Программа по лепке во 2 классе подготовительного отделения ДХШ

Яковлева Елена Ольгердовна

Программа используется на занятиях в нашей школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obnovlennaya_programma_po_lepke.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Приобщая ребенка к миру прекрасного, развивается трудолюбие, усидчивость, художественный вкус, воображение, мышление, эмоциональное положительное отношение к миропониманию.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические   вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.

Создание ребенком даже самых простых скульптур – творческий процесс.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

При оформлении поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы для последующей отделки.

Специфику лепки определяет материал.

Почему именно глина? Глина – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий и для ребенка представляет больший интерес, чем пластилин.

Глина в последние годы стало очень популярным материалом для лепки.  Поделки из глины - древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками. Глина– материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

В основе данной программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством.

Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение   ямок, штрихов и т. п.  Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота этих приемов представляет собой интерес при ознакомлении детей с различными материалами и разнообразными способами их декорирования. Освоение отдельных технических приемов вполне доступно детям дошкольного возраста и может внести определенную новизну в творчество детей, сделать его более интересным и увлекательным.

Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании, отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, Т.Я. Шпикалова, Т.Н. Доронова и др.). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества, побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ РАБОТЫ:

Цели:

1)  образовательные:

  1. расширение кругозора по декоративно-прикладному искусству.
  2. освоение системы знаний по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.

2) развивающие:

  1. развитие познавательных интересов через ознакомление с народной игрушкой, историей возникновения народных промыслов; через ознакомление со скульптурой.
  2. раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; раскрытие личности ребенка в творческом его развитии

3) воспитательные:

  1. ценностно-ориентационная компетентность воспитывать умение ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество
  2. информационно-познавательная компетентность воспитывать интерес к изучению и познанию декоративно-прикладного искусства разным видам глиняной игрушки к малым скульптурным жанрам
  3. регулятивно-поведенческая компетентность воспитывать культуру поведения в обществе с детьми и взрослыми
  4. коммуникативная компетентность учить детей культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению
  5. культурно-социальная компетентность приобщить к уважению выполненных работ детьми, самоуважению за результат деятельности, приучать к оценке и самооценке деятельности.

Задачи:

1) образовательные:

  1. формирование представлений о народных промыслах
  2. ознакомление со способами деятельности – лепка из глины игрушки, барельеф, скульптура
  3. овладение основами, умениями работы из целого куска глины, из отдельных частей создание образов
  4. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  5. обогащение знаний детей через изучение декоративно-прикладного искусства – лепка из глины.
  6. овладение умениями применять в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

  1. развитие интереса к изучению народных промыслов
  2. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ
  3. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения
  4. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций
  5. развитие способности к личному самоопределению и самореализации в дальнейшей жизни.

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ
  2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности
  3. активное участие в выставках
  4. стремление к поиску, самостоятельности
  5. понимание необходимости качественного выполнения образа
  6. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера
  7. приобретение готовности самостоятельно выполнять все виды игрушек, требуемых по программе, а также скульптуре
  8. приобретать знания по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптур по декоративно-прикладному искусству – лепка из глины народных игрушек, скульптуры.

 ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и самостоятельность.
  9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:

Учебно-тематический план определяет максимальный объём нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение базового компонента – инвариантная часть учебно-тематического плана, национально-регионального, внутриучрежденческого и ученического компонентов – вариативная часть учебно-тематического плана.

Основные параметры базового компонента (инвариантная часть программы) учитывают видовое своеобразие изучаемой предметной области – декоративно-прикладное искусство. Они определяют минимум содержания образования: уровень предъявления знаний, умений, навыков, различных способов деятельности. Особое внимание уделяется формированию опыта разнообразной деятельности,

Установленное количество учебных часов: 33.

Возраст детей: от 5 до 7 лет.

Расписание работы: один час в неделю.        

Тематическое планирование на год

Тема

Цель

Кол-во часов

Сентябрь

1

«Яблоки».

Исследовать глину как материал, лепить базовую форму «шар»,

1

2

«Лесные грибочки».

лепить базовую форму «лепешка» (пласт)

1

3

«Цветной лужок».

 лепить базовую форму «колбаски» (жгуты), делать оттиски природных форм в глиняном пласте, составлять простейшую композицию

1

4

«Красивая тарелочка»

лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, уметь вырезать из пласта круг по шаблону, уметь создать правильный орнамент с помощью «штампиков»

1 

Октябрь

5

«Солнышко».

лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, использование шаблона и «штампиков» Развивать композиционные умения – размещать несколько объектов, создавать гармоничную композицию.

1

6

«Осенняя корзинка»  

лепить базовую форму пласт с помощью скалки и фактурных тряпочек,

1

7

«Осенняя корзинка»  

лепить морковку, огурец и помидор, закрепить умение различать овощи

1

8

«Запасливый Ёжик»

лепить объемные фигуры.

Закреплять умение соединять детали с помощью воды.

1

Ноябрь

9

Краски для глины

Расписывать с помощью глазури глиняные изделия:

работу «Осенняя корзинка» или «Запасливый Ёжик»

1

10

«Аквариум»

Создать рельеф

лепить базовую форму пласт с помощью скалки и тряпочек, вырезать из пласта форму аквариума,

создавать различные по форме водоросли с помощью оттисков.

1

11

«Аквариум»

Научатся проявлять фантазию при лепке камешков,

 лепить улиток из глиняных жгутов.

1

12

«Аквариум»

Лепить из глины рыбку, использовать штампики для декора

1

Декабрь

13

«Снеговик».

лепить снеговика из базовой формы «шар».

1

14

«Шарики-фонарики».

лепить украшения с орнаментальными узорами для елки.

1

15

«Елочка»

Лепить колокольчик в виде ёлочки с использованием «болванки»

1

16

«Новогодние чудеса»

Расписывать работы месяца с помощью темперы и глазури

1

Январь

17

«Зайкина избушка»

лепить базовую форму из пласта с помощью скалки и тряпочек в виде прямоугольника, использовать «колбаски» для создания фактуры бревенчатой избы

1

18

«Зайчишка»

Лепить зайчика из базовой формы шар

1

19

«Лисичка-сестричка»

Лепить лисичку из сказки в сарафане из базовой формы конус

1

Февраль

20

«Михаил Потапыч»

Лепить фигурку сидящего медведя

1

21

«Петя-петушок»

лепить петушка из базовых конусов и жгутов

1

22

«Русский богатырь»

Лепить фигурку богатыря из конуса и шара

1

23

Цветы для мамы.

Лепить шкатулку из базовой формы шар.

1

Март

24

Цветы для мамы.

Украсить шкатулку листочками и цветами

1

25

«Волчек- серый бочок»

Лепить фигурку волка из пласта (или собачку)

1

26

«В космос»

Лепить объемную композицию. «Ракета на Луне». Лепить из базовой формы конус ракету и полушар  - поверхность Луны.

1

27

«В космос»

Добавить к композиции фигуру Космонавта.

1

Апрель

28

«Красивая посуда. Ажурная тарелочка»

Лепить из жгутов на болванке блюдце.

1

29

«Красивая посуда. Кружечка».

Отрабатывать приемы вдавливания, выгибания, сглаживания. Развивать чувство формы, умение соблюдать пропорции предмета.

Лепить форму на «болванке», украсить налепами.

1

30

«Красивая посуда. Солонка»

Лепить из базовой формы шар с использованием бумажной болванки полой формы в виде цыпленка

1

31

«Марш победителей»

Декоративная плитка с рельефным изображением военной техники.

1

Май

32

Глиняная картина «Майский лужок»

Подготовка плинта для рельефа. Выполнение рамы с орнаментом.

1

33

«Майский лужок»

Лепить на плинте различные цветы, насекомых, передавая характерные особенности их строения. Роспись картины ангобами

1

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В КОНЦЕ ГОДА:

  1. отделять от большого куска небольшие комочки
  2. раскатывать комок глины прямыми движениями;
  3. раскатывать комок глины круговыми движениями;
  4. сворачивать скатанные прямыми движениями столбики в виде кольца;
  5. соединять концы;
  6. сплющивать между ладонями комок глины;
  7. соединять 2-3 знакомые формы;
  8. защипывание краев формы кончиками пальцев. оттягивание части от основной формы;
  9. использовать приёмы: присоединение части; прижимание; примазывание; сглаживание поверхности формы;
  10. вдавливание для получения полой формы;
  11. использование стеки
  12. использовать для украшения изделия мелкие налепы;
  13. придание устойчивости изделию;
  14. понимать, что такое рельеф;
  15. выполнять роспись кистью;

Форма организации процесса обучения: занятия организуются в учебных группах, сформированных с учётом возрастных закономерностей и уровнем первоначальных знаний и умений учащихся.  Обучение проводится по подгруппам.

Все это способствует успешной работе по подготовке детей к обучению в школе, способствует овладению навыками учебной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ:

  1. столы и стулья
  2. подготовленная глина
  3. подкладные доски
  4. стеки и «штампики»
  5. тряпочки 40\40см
  6. полотенца для вытирания рук
  7. фартуки
  8. оборудование для демонстрации (компьютер и камера)

ЛИТЕРАТУРА.

Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008 г.,

 Рубцова Е.В. Фантазии из соленого теста, 2008 г.;

М.О. Синеглазова. Удивительное соленое тесто, 2006 г.

И. Хананова. Соленое тесто, 2007 г