Из опыта работы

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесбережение – ключевой момент нового мышления, требующий переоценки, пересмотра всех компонентов педагогического процесса, поскольку радикально меняет суть и характер образовательного процесса, ставя во главу угла здоровье ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства

Зелёнкина Елена Валерьевна

Учитель ИЗО МБОУ «Благодаровская СОШ»

        Свое выступление  начну с притчи «Крылья». Сидел старик у обочины и смотрел на дорогу. Увидел идущего человека, за которым еле поспевал маленький мальчик. Человек остановился, велел ребёнку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
        - Что ты тут делаешь, старик? — спросил прохожий.
        - Жду тебя! - ответил старик. Тебе ведь доверили этого ребёнка на воспитание?
        - Верно! удивился прохожий.
        - Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревце.
Если хочешь подарить человеку лошадь, подари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребёнка на воспитание, то верни его крылатым.
       - Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? - удивился человек.
       -Тогда не бери мальчика на воспитание! сказал старик и направил взор к небу.
Прошли годы.
      Старик сидел на том же месте и смотрел в небо. Увидел летящего мальчик, а за ним - его учителя. Они опустились перед стариком и поклонились ему.
      - Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашёл способ. Видишь, какие крылья у него выросли! - гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
      - А меня больше радуют твои пёрышки…

     Одним из ведущих направлений формирования функциональной грамотности является креативное мышления, вызывающее интерес и значимость в учебном процессе. Необходимо отметить, что способность к творческому мышлению, озарению и открытию - это основа развития всех сфер человеческой культуры: науки, технологии, философии, искусства, гуманитарных наук и других областей. Сегодня как никогда раньше высоко ценятся инновационные идеи, креативные подходы и новые технологии.
Способностью к творческому, инновационному, креативному мышлению в большей или меньшей степени обладает каждый ребенок и при наличии необходимых условий развития и поддержке они могут раскрыться, проявить себя в определенной области. Привычка мыслить креативно помогает детям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на возникающие вопросы. Зачастую скрытый потенциал креативности делает ребенка одаренным и талантливым в какой-то сфере деятельности.
Важно также и то, что способность к креативному мышлению базируется на знании, опыте и, следовательно, может быть предметом целенаправленного формирования личности.
        Креативное мышление - это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных и эффективных решений, новых знаний, и эффектного выражения воображения.


        Составляющие креативного мышления:


1. Любознательность (активный интерес к заданию):
       - интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;
       -самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы.
2. Создание идей (воображение):
       - оригинальность предложенных идей;
       - гибкость или подвижность;
       - способность предлагать большое количество идей.
3. Развитие предложенных идей:
       -оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;
       -умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.


        На способность мыслить креативно влияют как внутренние факторы (личностные) – знание предмета, любознательность, уверенность в своих силах, нацеленность на достижение цели, на результат, мотивирующая сила задачи, - так и внешние условия (ситуативные): климат в классе и школе, лимит времени, культурные нормы поведения. Поэтому система заданий направлена на использование художественных средств - словесных изобразительных, а также на разрешение проблем – социальных и научных.
Креативность может стать результатом как индивидуальных, так и совместных усилий. Для развития креативного мышления необходимо выполнение следующих условий:
       -избегать в стиле преподавания традиционности, будничности, монотонности, отрыва от личного опыта ребёнка;
       - не допускать переутомления и учебных перегрузок;
       - использовать стимуляцию познавательных интересов;
       -стимулировать познавательные интересы многообразием приёмов (иллюстрациями, игрой, кроссвордами, задачами-шутками, занимательными и творческими упражнениями);
       -специально обучать приёмам умственной деятельности и учебной работы;
      -использовать проблемно-поисковые, исследовательские, проектные методы обучения;
      -разрабатывать многоуровневых задания
Задания, направленные на формирование креативного мышления, включают два основных компонента:
       -тематический, в котором выделяются содержательные области
       -компетентностный, определяющий мыслительные процессы, используемые при разработке заданий
Например, изучая тему «Пейзаж» в 6 классе было предложено задание:
Великий ученый Галилео Галилей утверждал, что природа говорит языком математики: среди знаков этого языка есть линии, круги, треугольники и иные фигуры. С их помощью можно передать не только образы реальных предметов, но и разные эмоции. Например, немецкий художник, график и теоретик авангардного искусства Пауль Клее, стремился с их помощью передать в своих произведениях чувства, эмоции, движения, смыслы.
В последующих заданиях Вам предстоит креативно (разнообразно, нестандартно) использовать геометрические фигуры для создания изображений. Очень важно проявить воображение!
Для создания изображений вы можете использовать инструменты для рисования, наборы форм и шаблонов. Потренируйтесь в их использовании. Можно менять размер и цвет, добавлять детали линии. Создайте два разных креативных рисунка с помощью геометрических фигур, но помните, что креативный рисунок
        -      имеет интересный сюжет,
        -      привлекает внимание,
        -      тщательно выполнен
        -      оригинально оформлен.
        Ребята могут дать название своей работе или описать ее. Убедитесь, что второй рисунок отличается от первого. Анализируем работы: какие рисунки более креативны?

        Интересны для развития креативного мышления следующие типы заданий:
         1.Задания на «изображение смыслов» (например: смыслов понятий или художественных выражений, одного и того же термина в разных предметах «штрих, уголь, масло»).
         2.Задания на выявление внутрипредметных и межпредметных связей (например, игра в ассоциации).
         3.Задания на выявление главного, поиск альтернатив (например, изобразить основные понятия по теме урока).
         4.Задания на тренировку воображения в ходе отражения свойств изучаемого объекта (например, описание объекта, «монолог от лица» изучаемого объекта, описание необычных вариантов применения).
         5.Задания на выявление разных точек зрения (например, с позиций художника-живописца, художника-графика, мастера декоративно-прикладного искусства).
         6.Задания на разрушение стереотипов (проверка утверждений «на прочность», определение границ).
         7.Задания на преобразования (добавляем предметам новые свойства и функции).
         8 Многоуровневые задания.
         Первый уровень сложности, самый низкий: исследовательские задания содержат чётко сформулированную проблему, которая предполагает работу учащихся по интуиции, при этом происходит освоение ими методов исследования. Для выполнения задания на данном уровне учащимся предлагаются готовые методики экспериментальной работы.
Например, изучая тему «Русская народная игрушка» в 5 классе: даны три народные игрушки, сравните их и ответьте на вопросы письменно.
         1. Что между ними общего? Ответ выберите из предложенных вариантов и подчеркните: форма, орнаменты, цвета, материал (глина).
         2. В чем их различие? Ответ выберите из предложенных вариантов и подчеркните: форма, орнаменты, цвета, материал (глина).
         3.Какие краски использует художник для росписи игрушек? Нужное подчеркнуть: гуашь, акварель, фломастеры, акрил, цветные карандаши.
         Второй уровень сложности - задание сформулировано в явном виде, но не дана подсказка, в каком направлении его выполнять. Путь решения учащиеся определяют самостоятельно.
Например, посмотрите народные игрушки, проанализируйте, сравните их и заполните таблицу. Впишите в столбик под словами «форма», «цвета», «орнаменты» только букву с выбранным ответом.
        Третий уровень самый высокий по сложности. Работа на нём потребует не только демонстрации знаний, но и самостоятельного видения проблемы и самостоятельности её решения.
         Задание при изучении темы «Русская народная игрушка». Даны 3 цвета краски: желтая, синяя, красная. Какую игрушку надо выбрать для росписи, чтобы использовались только эти 3 краски и цвета, получаемые при смешивании этих красок, если: у филимоновской – желтая, малиново-красная, изумрудно- зеленая, у дымковской – все цвета радуги, у каргопольской – яркие и приглушенные цвета.
           Эффективными методами формирования креативного мышления являются:
          1. Метод агглютинации - это соединение не соединимых свойств, противоположностей предметов или явлений и их изображение: светлая тьма, маленький гигант, горячий лед, быстрый камень.
          2. Метод «Мозгового штурма» - работа в группе, предложение разных вариантов при решении определенной задачи. Например, коллективно создать композицию на тему дом, каждый предлагает, что будет в этом доме: круглые окна, вход с правой стороны, построен из дерева и т.д.
          3. Метод инверсии - предложить заменить краски на известные продукты: чай - коричневый, морковный сок - оранжевый, свекольный сок - красный, и т.д.
          Задание: написать композицию осеннего букета, используя полученные цвета.
          4. Метод «Морфологического анализа» или «морфологического ящика», который позволит увидеть перспективу полного поля знаний.
          5. Метод «Синектика» - основанный на применении аналогий, превращение незнакомого в знакомое, неизвестного в известное.
          6.Метод «фокальных объектов» - поиск новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств и признаков случайных объектов.
          Таким образом, развитие креативности обучающихся на уроках изобразительного искусства предполагает не пассивное усвоение навязанных форм и методов отношения к окружающему, а собственное активное и гибкое восприятие, основанное на индивидуальных качествах человека. Их познание и реализация становятся основой формирования личности, ее творческого отношения к себе, к окружающим, к природе и социуму.


Литература:
1.         Авдеенко Н.А., Денищева Л.О., и др. Креативность для каждого: внедрение развития навыков XXI века в практику российских школ // Вопросы образования. 2018. № 4. С.282–304.
2.         Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. - М, 2004
3.         Шаханина Л.И., Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 38. – С. 191–195.



Предварительный просмотр:

ЗЕЛЁНКИНА Е.В.

Учитель МБОУ «Благодаровская СОШ»

Здоровьесберегающие технологии как системный подход к обучению детей в системе дополнительного образования 

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Здоровьесбережение – ключевой момент нового мышления, требующий переоценки, пересмотра всех компонентов педагогического процесса, поскольку радикально меняет суть и характер образовательного процесса, ставя во главу угла здоровье ребенка.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технология  это:

  • условия обучения ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся и педагогов). В эту систему входит:

1. Использование данных о состоянии здоровья детей и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

  1. Учет особенностей возрастного развития и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности детей данной возрастной группы.
  2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  3. Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Принципы здоровьесберегающих образовательных технологий.

  1. Принцип «Не навреди!»
  2. Принцип сознательности и активности.
  3. Принцип непрерывности здоровьесберегающего образовательного процесса.
  4. Принцип систематичности и последовательности.
  5. Принцип доступности и индивидуальности.
  6. Всестороннего и гармоничного развития личности.
  7. Системного чередования нагрузок и отдыха.
  8. Постепенного наращивания оздоровительных мероприятий.
  9. Возрастной адекватности здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса.

Средства Здоровьесберегающих технологий.

  1. Средства двигательной направленности:
  • элементы движений;
  • физические упражнения;
  • подвижные и другие игры;
  • танец;
  • физкультминутки;
  • динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика.
  1. Оздоровительное воздействие различных видов искусства: 
  • музыка,
  • изобразительное искусство,
  • театральное искусство,
  • поэзия.

3.Гигиенические факторы:

  • Выполнение требований САНПИН;
  • Личная и общественная гигиена;
  • Проветривание и уборка учебных кабинетов;
  • Соблюдение режима дня.

Двигательная активность ребенка в разных видах продуктивной деятельности.

  1. Физкультминутки.
  2. Динамические паузы.
  3. Игры малой подвижности.

Физкультминутки, игры малой подвижности, динамические паузы - использование этих форм работы определяются практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела.

Минутку отдыха можно сделать и музыкальной: включить магнитофон, и пусть дети в зависимости от мелодии выполняют любые танцевальные или физкультурные движения. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие.

Очень полезна зарядка для глаз. Такие упражнения выполняются после 10-15 минут напряженного зрительного труда.

Вот некоторые приемы зарядки для глаз:

Зажмуримся — посмотрим на пальчик (3 раза).

Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза).

Посмотрим вдаль — на носик, поморгаем (3 раза).

Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).

Вращаем глазами сначала в одну сторону, потом в другую (2 раза).

С учетом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности на занятиях эти формы работы предупреждают утомление, нарушения осанки, зрения, а также способствуют повышению работоспособности, активизации мыслительных процессов, улучшению памяти и внимания.

Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости.

Мы знаем, что переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки - и как можно быстрее снять их.

Основные признаки утомления:

— нарушение недавно сформированных умений

— нарушение координации мелких движений, их замедленность

— длительные отвлечения

— примитивные манипуляции (постукивание, накладывание, бросание)

 — повышенная раздражительность.

Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.

Создание благоприятного психологического климата на занятии играет особую роль. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время занятий. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого учащегося.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность детей заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний и, как следствие, к более высоким результатам.

Педагогу дополнительного образования при организации и проведении занятия необходимо учитывать:

  1. Обстановка и гигиенические условия в кабинете: температура и свежесть воздуха, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.
  2. Число видов учебной деятельности: (опрос учащихся, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, игры, инсценировки). Однообразность занятия способствует утомлению детей. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены одной деятельности на другую требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
  1. Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение педагога использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
  2. Позы учащихся во время занятия, чередование поз.
  3. Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии – их место, содержание и продолжительность.
  4. 7. Наличие у детей мотивации к учебной деятельности на занятии (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу) и используемые педагогом методы повышения этой мотивации.

8. Наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

9.  Психологический климат на занятии.

10. Наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, игровых

  • сюрпризных моментов и т.п.;

Недопустим быстрый темп, «скомканность», отсутствие времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев подведение итогов занятия. Необходимо спокойное завершение учебного занятия: учащиеся имеют возможность задать педагогу вопросы, педагог может прокомментировать успехи учащихся, попрощаться с ними на положительных эмоциях.

Задача педагога дополнительного образования – создать полноценные условия для сохранения здоровья детей, развить интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии, внедрить эти технологии в ежедневный образовательный процесс и закрепить навыки и умения детей, с целью улучшения физического здоровья, а так же здоровья психики ребенка и комфортного состояния в образовательном процессе.



Предварительный просмотр:

ЗЕЛЁНКИНА Е.В.

Учитель МБОУ «Благодаровская СОШ»

 «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания.

С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думай, и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «не доиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры». Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображения – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (JI.C. Выготский).

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла.

 Особое значение  образовательных учреждениях дополнительного образования можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

  • сформировать правильную модель поведения в современном мире;
  • повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;
  • познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством,   правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
  • совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению. 

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

        С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

        Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

          Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы педагог не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

        В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

-развитие творческих способностей и творческой самостоятельности школьника;

- воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

- овладение импровизационными умениями;

- развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности 

- совершенствование познавательных процессов. 

 Основой театрального занятия является театрализованная игра. Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержание и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три  этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная).

Поэтому можно сказать, что театрализованная деятельность интегративна. 

В процессе театрализованных игр:

  • расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
  • стимулируются мыслительные операции;
  • происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного;
  • активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
  • совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • происходит коррекция поведения;
  • развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
  • стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
  • участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

 Театральная игра. Общеразвивающие игры.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазия которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развить произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировав мыслительный процесс в целом.

Решая все эти задачи общеразвивающие игры, включенные в театральный тренинг, не только готовят ребенка к художественной деятельности, но и способствуют более быстрой и легкой адаптации детей в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальных классах – в первую очередь за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социально психологического компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

Почти во всех играх детей желательно делить на несколько команд или на исполнителей и зрителей, чтобы дать детям возможность оценить действия других и сравнить их со своим собственными. Причем роль ведущего во многих играх может выполняться ребенком (5, с23).

 Специальные театральные игры.

Знакомство со спецификой и видами театрального искусств; общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятие по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллект; активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусств. Вовсе необязательно готовить с детьми спектакли и углубляться в своеобразие поведения актеров на сцене, говорить о создании сценического образа и т.п. Но для того, чтобы перейти от театральных игр к работе над эпизодами и спектаклями, необходимы, как мы их условно назвали, специальные театральные игры, развивающие главным образом воображение и фантазию. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел - главная отличительная черта сценического творчества. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Таким образом, перед педагогом стоит сложная задача - сохранить детскую наивность, непосредственность, веру, которые проявляются в игре при выступлении на сцене перед зрителями. Для этого необходимо, прежде всего, опираться на личный практический опыт ребенка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения (5, с31-32).

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий.

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в замысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали.

Подготовить детей к действиям с воображаемыми предметами помогают известные народные и специально подобранные игры (5, с36).

 Ритмопластика.

Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазии ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач:

  • развитие двигательных способностей детей (ловкости подвижности, гибкости, выносливости);
  • развитие пластической выразительности (ритмичности музыкальности, быстроты реакции, координации движений);
  • развитие воображения (способность к пластической импровизации) (5, с40).

         Культура и техника речи. 

Упражнение и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон силу голоса, темп речи), а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата невыразительность и монотонность речи отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

Для того чтобы добиться результатов в художественном воспитании школьников, необходимо опираться на эмоциональный мир ребенка, на его познавательный интерес. В связи с этим велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь активирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно полезно, использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме всего, разучивание стихов развивает память и интеллект.

В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые мы назвали творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказыю.Их необходимо связывать со специальными театральными играми (не превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.) (5, с 60,61,62).

Понятие «творчество» и «творческие способности» Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?  

Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.  

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.  

В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Развитие творческих способностей детей средствами театральной деятельности. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски звуки, а умело поставленные вопросы побуждают их думать анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуете звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление диалог с другим персонажем, ставят ребенка перед необходимость ясно, четко, понятно изъясняться.

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет, решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, прост сообщаемые и усваиваемые» (В А Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средство развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.

В литературе подчеркивается: основа эмпатии – в умении распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия (В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и т.д.). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» (Б.М Теплев). А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д.Б. Кабалевский так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков, в первую очередь, зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. При этом предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и поло-ролевые особенности.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют и специальные полифункциональные помещения (музыкальный и театральный залы, гримерная, комната сказок и т.д.), в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей, студийная работа и разнообразные праздники и развлечения.

Прежде чем научить детей управлять верховыми куклам, дают им возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек помогает детям освоить приемы кукловождения. Знакомят  детей с марионетками и с куклами с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Марионеток можно изготовить из разных материалов. Обычно марионеток шьют из ткани по принципу изготовления мягкой игрушки. Кукол приводят в движение с помощью ваг. Вага – это деревянная крестовина, к которой на ниточках подвешивается кукла.

Куклы с «живой рукой»  или перчаточная кукла обладают яркими выразительными возможностями, так как вместо рук куклы работают руки ребенка. Состоит такая кукла из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки. Кукла проста в изготовлении и управлении. Кукла с «живой рукой» обладает яркой жестикуляцией, может выполнять действия несвойственные куклам других систем.

Тростевые куклы отличаются от перчаточных больших размеров. Основу тростевой куклы составляет гапит, руки куклы приводятся в движение с помощью проволочных тростей. Одной рукой ребенок держит куклу за гапит, а другой управляет тростями. Кукловождение тростевых кукол сложнее, чем перчаточных, зато выразительные возможности намного богаче.

Высота театральной куклы системы «люди-куклы» зависят от роста ребенка. Ребенок надевает на себя костюм огромную голову-маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони и ботинки изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью, чтобы ребенок, находящийся внутри куклы, мог дышать и видеть, рот куклы делают приоткрытым на уровне глаз ребенка. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость (4с 62,63).

Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции, ни в коей мере не сводятся только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

  • развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;
  • создание атмосферы творчества;
  • социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой, то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

Вначале педагогу необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержание, но и отдельных средств выразительности.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности, поэтому при чтении необходимо широко использовать комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Педагог должен хорошо знать каждого ребенка, чтобы понять, что и как он чувствует, слушая какое-либо произведение. Если «он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение – это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» (В.А. Сухомлинский).

В соответствии с этим перед педагогом встают две основные задачи:

  • понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;
  • помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться его содействие персонажам произведения.

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации, а также видеофильмы. При рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?»).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Нельзя требовать буквального воспроизведения содержания произведения. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не растерять своеобразие авторского текста.

Итак, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.

Социально-эмоциональному развитию детей способствуют и специально придуманные сказки, и разнообразные истории, которые позволяют решать конкретные задачи по воспитанию уверенности ребенка в себе, формированию его чувств, желаний и взглядов, развитию социальных навыков.

Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться в работах по изодеятельности, ручному труду.

Развитие театрализованной деятельности детей и накопление их эмоционально-чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизации интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками (3, с7-14).

Заключение.

JI.C. Выготский о роли творчества в развитии ребенка: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».

Театрализованная деятельность раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Очень важен креативный принцип в обучении и воспитании, то есть максимальная ориентация на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Литература:        

  1. Артемова Л.B. «Театрализованные игры». -М.: Просвещение, 2016 г. 67 с.
  2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. -  М.: РОСМЭН, 2010.
  3. Выготский T.C. «Воображение творчества в детском возрасте». - М.: Просвещение, 2011 г.
  4. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  6. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. -  М.:ВЛАДОС, 2001.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2013.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Благодаровская средняя общеобразовательная школа»

Эффективные педагогические инновации и ресурсы повышения

качества искусствоведческого образования

Подготовила  Зелёнкина Елена Валерьевна

учитель  1 категории

 

2019 г.

  1. Вступление

     Выбор темы обусловлен тем, что с возрастанием требований к качеству образования, как общемировой тенденции, все более востребованной стало методология управления качеством, а также умение учителем использовать эффективные  педагогические инновации. А для практической реализации этой системы необходимо разработка оценочных средств измерителей качества, построение технологий комплексного мониторинга качества образования. В течение многих столетий главной целью образования считалось сообщение фактических знаний, используя которые можно было бы спокойно прожить всю жизнь. На современном этапе обучения этот принцип передачи знаний уже неэффективен.

    Главным, чему следует учить, становится умение осваивать и использовать новую информацию для решения стоящих перед человеком проблем. Успех учеников в художественном творчестве, наличие условий для их самовыражения, сформированность умений воспринимать произведения искусства как выражение мироощущения человека во многом зависят от профессионального мастерства учителя изобразительного искусства.

   Остановимся кратко на применении наших подходов к обучению школьников искусству (на примере изобразительного искусства).

2. Эффективные педагогические инновации в преподавании изобразительного искусства

        С психологической точки зрения все виды искусства, в зависимости от построения специфического языка и реализации практической деятельности, можно разделить на визуальные (например, изобразительное искусство), аудиальные (например, музыка), кинестетические (например, танец) и полимодальные (например, театр).

Такая связь с какой-либо модальностью не означает, что в процессе творческой деятельности будет задействована только одна сенсорная система. В частности, художники пишут картины, например, отображая ритм; нередко целиком посвящают свои полотна различным музыкальным произведениям. А композиторы, в свою очередь, образно представляют определенный сюжет и отражают его при создании музыкального произведения.

Кроме того, механизмы восприятия так устроены, что внутри организации репрезентативных систем существуют параллели (например, общеизвестна  ассоциация цвета и звука). Понимание отличий функционирования каждой из систем восприятия и их взаимосвязей  является хорошей основой раскрытия многих творческих процессов.

Многие педагоги и разработчики образовательных технологий упускают из виду тот факт, что изначально искусство, как и любой другой вид человеческой деятельности, является продуктом нашей психики, а не наоборот.  Именно система чувств, способы мышления, эстетические и нравственные идеалы, приемы моделирования лежат в основе создания любого творческого произведения.

        В условиях образовательных реформ особое значение в профессиональном образовании приобрела инновационная деятельность, направленная на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны дидактического процесса: формы его организации, содержание и технологии обучения, учебно-познавательную деятельность.

      К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения, технологию проектного обучения и компьютерные технологии.

2.1 Интерактивные технологии обучения

     В психологической теории обучения интерактивным называется обучение, основывающееся на психологии человеческих взаимоотношений. Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способы усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий педагога и обучаемого как субъектов учебной деятельности. Сущность их состоит в том, что они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение. При этом процесс обучения организуется таким образом, что обучаемые учатся общаться, взаимодействовать друг с другом и другими людьми, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа производственных ситуаций, ситуационных профессиональных задач и соответствующей информации.

     В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора — роль менеджера) и обучаемых (вместо объекта воздействия — субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций).

    Рассмотрим некоторые формы и методы технологий интерактивного обучения.

    Проблемная лекция предполагает постановку проблемы, проблемной ситуации и их последующее разрешение. В проблемной лекции моделируются противоречия реальной жизни через их выражение в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися при непосредственном действенном их участии. Среди смоделированных проблем могут быть научные, социальные, профессиональные, связанные с конкретным содержанием учебного материала. Постановка проблемы побуждает учащихся к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к излагаемому материалу, активизирует внимание обучаемых.

    Семинар-диспут предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общения его участников. Он предполагает высокую умственную активность, прививает умение вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли. Функции действующих лиц на семинаре-диспуте могут быть различными.

    Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Она используется при анализе проблемных ситуаций, когда необходимо дать простой и однозначный ответ на вопрос, при этом предполагаются альтернативные ответы. С целью вовлечения в дискуссию всех присутствующих целесообразно использовать методику кооперативного обучения (учебного сотрудничества). Данная методика основывается на взаимном обучении при совместной работе учащихся в малых группах. Основная идея учебного сотрудничества проста: учащиеся объединяют свои интеллектуальные усилия и энергию для того, чтобы выполнять общее задание или достичь общей цели (например, найти варианты решения проблемы).

  Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:

  • постановка проблемы;
  • формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
  • обсуждение проблемы в микрогруппах;
  • представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
  • продолжение обсуждения и подведение итогов.

  "Мозговой штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. "Мозговой штурм" позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.

     Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.

    Дидактическая игра выступает важным педагогическим средством активизации процесса обучения в профессиональной школе. В процессе дидактической игры обучаемый должен выполнить действия, аналогичные тем, которые могут иметь место в его профессиональной деятельности. В результате происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта личности и ее развитие.

2.3 Компьютерные технологии

Компьютерные технологии обучения — это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является:

    -средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;

   - средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации;

Из опыта работы

Художественная деятельность школьника на моих уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости ( с натуры, по памяти, по представлению); декоративная работа, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучение творческого наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных произведений. На уроках вводятся игровые моменты, с целью формирования опыта творческого общения в программу ввожу коллективные задания.

Целью преподавания изобразительного искусства является формирование художественно-творческой активности, овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний и умений.

Для достижения этих целей использую в работе различные методические приемы. В развитии творческих способностей детей помогают уроки на свободную тему, урок-фантазия, творческие задания, рисунок по воображению. На этих уроках дается большая свобода фантазий, чем на тематических уроках и на уроках, которые направлены на решение конкретных поставленных задачах. На творческих уроках выявляется индивидуальность каждого ученика, пробуждается творческая активность; решаются разные учебные и творческие задачи. Я не требую от всех одинаково высокого уровня результатов; ведь у детей разные уровни развития способностей, различные темпы усвоения знаний и умений и т.д.

По рисунку можно понять многое: психическое состояние ребенка, какой склад мышления, как он воспринимает окружающий мир, и какое место в нем отводит для себя и т.д. Внимательно анализируя работы детей, я по возможности стараюсь помощь в решении возникших у них проблем. Ощутимый результат в развитии творческих способностей дает дифференцированный подход.

Я систематизирую все интересные находки по развитию творческих способностей детей на уроках изобразительного искусства.

Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, к творчеству, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках. На данный момент большую роль в планировании урока играют компьютерные и мультимедийные средства проектор и экран. Используя это оборудование можно на каждом уроке показывать произведения искусства, народное творчество, а также включать музыкальные произведения, а на уроках искусства произведения кинематографии. Детям очень нравится. Даже непосредственно на уроке давались задания с использованием планшетных компьютеров , класс делился на микрогруппы  и каждая группа находила по заданной теме в интернете ответы, а в конце урока защищали свои ответы.

 

Вывод.

Руководить процессом изобразительного творчества детей должен грамотный в художественном и методическом плане учитель, владеющий всеми методами и технологиями преподавания изобразительного искусства. Большую  роль играет способность учителя активизировать в определённый момент внимание учащихся на нужном объекте (действии), пробуждая интерес учащихся и воздействуя на их эмоции умелым подбором предметов для рисования с натуры. Поддерживать устойчивое внимание детей в течение всего урока необходимо, прежде всего, за счёт правильной организации труда, эффективного использования учебного времени.

 Учитель, как уже отмечалось, должен уметь помочь школьникам увидеть, понять и исправить допущенные ошибки путём умело поставленных вопросов, научить ученика думать и рассуждать.

Поэтому выполнение этих задач возможно лишь при условии дальнейшего повышения педагогического мастерства учителей, ведущих уроки изобразительного искусства в школе, и обеспечивается единством всех форм повышения преподавательской квалификации с учётом особенностей каждой (курсов при институтах усовершенствования учителей, районных (городских) методических объединениях, самообразования).