Статья "Изобразительное искусство в системе начального образования".

Тимофеева Татьяна Геннадьевна

Основная цель современного общего образования - воспитание и развитие личности ребенка, с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов и интересов. Достижение этой цели невозможно без области «Изобразительное искусство». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-izo_v_sisteme_nachalnogo_obrazovaniya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В. Белоусова Кировского района Санкт-Петербурга

Изобразительное искусство в системе начального образования.

« Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются красотой»

Сухомлинский В.А.

        Основная цель современного общего образования - воспитание и развитие личности ребенка, с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов и интересов. Достижение этой цели невозможно без области «Изобразительное искусство». Важная грань воспитания и развития личности — нравственно - эстетическое воспитание. Чувства, которые вызывают произведения изобразительного искусства, отношение к ним ребенка — это основа приобретения личностного опыта и основа самосозидания. Упущенные возможности в нравственно - эстетическом воспитании младшего школьника уже нельзя компенсировать в основной школе.

Основные задачи и функции изобразительного искусства в системе  образования в младшем школьном возрасте:

         - формирование художественно - образного мышления и становление творческой личности;

- развитие способности воспринимать произведения искусства, как проявление духовной и социокультурной деятельности человека;

- развитие способности понимать гармонию природы;

- формирование понимания значимости бережного отношения к окружающему миру;

- развивать способность понимать язык изобразительного искусства на основе, складывающегося опыта творческой, созидательной деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства;

- знать, иметь представление о собственном национальном искусстве и его месте в мировой художественной культуре.

Функции изобразительного искусства:

1. Познавательная функция искусства.

        Ребенок учится видеть мир, понимать смысловые связи между определенными явлениями и предметами, узнавать об их назначении. Понимая, ребенок учится создавать, любить и беречь увиденное, то -есть можно сказать, что средствами изобразительного искусства формируется осознанная деятельность ребенка по сбережению окружающего мира природы в частности, воспитывается экологическая культура, как неотъемлемая часть личности.

2. Воспитательная функция искусства.

        Познание младшими школьниками произведений изобразительного искусства, позволяет формировать и основы мировоззрения. Искусство способствует воспитанию чувств, помогает активизировать интерес к жизни страны, к различным видам деятельности человека, отношениям его в процессе труда, к ценностям, которые создает народ, художественному творчеству. Обогащая свой нравственный опыт, дети формируют свое нравственное сознание и создают свои нравственные идеалы. Иными словами, они учатся сравнивать свой собственный опыт с опытом увиденных ими на картинах людей, и переносить воспринятые способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации. Так закладывается основа представлений о нравственно - эстетическом идеале. Они учатся быть людьми.

3. Эстетическая функция искусства.

        Познавая произведения искусства, дети младшего школьного возраста учатся видеть красоту (и не только) человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью. Научить детей не просто смотреть, а именно видеть — вот одна из задач педагога. Учить - значит, развивать их эстетические чувства, направлять на оценивание самих себя, на умение отличать хорошее от плохого, доброе от злого и т. д. Все выше сказанное, также способствует воспитанию, и заложению основ экологической культуры личности ребенка.

        У детей младшего школьного возраста преобладает образное, эмоциональное, предметное виденье окружающего мира. Ребенок в этом возрасте воспринимает мир в виде образов, с которыми он живет, переживает, играет. Вот почему, все дети этого возраста так любят рисовать - они созидатели, создатели новых, воображаемых вещей в своих рисунках. И именно природа «образности» предметов искусства, дает возможность каждому ребенку почувствовать себя творцом. Можно сказать, что в этом уникальность и неповторимость образовательной области искусства, его природа как нельзя лучше отвечает потребностям ребенка этого возраста.

        Для детей младшего школьного возраста, как уже было сказано выше, потенциал искусства изобразительного, конструктивного, декоративного, охватывающего все сферы жизни, является живым источником самовыражения и самосознания. Убеждена, что в начальной школе, не один предмет не открывает таких возможностей, как занятия видами искусства. Младший школьник имеет дело с самыми различными материалами и процессами. Краски, карандаши, глина, дерево, бумага, картон, линолеум, проволока и многое другое. Он знакомится с материалом, с фактурой поверхности. Дети режут, клеят, гнут, лепят, сравнивают, придают форму, разбираются в пространстве, времени, в пропорциях. Таким образом создаются возможности для разнообразной деятельности: рисуем, лепим, строим, конструируем, читаем, т. е. выполняем одну из важных задач, современного стандарта образования в концепции ФГОС, по интеграции и межпредметным связям в образовании.

        В своей изобразительной, конструктивной, декоративно - прикладной деятельности, они не только знакомятся с природными материалами и формами, но и учатся наблюдать за ними, переживать, «пропускать» их через свое внутреннее чувственное сознание и тактильное, материальное восприятие. Ребенок — создатель, производитель образов окружающего мира, будет относится к этому миру осознано и бережливо. Ребенок - творец, и он это знает, ощущает, он видит результаты своего труда, в которых выражает свое отношение к миру. Доставляя радость себе, ребенок в то же время серьезно относится к своему труду, потому что видит, что сами взрослые серьезно оценивают его работу.

        Все выше перечисленное определяет педагогический потенциал и значимость образования в сфере изобразительного искусства на этапе начальной школы. Выполняя в полной мере задачи, стоящие перед данной образовательной областью, педагоги могут успешно добиваться реализации основной цели начального образования — развития личности ребенка.

 

(учитель ИЗО, педагог дополнительного образования:

Тимофеева Татьяна Геннадьевна )