Урок "Портрет в графике"

Петухова Ирина Николаевна

Творческая разработка урока по изобразительному искусству на тему "Портрет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока «Портрет в графике»

Разработка урока по  изобразительному искусству

по теме « Портрет  в графике»

Класс

6 класс

Тема

Портрет в графике

Задачи для ученика

  • познакомиться с этапами развития графического портрета, великими произведениями портретного искусства разных эпох;
  • рассказывать о своих художественных впечатлениях;
  • создавать портрет графическими материалами

Задачи

  • Образовательные: изучать историю возникновения графического портрета и видов графики;
  • Развивающие: формировать представление об основных этапах развития  портрета в графическом материале, особенностях творчества художников - графиков;
  • Воспитательные: формировать умение выражать свою эстетическую позицию.

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала практической направленности

Форма урока

Практикум

Опорные понятия, термины.

Новые понятия

Графический портрет.

Графические материалы: уголь, сангина, тушь, карандаш, ретушь, цветные карандаши и т.д.

Зрительный ряд

Презентация "Портрет в графике"

Литературный ряд

-Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не черезнагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске).

Музыкальный ряд

Спокойная фоновая музыка

Оборудование для учащихся

Художественные материалы:

Формы контроля

Анализ творческих работ обучающихся, проверка знаний с использованием  фрейма "Портрет", фронтальный, индивидуальный опрос.

Домашнее задание

Подобрать иллюстрации  изображение портретов в. Оформить страничку в тетради по теме урока

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Предметные

и метапредметные УУД

1. Организационный момент (1 мин)

Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

2. Актуализация и проверка знаний (2 мин)

Учитель организует работу для определения темы урока:
- Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете (
слайд 2).

Вопросы к кроссворду.

  1. Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
  3. То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
  4. Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)
  5. Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
  6. Портрет, раскрывающий индивидуальные особенности человека, его внутренний мир – (камерный)
  7. Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.

- Найдите в кроссворде портрет,  изображенный предметом, который  у каждого из вас лежит в пенале?

- Что это за  техника?

- Назовите тему урока?

Вступают в диалог с учителем.

Отгадывают кроссворд

Формулируют тему урока.

Регулятивные: умение структурировать знания

Личностные:

 умение осознанно строить речевое высказывание

3. Формулировка целей и задач урока (2 мин)

Учитель направляет ребят на определение цели и задач урока:

Формулируют цель урока и ставят перед собой задачи для достижения цели.

Личностные:

 умение осознанно строить речевое высказывание

Регулятивные: умение анализировать, выделять главное.

4. Мотивация учебной деятельности (введение в тему)(5мин)

Возбуждает интерес к обсуждаемой теме и умственной активности.

- На доске разные линии, составьте изображение.

Готовит к сознательному восприятию нового материала.

 Составляют изображение из предложенных линий .

Определяют полученный ракурс изображения (профиль)

Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.

5. Изучение нового материала (восприятие учащимися учебного материала)

(5мин)

Дает задание  группам:  определить какой графический материал использовал художник

Самостоятельная работа  в группах с

репродукциями произведений графики

(каждая группа получает  набор графических портретов и  задание (Например: найти портреты.выполненные сангиной и т.д.),  представляет результаты своего выбора)

Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение.

Коммуникативные: работать в группах, обмениваться корректно  мнениями.,

6. Подготовка к художественной деятельности  (2мин)

- Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет, который будет отражать настроение.

- Постарайтесь представить, каким он будет: лирическим, героическим, задумчивым и т.д..

- Главное, делая зарисовки, добивайтесь большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица (вывешивается таблица пропорций).

Называют алгоритм работы над графическим  портретом.

 Самостоятельно выбирают графический материал

Личностные: осваивают новые правила, понимают значение знаний для человека.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и одноклассниками

7. Практическая работа (закрепление нового материала) (23мин)

-Ребята, сегодня мы сделаем ещё один шаг к освоению портрета, но уже  в графике.

Показывает выполнение графического портрета по этапам, которые называют учащиеся.

Организует индивидуальную практическую работу.

Контролирует выполнение работы.

Осмысление и закрепление новых знаний и умений по выполнению графического портрета

Освоение  приемов выполнения работы в графической технике в определенной последовательности.

Предметные УУД:

создавать творческие работы в графическом материалеПознавательные УУД:

узнают о способах получения графических изображений .

8. Подведение итогов художественной деятельности (2 мин)

Учитель организует обсуждение результатов практической деятельности.

- Сегодня в нашей мастерской  представлена галерея графических   образов.  О чем они    "говорят?"

Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения.

Акцентирует внимание на  оригинальных творческих работах.

В тетрадях дополняют фрейм "Портрет" (портретом в графике)

Представляют результат своей работы на уроке- портрет.

Высказывают оценочные суждения о внешних и внутренних качествах  созданных образов

Систематизация знаний с использованием фрейма "Портрет"

Личностные УУД:

приобретают опыт восприятия графического портрета,

оценивают критически духовные качества человека.

9. Сообщение домашнего задания(1мин)

- Сделать экскурсию-знакомство "Скульптуры нашего города" (фотомонтаж),   чтение материала  в учебнике.

- На следующем уроке проведем конкурс на лучшуюэкскурсию

Записывают домашнее задание

10. Рефлексия деятельности на уроке (2мин)

Учитель организует рефлексию.

Закончите фразу:

– Сегодня я выступил (а) в роли…
– Я на уроке научился (лась)…
– У меня получилось…
– Делать своими руками – это…
–  Игра "Мне понравилось"Посмотрите на меня  так, чтобы я поняла: понравился ли вам урок.

 Учащиеся заканчивают фразы.

Играют в  игру "Мне понравилось" (мимикой изображают отношение к уроку)

11. Уборка рабочего места