Методическая работа «Развитие художественных навыков на занятиях по рисунку и живописи с помощью различных техник. Рисунок и живопись пастелью.»

 

Содержание:

Введение.

Знакомство с меловой и масляной пастелью.

Основная часть

1. Актуальность техники рисования пастелью.

2. Описание техник рисования пастелью.

3.Первые шаги - этюды пастельными мелками вместе по этапам.

4. Пейзажная живопись пастельными мелками.

  1. Что называется пейзажем.
  2. Композиция в пейзаже.
  3. «Горный пейзаж» выполняем последовательно, вместе.

5. Представление опыта работ учащихся.

Заключение

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon живопись пастелью.38 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ЦЕНТР НА БРЯНЦЕВА»

Методическая работа

«Развитие художественных навыков на занятиях по рисунку и живописи с помощью различных техник.

Рисунок и живопись пастелью.»

Возраст учащихся: 7 – 14 лет

Разработчик:                                

Бельская Ирина Петровна        

педагог дополнительного образования        

  Методист:

  Павлова Елена Валерьяновна                                                     

30.о4.2019г.

Развитие художественных навыков на занятиях по рисунку и живописи с помощью различных техник.

Рисунок и живопись пастелью.

Содержание:

Введение.

Знакомство с меловой и масляной пастелью.

Основная часть

1. Актуальность техники рисования пастелью.

2. Описание техник рисования пастелью.

3.Первые шаги - этюды пастельными мелками вместе по этапам.

4. Пейзажная живопись пастельными мелками.

  1. Что называется пейзажем.
  2. Композиция в пейзаже.
  3. «Горный пейзаж» выполняем последовательно, вместе.

5. Представление опыта работ учащихся.

Заключение

Введение.

Пастельные краски — это обычные мелки в обёртке, так как они легко крошатся и пачкаются. Пастель в переводе с итальянского тесто или паста, она получается путём смешивания красочного пигмента с клеем. Первые  пастельные мелками появились в Италии в 15 веке. Ими любил рисовать  великий художник Леонардо да Винчи.

 Пастелью можно очень быстро сделать этюды — зарисовки, поэтому она получает большую популярность во многих странах мира.

 Нас в этом материале привлекает насыщенность цвета богатейшая палитра оттенков, простота и экологическая безопасность использования пастели. А также возможность экспериментирования. Пастель удачно сочетается с карандашами, фломастерами, тушью, акварелью и гуашью.

 По качеству пастель бывает меловая и масляная. Меловая очень мягкая, легко растирается пальцем. Масляная более жёсткая и яркая, ею хорошо рисовать, получаются очень выразительные линии. Она не растирается, как меловая.

Актуальность техники рисования пастелью.

 В творческих исканиях постепенно открылись возможности пастели как уникального художественного материала: богатство фактуры, новые технологии изображения цвета и света.

 Оптические эффекты цветовых смешений интересно рассмотреть в картинах художников импрессионистов (смотрим работы Эдуарда Мане, Эдгара Дега и др) . Они написаны мазками и точками разных цветов под впечатлением игры цвета и света в природе. Интересную игру можно получить используя крупнозернистую бумагу разных цветов и понаблюдать как цвет бумаги влияет на цвет рисунка пастелью.

 Интересно наблюдать за смешением цвета, рисуя штрихи одного цвета поверх другого.

 Интересно создавать рисунок, используя линии различной формы: зигзаги, точки, круги, прямые и волнистые. Таким образом, перед нами открываются новые технологии изображения пространства и формы.

Описание техник рисования пастелью.

 Посмотрим, как можно работать пастельными мелками.

 Штриховка. Возьмём пастельный мелок, как карандаш и нарисуем линии, например, прямые и волнистые, зигзаги и точки, круги. Можно рисовать и боковой стороной мелка. Для этого надо снять обёртку. Эта техника называется закрашивание сплошь.

 Растушёвка. Пастель позволяет получить плавные цветовые переходы. Заштрихуем разными цветами две области, находящие друг на друга. Пальцем растушёвываем пастель по границе цвета. Получается мягкий, плавный переход. Если не хочется пачкать пальцы, можно взять ватную палочку.

 Смешанные цвета. Способы смешения цветов при рисовании пастелью могут быть разные. Нарисуем штрихи одного цвета, а сверху другого. Попробуем наложить цвета в другом порядке. Цвет изменился.

 Боковой стороной мелка закрашиваем сплошь часть бумаги. Поверх этого проходим пастелью другого цвета.

 Точечный рисунок. Вокруг центральной точки нарисуем множество коротких штрихов одного и того же цвета. В промежутках добавим штрихи других цветов.

Первые шаги - этюды пастельными мелками.

 Пейзажи лучше всего научиться писать, делая этюды. Любимая тема детей «Волшебные облака». Сделаем первые этюды вместе по этапам.

Этюд «Волшебные облака».

1.Боковой стороной светло-голубого мелка проводим штрихи прямые и волнистые.

2.Тёмно-голубым мелком, наносим ещё несколько таких же штрихов. Линии могут пересекаться, но надо оставлять просветы для облаков.

3.Боковой стороной светло-жёлтого мелка закрашиваем просветы для облаков.

4.По каждому облаку проведи штрихи тёмно-жёлтого, оранжевого, розового цветов. Пусть они будут перемешаны между собой.

5.Наконец, самое интересное. Пальцем растушёвываем пастель по границе цвета. Получается мягкий, плавный переход. Пальцем придаём форму облакам. Делаем их похожими на пёрышки, на овечек, на драконов, на воздушные замки и многое другое, что пожелает фантазия.

Второй этюд - «Грозовое небо».

 Меняется настроение и становится другим колорит (цвет) неба. Мы рисуем мрачное, грозовое небо. Для этого возьмём синий цвет, коричневый (умбра) и жёлтую охру.

1.Боковой стороной синего мелка проводим штрихи прямые и волнистые.

2.Коричневой умброй, наносим ещё несколько таких же штрихов. Линии могут пересекаться, но надо оставлять небольшие просветы для молнии.

3.Боковой стороной жёлтой охры закрашиваем просветы для молнии.

4.По вспышкам молнии проведи тонкие штрихи оранжевого, красных цветов. Пусть они будут перемешаны между собой.

5. Пальцем растушёвываем пастель по границе цвета. Получается плавный переход.

Пейзажная живопись пастельными мелками.

 Пейзаж — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы. Основные проявления природы: времена года, время суток, погода... Красота природы неисчерпаема. Художник выражает свою любовь к природе, окружающему миру.

 Рассмотрим иллюстрации шедевров пейзажной живописи. Например, лес в картинах И.И. Шишкина, море в картинах И.К. Айвазовского, горные вершины

 в картинах Н.К. Рериха, сельские окраины И.И. Левитана, старую Москву А.Саврасова.

 Пейзаж вызывает различные настроения и является источником эмоционального воздействия на человека.

 Композиция в пейзаже. Композицию любого пейзажа определяет линия горизонта. Много неба — низкая линия горизонта, много земли — высокий горизонт, по середине картины находится средний горизонт.

Высокая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание на то, что происходит на земле. Рассмотрим картину И.И. Левитана «Золотая осень».

Близко к нам, внизу картины, находится передний план. Очень хорошо про- сматриваенся трава, цветы, кусты, молодые берёзки на краю рощи и речка. Они очень яркие по цвету. Дальше, на дальнем плане, мы видим поле и полоску леса.

Они не такие яркие, как передний план. Видно, что речка течёт вдаль. Как это художнику удалось передать? Если рисовать речку или дорогу, уходящую к горизонту, то на переднем плане рисуем широко, а дальше к горизонту уже и уже.

 Низкая линия горизонта помогает художнику обратить наше внимание на то, что происходит на небе. Рассмотрим картину А.А. Рылова «В голубом просторе». Мы видим, как красиво стаей летят белые лебеди. Можно хорошо разглядеть их мощные крылья, тонкие изящные шеи. Видим просторное голубое небо с пушистыми облаками. Внизу картины, ниже линии горизонта, видим небольшую полоску тёмно-синего моря с белыми барашками, корабль на раздутых парусах. Небольшие острова с остатками снега говорят о том, что пришла весна и лебеди возвращаются домой из тёплых стран. Невольно вспоминаются стихи А.С. Пушкина:

«Ветер весело шумит,

 Судно весело бежит

 Мимо острова Буяна,

 К царству славного Салтана,

 И желанная страна

 Вот уж издали видна».

 Линия горизонта по середине картины помогает художнику обратить наше внимание на середину картины. Смотрим картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели». В центре картины видим церковь в Коломне и деревянные жилые дома. На переднем плане видим талый весенний снег и стаю грачей, которые уже вернулись из тёплых стран и начали вить гнёзда на берёзках. Утреннее солнышко пробивается сквозь облака. Картина очень тихая и спокойная. Грачи из года в год прилетают в Коломну, вьют гнёзда, выращивают птенцов и на зиму улетают в тёплые края, а весной дружно возвращаются в родные места.

Всё идёт своим чередом.

«Горный пейзаж» выполняем последовательно, вместе.

 Рассмотрим картину Н.К. Рериха «Гималаи». Гималаи это самые высокие горы на нашей планете, их вершины покрыты вечным снегом. Художник нарисовал, только вершины гор. Горы поднимаются грядами всё выше и выше, белые облака окутывают горы внизу картины. Этим он показал, как высоки горы.

Линия горизонта высокая , мы видим маленький кусочек неба. Вдали цвета кажутся более бледными, чем вблизи.

1.Нарисуем карандашом очертания холмов, начиная с ближних.

2.Боковой стороной светло-голубого мелка проводим штрихи прямые и волнистые. Закрашиваем небо.

3.Самые далёкие холмы оставляем белыми, они покрыты вечным снегом.

4..Боковой стороной тёмно-голубого мелка проводим штрихи прямые и волнистые. Закрашиваем далёкие холмы

5.Синим мелком, наносим ещё несколько таких же штрихов. Линии могут пересекаться, но надо оставлять просветы для облаков. Закрашиваем ближние к нам холмы, это низ нашей картины он самый тёмный.

6.Боковой стороной светло-жёлтого мелка закрашиваем просветы для облаков.

7.По каждому облаку проведи штрихи тёмно-жёлтого, розового цветов. Пусть они будут перемешаны между собой.

8. Пальцем растушёвываем пастель по границе цвета. Получается плавный переход.

Горный пейзаж готов. Но можно ещё и ещё смешивать цвета, и тогда у зрителя появится новое ощущение, новое настроение от картины. Например, чёрный  цвет, звучит таинственно, даже тревожно. Белый цвет звучит легко, нежно, спокойно. Серый — создаёт ощущение грусти и тишины.

 Пейзажная живопись отличается от других жанров изобразительного искусства иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой. Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы.

Список литературы

  1. 1. Аленова Е. Живопись.-М.:Слово/SLOVO,2001.
  2. 2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.-1989.
  3. 3. Волков Н.Н. Цвет в живописи.-М.,1965.
  4. 4. Гренберг Ю.И. Технология живописи.-М.,1982.
  5. 5. А.Н. Печенежский. Рисуем пейзаж, Книжный клуб семейного досуга, 2011