Статья «Лепка как средство развития композиционных и пластических навыков»

Содержание.

Лепка с натуры. Лепка.по памяти. Лепка по представлению.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи»

Калининского района Санкт-Петербурга

«Лепка как средство развития композиционных и пластических навыков»

Возраст учащихся: 7 – 10 лет

Разработчик:                                

Бельская Ирина Петровна        

педагог дополнительного образования        

                                                     

Введение

 По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластических материалов. В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п.
 Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности – важного фактора в общем развитии ребенка. В раннем возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы.

  Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и берет в руки, изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли, а лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве.

 Лепка – это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и координация движений обеих рук, развитие мелкой моторики; разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); возможность создания объемных поделок; умение планировать работу и доводить ее до конца; богатое воображение и эстетический вкус. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции.

Лепка с натуры.

При обучении лепке школьников педагог применяет разнообразные методы и приемы. Например, лепка с натуры. Во время наблюдения и рассматривания разных предметов учитель предлагает ребятам внимательнее присмотреться к форме, пропорции, фактуре, некоторым деталям, усиливающим характеристику образа. Очень важно, чтобы ребята учились видеть характерные черты предметов, умели их отбирать. Для этого необходимо знакомить их с выразительными, легко запоминающимися образами. Школьникам предлагают рассмотреть народные игрушки, которые у разных народов имеют свое специфическое содержание и оформление. Дымковские игрушки расписаны ритмично и ярко, дагестанские расписаны тонким узором белого ангоба, узбекские глиняные игрушки часто оформляются налепами или углубленным рельефом.

Показывая детям игрушку, преподаватель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом – "Водоноску", педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек. Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы.

В России существует несколько центров по изготовлению традиционной глиняной игрушки и каждый из них имеет свои особенности в лепке и росписи. Самыми известными являются: дымковские, филимоновские и каргопольские игрушки.

  1. Лепка гипсового орнамента с натуры.

Лепка по памяти

Овладев начальными приемами лепки целесообразно предложить учащимся самостоятельную работу с использованием технологической карты. В карте представлена  графическая последовательности выполнения работы. Такая форма работы позволит создать  выразительный художественный образ и проявить свои творческие способности. Так легче осуществить переход на новый качественный, более сложный уровень – лепке по памяти. Лепке по памяти принадлежит важное место в воспитании образного видения и пространственного мышления. Она самым активным образом развивает зрительную память, которую можно назвать творческой кладовой. Лепка по памяти помогает отсеивать несущественные детали и осмысленно отбирать самое главное, важное. В сущности, это первые ростки серьезной композиционной работы: вы невольно начинаете комбинировать основными элементами формы. Главное, при работе по памяти – не растерять образ, который был задуман на основе изучения модели. Когда этюд по памяти будет закончен, можно взять модель, поставить рядом и сравнить. Прежде всего, необходимо обратить внимание на верность передачи главных элементов скульптурной формы – движения объема в пространстве, весовых соотношений его отдельных частей, характера конструкции и ее пластического завершения. Если суть модели найдена верно, имеет свое пластическое толкование и выполнена с большим чувством, то скульптурный этюд можно признать удачным. На уроках нередко бывает и так, что учебное задание, повторенное по памяти, получается куда интереснее, чем с натуры. Значит, юный скульптор подошел к работе творчески, получил при этом не только душевное удовлетворение, но и сделал еще один шаг в освоении увлекательного искусства лепки.

ЛЕПКА ГРУППЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ В РЕЛЬЕФЕ

Лепка по представлению.

 Основная задача этих занятий - развитие самостоятельности в решении образа  и творческой активности в использовании способов лепки. Предварительная подготовка к занятию заключаться в рассматривании предметов, рассматривании иллюстраций, картин, просмотре презентаций. Внимание детей обращается на форму и цвет предметов, их стилистическое решение, способы передачи выразительности формы. Метод используется при выполнении творческих проектов.

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: СОЗДАТЬ ОБРАЗ СКАЗОЧНОГО ГОРОДА НА ОСНОВЕ ЗАРИСОВОК.