо человека прямо, то линия его глаз

находится приблизительно посередине общего абриса головы.

Над ней лежат две почти равные части – высота лба до линии волос и

высота до темени, обычно закрытая волосами.

И вниз от линии глаз такие же равные части – до основания носа и до

подбородка.

Глаза – зеркало души. Когда мы смотрим при общении в лицо человека,

то видим, прежде всего, его глаза. Поэтому в рисунке очень важно

определить их место. Надо запомнить, что расстояние между глазами

приблизительно равно длине глаза, это же расстояние равно ширине носа.

Нос человека имеет форму призмы, и мы видим его верхнюю, две

боковые стороны и нижнее основание, где расположены ноздри.

Рот находится посередине между основанием носа и линией подбородка.

Важное значение для рисунка головы имеет поворот формы на скулах и

висках.

Уши у нас совпадают по длине с расстоянием от бровей до основания

носа.

Следует помнить: расстояние между глазами не надо сужать или

увеличивать, поднимать или опускать сильно линию глаз. Это может

привести к искажению образа.

Все эти правила - только схема. В действительности встречаются

различные отклонения, в которых и проявляются индивидуальные

пропорции человека. Ведь все мы разные.

Что же такое пропорции?

ПРОПОРЦИИ – это соотношение величин частей, составляющих одно

целое. Ошибка в пропорциях нигде так не ощутима, как при изображении

головы человека. Здесь умение видеть пропорциональные особенности

определяет сходство рисунка с моделью.

Представления об идеальных пропорциях человека были придуманы

ещё в Древней Греции, потому что древнегреческие мудрецы искали идеал

любого явления и определяли его как меру совершенства.

Установлены идеальные пропорции для головы человека, согласно которым она по горизонтали от темени до конца подбородка делится на две равные части линией глазных впадин. Каждую из этих половин можно, в свою очередь, разделить на две равные части: верхнюю — линией волос, а нижнюю — основанием носа. Получается четыре равные части. Расстояние между глазами принимается равным ширине крыльев носа (или глаза). Расстояние от бровей до основания носа определяет величину ушей. В действительности редко встречаются у людей такие идеальные пропорции, но знать их необходимо, чтобы видеть отклонения от нормы и лучше понимать индивидуальные пропорции живой натуры.

Пока общая форма головы не решена, не найдены ее пропорции, нельзя переходить к отделке деталей. Портретное сходство зависит во многом от правильно выдержанных общих пропорций.

Следует помнить, что при определении пропорций лучше сравнивать отношения нескольких деталей на рисунке с соотношениями таких же деталей в натуре.

Рассмотрим индивидуальные особенности деталей лица. Откройте альбомы с рисунками-помощниками. (Лист 1)

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/13/s_5e9394779004d/1415629_1.jpeg

Характер глаз, их посадка бывают разнообразными: встречаются глаза большие и маленькие, более или менее выпуклые; они могут быть посажены так, что внутренние и внешние углы их располагаются по горизонтальной прямой; иногда внутренние углы значительно ниже наружных.

Губы, как и глаза, являются наиболее выразительными частями лица. Они бывают очень разнообразны по форме, поэтому необходимо уловить и стремиться передавать их характерную особенность: их размер, полноту; нижняя губа может сильно выступать, а верхняя нависать над ней и т. п.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/04/13/s_5e9394779004d/1415629_3.jpeg (Лист 2)

На наглядном пособии вы можете увидеть этапы построения частей лица.

(Лист 3)   «Построение глаз»

https://i.pinimg.com/736x/e3/da/63/e3da63f4a7a148c074f16b8beab50890.jpghttps://static.tildacdn.com/tild6531-3232-4361-a539-326439333834/3-.jpghttps://i.pinimg.com/736x/ee/a3/d9/eea3d9124f86f9f5d68b60d688ed28d0.jpg

 (Лист 4) «Построение губ»

https://static.tildacdn.com/tild3935-6136-4365-b862-616532363661/107.jpg

https://static.tildacdn.com/tild3835-6636-4034-b634-353565653661/noroot.png

 

https://i.pinimg.com/originals/b6/df/13/b6df1363055d3fcbd94f7b01ea45b2ef.jpg

(Лист 5) «Построение носа»

https://i.pinimg.com/originals/6e/bb/00/6ebb0084cd0954b95b276c26620cc9a2.jpghttps://pbs.twimg.com/media/EZ1ogMBXYAI4Tf1.jpghttps://i.pinimg.com/474x/03/fa/14/03fa148e4670033247b5fde14737812d.jpg

4. Физкультминутка (5 мин)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Пусть немного отдохнут –

Снова рисовать начнут.

Дружно локти отведём,

Снова рисовать начнем.

(кисти рук погладили, встряхнули, размяли)

Мы сегодня рисовали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

Рисовать опять начнем.

Ноги вместе, ноги врозь, закалачиваем гвоздь.

(дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями,

притопывают)

5. Объяснение задания (5мин). Учитель рисует на доске, ученики

повторяют рисунок в альбоме карандашом.

Сегодня нам важно изучить правила рисования частей лица человека и его

пропорций.

Откройте альбом, лист расположите вертикально. Мы с вами сейчас

зарисуем схему глаза, носа и рта.

Для изображения любого объекта необходимо определить его

геометрическую форму, следить за пропорциями.

Учитель выполняет рисунок на доске с комментированием, организует наблюдение за расположением частей лица, их пропорциями и отношениями.

6. Самостоятельная работа учащихся(10мин):

Дети делают зарисовки частей лица с использованием наглядных пособий и комментариев учителя.

Целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

7. Итог урока (5 мин)

Сегодня вы сделали только первый шаг в освоении техники

изображения человека. Но, только пробуя, постоянно зарисовывая какиелибо индивидуальные черты лица людей, вы сможете научиться правильно

изображать человека, добиться сходства в портретах.

Рефлексия. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая

начало фразы из рефлексивного экрана на доске.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я понял, что…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

Я попробую…

Домашнее задание: рассмотреть портреты Елизаветы Демидовой

(Строгоновой) в детстве и в 30летнем возрасте художника Р.Лефевра.

Сравнить, уловимо ли сходство между двумя портретами?

Оценка каждой из работ проводится самими. Итог и обобщение проводит учитель. Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение и линейный рисунок;

- верные пропорции и тональное решение с учётом правил воздушной перспективы;

- достижение тонального единства.

Учитель: Вы хорошо сегодня потрудились. Спасибо вам за урок. Мне понравилось, как вы отвечали, как работали. Хотелось бы закончить наш урок стихотворением А. Дементьева.

И не тем ли дорого искусство,
Что с былым не порывает нить,
Говоря то радостно, то грустно
Обо всём, что не дано забыть?
И о том, как мучился художник
Возле молчаливого холста,
Чтобы, пересилив невозможность,
Восходила к людям красота.