Окрытый урок по рисунку для учащихся 1 класса ДПП "Живопись"

Тема: "Зарисовка мягкой игрушки" мягкий материал

Знакомство с методами работы над рисунком в мягком материале. Компоновка листа, соблюдение пропорций относительно формата, передача материальности меха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1_klass_myagkaya_igrushka.docx10.45 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету : «Рисунок»

1 класс

Преподаватель: Цибизова Галина Николаевна

Тема: «Зарисовка мягкой игрушки» (мягкий материал)

Время исполнения 3 часа.

Тип урока: мастер-класс.

Цель: знакомство с методами работы над рисунком в мягком материале.

Задачи: грамотно закомпоновать игрушку в листе. Соблюсти пропорции игрушки относительно формата. При помощи штрихов и линий передать выразительность формы и материальность меха.

Демонстрационные и рабочие материалы

Наглядные:

  • мягкая игрушка, освещение верхнее боковое
  • рисунки из фонда работ учащихся

Аудиовизуальные:

  • ноутбук (презентация работ художников выполненных в мягком материале)

Инструменты и материалы для выполнения задания:

  • бумага фактурная (акварельная, пастельная) формат А3
  • растушевки профессиональные или тряпочки
  • мягкий материал (уголь, пастель)
  • средства для закрепления мягкого материала на листе (фиксатив или лак для волос)

 

Краткий план урока:

Организация класса

  • подготовка рабочего места

Знакомство с новой темой урока и задачами

Объяснение нового материала

  • видео презентация работ художников и работ из метод фонда
  • демонстрация педагогом методов работы мягким материалом с комментариями особенностей и тонкостей техники исполнения.

Практическая работа учащихся

  • выполнение зарисовки мягкой игрушки мягким материалом за 3 часа.
  • индивидуальная работа преподавателя с учащимися.

Просмотр- обсуждение, подведение итогов.

Конспект урока

На уроках академического рисунка мы чаще всего выполняем свои работы простыми карандашами, штудируя технические навыки штриха, тональной пластики, выполняя многочасовые задания. На этом уроке нас ожидает увлекательная работа мягким материалом (пастелью, углем), мы глубже познакомимся с тонкостями и возможностями этих материалов на примере мягкой игрушки.

Вниманию учащихся представляются работы из методического фонда и видео презентация работ художников, выполненных мягкими материалами. Во время просмотра слайдов идет диалог педагога с учащимися по интересующим вопросам.

Пастель (лат.- «тесто»)- мягкий графический материал, имеющий богатую цветовую палитру.

Пастель имеет много оттенков в отличие от других мягких материалов. цветными стержнями работают также, как и мелками, хотя по составу они разные.

Пастель бывает трех типов: сухая, масляная и восковая.

Сухую пастель чаще применяют в технике растушевки, что позволяет получить эффект мягких цветовых и тональных переходов и нежности цвета.

Масляной пастелью можно рисовать на любой поверхности, выполнять предварительные наброски и зарисовки. Краски масляной пастели очень яркие и живописные, напоминают живопись масляными красками.

Восковая пастель сходна с масляной, но вместо льняного масла она создается на основе воска. Рисунки получаются сочными и яркими.

Пастель бывает мягкой и твердой. Для насыщенных штрихов используют мягкие пастели, а для создания линий — твердые. Кончиком мелка прорабатывают детали. При рисовании ее пастелью используют штрихи, проводят линии под разным углом, растирают изображение пальцем или кистью. Слой пастели может дать как насыщенный тон, так и мягкую нюансировку цветов.

Для рисования сухой пастелью нужна фактурная поверхность (акварельная бумага, бумага для пастели) которая будет удерживать пигмент. Рисунки пастелью обычно выполняются на цветной бумаге, тон которой зависит от объекта изображения или стиля художника.

Исправления в пастельной технике обычно вносят в начале работы, так как последующие наслоения могут не дать такой возможности. Для удаления большого количества материала или растушевки используют широкие кисти из щетины.

Пастель- сыпучий материал, и ее следует закреплять и фиксировать. Для этого используют фиксатив или лак для волос. Распыляют его в небольшом количестве несколько раз. Зафиксированное изображение может немного терять мягкость и светлоту.

Педагогический показ.

Компоновка и построение.

  • Сделайте светлый набросок контура формы медвежонка;

очертите весь контур линией и уточните компоновку полученной фигуры на листе так, чтобы эта фигура не соприкасалась с краями листа и воспринималась расположенной в середине листа,

  • начертите оси головы, лап, туловища, плечей и стоп.
  • Нарисуйте контур головы, мордочки, носа, глаз в виде окружности, ушей в виде дуг, лап и стоп в виде овалов, туловища в виде трапеции; эти построения составляют рисунок контура игрушки.
  • Сотрите построения , наметьте границы собственных теней на голове, ушах, лапах, туловище и стопах.
  • Прорисуйте детали одежды, полоски на майке.

Работа тоном

  • осветлите линию контура, нанесите на нее короткие штрихи, которые изображают искусственный мех;
  • такими же штрихами темного тона изобразите границу тени на голове и открытых участках лап;
  • широким штрихом среднего тона заполните области рефлексов на голове, лапах, подошвах, маечке, и падающей тени;
  • разотрите штрихи в этих областях для выравнивания и обобщения тона.
  • Короткими штрихами темного тона заполните область тени;
  • короткими штрихами более светлого тона заполните область света на голове, на животе и ногах.
  • Самыми светлыми короткими штрихами заполните область бликов.

Очевидно, что убедительная иллюзия искусственного меха медвежонка создана на рисунке с помощью коротких штрихов разной светлоты. Направления штрихов на разных участках изображаемой поверхности должны совпадать с направлением волосков меха на самой игрушке.

Практическая работа учащихся

  • Грамотная компоновка игрушки на листе
  • Разметка основных деталей игрушки
  • Отрисовка модели с учетом пропорций и осей наклона
  • Работа в  пастельной технике, опираясь на педагогический показ

Индивидуальная работа с учащимися.

  • Советы по мере допущения ошибок
  • Напоминать учащимся чаще отходить от мольберта
  • Учить видеть лист со стороны.
  • В завершающей стадии расставить акценты- усилить блики, при необходимости догрузить тени.

Просмотр — обсуждение выполненных работ

В классе расставляются мольберты, все учащиеся совместно с педагогом просматривают экспозицию.

Отмечаются наиболее грамотные, интересные в графическом решении. Обратить внимание на оригинальные работы, насколько ребята смогли использовать тональную пластику линии и пятна ,и выполнить поставленные задачи.

 В завершении просмотра похвалить ребят.