«Человек - мера всех вещей» Протагор

Усеинова Назлы Исметовна

Урок.

Образ человека – главная тема искусства

«Мона Лиза», «Давид», «Дискобол»-они прекрасны

•Всегда ли фигура человека изображалась таким образом? Не всегда.

•Вспомним, как изображались фигуры человека в Древности? По вашему мнению, они красивые?

•Например, женские изображения  эпохи палеолита представляют собой определенную группу так называемых «венер», хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими.

•Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. В  рисунке художник может выразить всё своё виденье мира: предметного, человеческого, божественного.
•Всё, что создано на Земле, - дело рук человеческих. С тех пор как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остаётся Человек. Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека.
•Что такое идеал? Идеал – совершенное воплощение, лучший образец. «Каждый народ имеет свой идеал человека» (К.Д.Ушинский). Каждая историческая эпоха представила свой идеал человека.
•Образ человека — одно из самых противоречивых понятий в истории мировой художественной культуры. На протяжении разных эпох, человек воспринимал себя по-разному. И от этого восприятия менялся и образ его жизни. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. А для настоящего художника человек – неиссякаемый источник творческой работы, постоянного изучения всего сложного богатства его содержания и форм.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Человек - мера всех вещей» Протагор . Подготовила учитель изо Усеинова Н.И.

Слайд 2

Урок . Образ человека – главная тема искусства

Слайд 3

Да, красота, – и только красота, – Спасает нас от гибели позорной… Она одна осталась непокорной Тебе, житейская слепая суета! Ни чувства мелочность, ни мысли нищета, – Ничто не затемнит ее – нерукотворной; Нет, ни отравой лжи, ни клеветою черной Ее не запятнать! Она – всегда чиста. В природе ль, в жизни ли, в идее ль вдохновенной Творца-художника, – везде о ней мечта: Во всем она горит огнем любви нетленной. Под тяжким бременем своей судьбы креста – Я перед ней стою, коленопреклоненный. О, Красота! Святая Красота!.. Аполлон Коринфский 1868-1937

Слайд 4

« Мона Лиза», «Давид», «Дискобол»-они прекрасны … Всегда ли фигура человека изображалась таким образом ? Н е всегда. Вспомним, как изображались фигуры человека в Древности? По вашему мнению, они красивые? Например, женские изображения эпохи палеолита представляют собой определенную группу так называемых « венер », хотя их анатомия далека от эталонов стройности. Их вырезанные или изваянные изображения отличаются большими размерами груди и ягодиц, по сравнению с которым голова, руки и ноги выглядят маленькими и тонкими.

Слайд 5

« Венера Виллендорфская » (Вена, Музей естественной истории). "Венеры- эпохи палеолита получили название «толстушек» ("брюхатых") за морфологические характеристики их ягодиц. Подчеркнутая тучность, прежде всего в области живота и груди, то есть в органах, связанных с материнством, не соответствует видимому реализму, но отражает мысль о плодовитости и символизирует репродукционную функцию женщины

Слайд 6

А так называемые наскальные рисунки древних людей, которые выбивали на камнях или наносили краской начиная с эпохи палеолита. Название происходит от двух древнегреческих слов: π έτρος — камень и γλυφή — резьба. Наскальная живопись первобытных людей найдена по всему земному шару – в 120 странах обнаружено более 35 миллионов петроглифов. Археологические открытия сделаны в Испании, Италии, Германии, Англии, Алжире. В России древние рисунки можно увидеть в Карелии, Мурманской и Воронежской областях, Башкирии, Хакасии (Боярская и Сулекская писаницы ). Исследования продолжаются и в наши дни.

Слайд 8

Рисунок - важнейшие средство изучения и отображения действительности, первооснова всего реалистического изобразительного искусства. В рисунке художник может выразить всё своё виденье мира: предметного, человеческого, божественного. Всё , что создано на Земле, - дело рук человеческих. С тех пор как существует искусство, его главной и неизменной темой был и остаётся Человек. Лучшие произведения мирового искусства отражают идеальные представления о внешнем и внутреннем облике Человека. Что такое идеал? Идеал – совершенное воплощение, лучший образец. «Каждый народ имеет свой идеал человека» ( К.Д.Ушинский ). Каждая историческая эпоха представила свой идеал человека .

Слайд 9

Изображение человека в искусстве Древнего Египта. Искусство древнего мира строилось и держалось на определённых канонах. Канон - свод правил и законов, которыми должен был руководствоваться художник при построении рисунка.

Слайд 10

Египет - Искусству в древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между преходящим и вечным. Другими словами, произведение искусства должно стать нетером , местом встречи божественного и земного. Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка - высшая, невидимая часть человека, одним из аспектов которого является идеальный образ.

Слайд 11

Изображение человека в Древней Греции. Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека. В образе юноши-атлета воплощены черты прекрасного и гармонически развитого человека, в котором красота физически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным благородством. Энергичным, мощным движением левого плеча вперед он приготовился к метанию диска. При этом он испытывает колоссальную физическую нагрузку, но внешне остается спокоен и сдержан. Создается впечатление, что скульптора интересует не столько физическое усилие атлета, сколько его волевая сосредоточенность и сила духа.

Слайд 12

Мирон. Дискобол.

Слайд 13

«Давид» Микеланджело В еличественный и прекрасный юноша, исполненный беспредельной отваги, решимости, благородства. Он спокоен, однако чувствуется его готовность приложить все усилия борьбы со злом, для победы справедливости. Это подлинный монумент героической личности, человеку, духовно и физически совершенному. Микеланджело ваяет свою скульптуру из мрамора. Большая глыба камня имела дефекты, в ней были трещины, и никто не верил в то, что из громады можно что-либо сделать. Но художник взялся за работу, тщательно продумал будущий пластический образ, и смог «извлечь» из мраморного монолита великий немеркнущий образ.

Слайд 14

Величественный и прекрасный юноша…

Слайд 15

Эпоха Возрождения. «Она прекрасна и необычна – Юдифь Джорджоне…» В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние.

Слайд 16

« Мона Лиза» кисти Леонардо да Винчи (1503-1519) – самая загадочная картина . Интригующая и таинственная улыбка Моны Лизы является, возможно, одним из самых загадочных элементов живописи да Винчи.

Слайд 17

Итак образ человека — одно из самых противоречивых понятий в истории мировой художественной культуры. На протяжении разных эпох, человек воспринимал себя по-разному. И от этого восприятия менялся и образ его жизни. Все выдающиеся мастера прекрасно знали строение тела человека, и надо отметить, что из всего того, что рисует художник, самым сложным является фигура человека. В большинстве произведений искусства изображен человек. Более того, он часто является главным композиционным элементом картины, поэтому художник не может быть мастером своего дела, если не научится рисовать людей с натуры и без натуры. А для настоящего художника человек – неиссякаемый источник творческой работы, постоянного изучения всего сложного богатства его содержания и форм.