Создание коллективных работ на занятиях в изостудии.

кукушкина нина николаевна

Одной из форм проведения занятий в Изостудии являются коллективные работы. Такая форма работы доставляет детям особое удовольствие, ведь результат их труда выглядит богаче по содержанию, ярче, значительнее, чем индивидуально выполненная работа. Педагогу такая работа помогает создать благоприятный дружелюбный климат в группе, придать уверенность в собственных силах детям разного возраста и уровня подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_kollektivnyh_rabot_v_izostudii.docx460.81 КБ

Предварительный просмотр:

Создание коллективных работ

на занятиях в изостудии.

        

     

    Кукушкина Нина Николаевна                            

Педагог дополнительного образования

          МАНУ ДО ДДТ «Юность»

SA400560 копия.jpg         

               

        Практически все дети любят рисовать. Поощряя это увлечение, родители приводят их в изостудию. Занятия изобразительным искусством позволяют детям в полной мере

развить свой творческий потенциал, научиться фантазировать, мечтать, мыслить свободно и образно. Детская изостудия поможет сформировать у ребенка ассоциативное и абстрактное мышление, разовьет любовь к труду, усидчивость, терпеливость и внимательность. Изостудия –   это место, где дети под руководством педагога  могут прикоснуться к искусству, научиться создавать прекрасные картины в различных техниках (гуашью, акварельными красками, углем, пастелью и сангиной, простым карандашом). Во время занятий изобразительным искусством в учениках развивается любовь, интерес и глубокое понимание искусства, умение видеть красоту в обыденном, мировосприятие становится более гармоничным.

        В программе изостудии предусмотрены различные виды изобразительной деятельности: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное творчество. Как правило, на занятиях дети выполняют индивидуальные работы. Но одной из форм проведения занятий являются коллективные работы. Такая форма работы доставляет детям особое удовольствие, ведь результат их труда выглядит богаче по содержанию, ярче, значительнее, чем индивидуально выполненная работа. Педагогу такая работа помогает создать благоприятный дружелюбный климат в группе, придать уверенность в собственных силах детям разного возраста и уровня подготовки. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатывается умение договариваться о совместной работе, слышать и слушать друг друга, помогать и подсказывать друг другу, планировать последовательность, композицию и содержание работы, радоваться результатам труда всей группы, чувствовать себя не просто учеником, а членом коллектива.

       В течение года каждая группа выполняет одну- две коллективные работы на разные темы: «Золотая осень», «Новогодний хоровод», «Защитники России», «Наш город» и т.д. Многие работы делаются специально для конкурсов и выставок и там часто отмечаются дипломами и грамотами, так как выделяются при всей своей детской наивности и непосредственности монументальностью, яркостью и сложностью композиции. Вот, например, коллективная работа младшей группы (дошкольники) на тему «Осень в нашем парке». Трудились ребята три занятия  и остались очень довольны результатом своей работы. Такую сложную и большую картину размером в два листа ватмана дети делали первый раз.

P1010102.JPG

   

    В своей практике я применяю разные формы проведения коллективной работы. Один метод – это одновременная работа группы на одном общем полотне. При этом все дети  рассаживаются вокруг одного листа, и  каждый выполняет свою часть рисунка одновременно с другими.  Другая форма работы - это коллективная аппликация или коллаж. Здесь ученики, сперва, на отдельных листах создают свой рисунок (фигуры людей, дома, деревья, животных, и т.д.), вырезают его и приклеивают на общий лист, фон готовят все вместе. Любая из форм выполнения коллективной композиции требует большой подготовительной работы по накоплению изобразительных навыков и зрительных образов. Педагогу очень важно правильно организовать работу, помочь детям распределить кто и что именно рисует, кто работает над фоном, создать дружелюбную атмосферу.

       Так, работая над композицией «Русские богатыри», дети сначала знакомились с творчеством художника В.Васнецова, слушали сказки и былины о русских богатырях, потом выполняли зарисовки старинных русских костюмов и оружия, учились рисовать лошадей, старинные дома и храмы и, только потом каждый рисовал своего воина. Готовые рисунки вырезали, а на большом листе все вместе рисовали пейзаж с избами и церковью и на него наклеивали своих богатырей, предварительно обговорив и скомпоновав композицию. Наклеивание готовых фигурок самый ответственный и сложный этап работы для педагога - нужно помочь детям научиться договариваться, уступать друг другу при размещении фигур на листе, видеть находить наиболее удачные варианты компоновки деталей для общей композиции.  В итоге получилась сложная монументальная картина, и коллективная форма работы помогла наиболее глубоко проработать и изучить тему «Русские богатыри».

Дети рисуют богатырей на отдельных листах.

P1040783.JPG

А вот как выглядит готовая работа с уже вырезанными и наклеенными фигурами. Размер её два ватманских листа.

P1050365 копия.jpg

      Мне хотелось бы рассказать ещё об одном виде коллективной работы - коллаже из цветной бумаги и фрагментов из глянцевых журналов. Детям понравилась техника создания работ из небольших цветных кусочков  бумаги заготовленных из страниц рекламных журналов. В такой технике они уже выполняли открытки и декоративные композиции. Эта техника достаточно трудоёмкая- ведь приклеиваются небольшие кусочки бумаги и ещё много времени уходит на подбор оттенков, но детям это нравится. Получается красивая мозаика, ведь рекламные журналы дают возможность выбирать сложные разнообразные оттенки. Перед Новым годом старшая группа делала коллективную работу «Новогодняя ночь». Сначала обговорили сюжет и композицию, потом наметили рисунок на листе ватмана. Каждый наметил себе часть композиции для выполнения в коллаже: кто-то выбрал дома, кто-то людей, ёлку, храм, а самые старшие заклеивали мозаичный фон. Для работы детям раздаются глянцевые журналы с рекламой косметики или одежды, ребята сами выбирают фрагменты нужных оттенков, рвут на квадратики размером сантиметр на сантиметр и заклеивают ими свою часть работы, подбирая по цвету.

P1080623.bmp

       Когда панно было скомпоновано и все детали приклеены, захотелось добавить работе яркости, новогоднего блеска, объёма. В таких случаях здорово выручают цветные контуры по стеклу и глиттеры. Блестящими контурами были обведены дома, фигуры, добавлены звёздочки, снежинки. Работа стала нарядной и сказочной.

P1080643.jpg

Готовый коллаж был  представлен на районной выставке «Рождественские фантазии».      Авторы – исполнители у своей работы.

P1080654.jpg

         Детям всегда интересно участвовать в конкурсах и выставках. Но не все рисунки  проходят отборочный тур, а коллективная работа даёт возможность всем учащимся стать участником конкурса, почувствовать значимость своего труда. Ведь так приятно показать друзьям и родителям что ты сделал. В конце учебного года обычно выполняется коллективная работа для районного конкурса детского рисунка «Солнечногорская сирень». Делали и большой букет сирени в технике коллаж и пейзаж, и панораму города. Дети за год успевают сдружиться, понимают друг друга, получили опыт творческого общения, взаимодействия. Всё это способствует созданию положительного психологического климата в коллективе, хорошему настроению. А полученные за год навыки и знания позволяют добиться хороших  творческих результатов. Эти работы часто становятся призёрами конкурса.

P1050277.jpg