Внеклассное мероприятие -Информина- Павел Николаевич Филонов - художник русского авангарда

Козьмина Татьяна Лаврентьевна

Информация для обучающихся о многосложном и самом загадочном русском художнике П.Н.Филонове.Он был одним из центральных фигур  русского авнгардизма, основателем и учителем школы "Мастера  аналитического искусства". Он создал навое направление "аналитическое искусство", рисовал атомами и создал знпменитые "формулы", которые считал вершиной  своего творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_filonove.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         ВНЕКЛАССНОЕ   МЕРОПРИЯТИЕ

-ИНФОРМИНА-

«ПАВЕЛ   НИКОЛАЕВИЧ   ФИЛОНОВ –

ХУДОЖНИК   РУССКОГО   АВАНГАРДИЗМА»

Разработала:

Педагог-библиотекарь : Козьмина Т.Л.

Ответственные: Преподаватель художественного отделения:

                              С.А. Полетаева

Форма организации- информация, презентация

Виды деятельности- познавательная

Цель: ознакомление детей с биографией и творчеством художника  

             П.Н.Филонова

Задачи:

Образовательная - расширить кругозор детей о художниках- живописцах

                              - рассказать о П.Н.Филонове, о его роли в искусстве

                              - объяснить понятие новых слов авангард, авангардизм

Воспитательная-  воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся

                                -воспитание любви к истокам русской культуры

Развивающая        - развивать интерес к творчеству выдающегося художника

Методы и приёмы: рассказ, показ работ художника (презентация)

          Слайд №1

                         Ребята!

В этом году исполнилось 140 лет со дня рождения  русского и советского художника Павла Николаевича Филонова. Сегодня я познакомлю вас с этим  ярким и многосложным, и самым загадочным русским художником ХХ века, одним из центральных фигур русского авангардизма. Павел Николаевич Филонов родился 8 января 1883 года в Москве. Детство было тяжелым, семья рано осталась без отца. Пятилетний Павел научился у бабушки вышивать крестиком скатерти и полотенца на продажу, а по выходным  со старшими сестрами танцевал в Русском драматическом театре  и в театре народных представлений «Скоморох». За участие в массовке им платили небольшие гонорары.

Слайд№2

В 11 лет мальчик поступил в Каретнорядную приходскую школу. Будущий художник чаще всего делал домашние задания по ночам: днем ему нужно было помогать семье. В редкие свободные минуты он рисовал пейзажи. Затем 14-летний подросток устроился в живописно-малярные мастерские. В это же время Павел посещал вечерние классы рисования.

Слайд№3.4,5,6

В Академию художеств его не взяли дважды. Только с третьего раза ему удалось попасть в Академию лишь вольнослушателем, из которой в последствии уволился самостоятельно. В 1903-1908 году им были написаны пейзажи « Рассвет в горах» , «Прерии и горы», «Пейзаж (ветер)». 

Слайд № 7

Павел Филонов называл себя не художником, а исследователем. Он создал новое направление «аналитическое искусство», рисовал «атомами» и считал, что картина развивается, как живой организм. Пропагандируя анализ в живописи, он призывал к «аналитическому искусству», предлагал внимательно вглядываться в каждую частичку, прослеживать развитие любого явления. Период расцвета творчества Павла Николаевича совпал с революцией и длился до тридцатых годов. Именно в это время появились его знаменитые «формулы», которые он считал вершиной своего творчества.

Слайд №8

"Формула Вселенной".

Филонов словно одновременно смотрит на мир и в телескоп, и в микроскоп. Разбирая всё до мельчайших частиц. История человечества для Филонова – это лишь небольшая часть истории мира. Истории космоса, планет, жизни на них, химических и всех прочих процессов

Слайд №9

"Формула весны".

Само понятие весны связано, прежде всего, с идеей роста, движения, пробуждения природы. Организм произведения должен расти, как растет все живое в природе. Он внес   в беспредметность новое понимание цветовых сочетаний, всполохов и переходов.

Слайд № 10

«Формула петроградского пролетариата». 

Важнее всего для художника было изобразить движение. Разрушительную силу революции он показывал через цветовые пятна, в которых растворялись фигуры людей и животных. «Формула петроградского пролетариата» выведена из казарменных домов, изможденных лиц, худющих рук, завихрений, полукружий, будто лоскутное одеяло. Ощущение толпы от неё.

        Слайд № 11

В1935году он закончил картину «Первая симфония Шостаковича». Он создал ее по мотивам одноименного музыкального произведения, которое услышал по радио. Что же изображено на картине художника, который считал, что надо разгадывать смысл произведения, а не просто любоваться полотном? Картина состоит из множества элементов, среди которых возникают лица людей. Впечатление, будто из них складываются ноты. Образы размещены на полотне словно элементы нотного стана: некоторые стоят отдельно, некоторые собраны парами, тройками как аккорды. Некоторые головы перевернуты. На ней четко представлено четырнадцать голов и единственный женский профиль. Лица людей, запечатленные в разнообразных ракурсах, отражают музыкальные переходы и общественные настроения той поры - тревога и грусть, в глазах отражена обреченность. Так иносказательно Филонов поведал нам о начинающихся страшных событиях в стране, о репрессиях, в которых пострадали миллионы ни в чем не повинных людей. Его называли «очевидцем незримого». Он кропотливо тонкой кисточкой писал многометровый холст от  одного края до противоположного.

Слайд№ 12,13

Картины Филонова содержат множество смыслов и символов, через которые происходит общение с Вечностью. Его творчество ориентированно на философское осмысление вопросов жизни и смерти, добра и зла, справедливости и истины. Но центром, основной темой и предметом живописи Павла Филонова является Человек. Им написано множество портретов. Среди них такие как:  огромный портрет Сталина - в семь квадратных метров для Клуба Моряков; портрет мужа сестры А.Ф.Айзибера с сыном; портрет супругов Серебряковых,   впоследствии, после смерти мужа, Екатерина Александровна стала женой художника; семейный портрет; портрет колхозника и многие другие.

            Слайд №  14  

Когда наступила Великая Отечественная война, Павел Филонов остался в блокадном Ленинграде. В 1941 году, когда немцы начали бомбежку Ленин-града, Филонов занимался спасением собственных картин, находившихся на верхнем этаже неотапливаемой мастерской. Долгие ночи живописец дежурил на чердаке, охраняя любимые работы. В результате Павел Николаевич простудился. Гениальный русский художник умер от пневмонии и голода в холодном блокадном Ленинграде 3 декабря1941 года. Смерть застала его на боевом посту - на крыше, откуда он сбрасывал бомбы. Павел Николаевич Филонов был погребён на Серафимовском кладбище.

           Слайд №15

Вот мы и познакомились с Павлом Николаевичем Филоновым– одним из центральных фигур русского авангардизма. А что же это такое Авангард, Авангардизм? Авангард обычно связывают с революционными процессами начала XX века, и многие художники авангарда приветствовали революцию. Конечно, понимали они под ней скорее не какой-то социальный взрыв, а революцию духа, прежде всего — революцию в искусстве. В чем она заключалась? В отказе от отражения физического мира — вместо этого авангардисты стремились разработать новый язык для описания мира невидимого. Искусство авангарда– это взаимодействие с глубокой философской системой. Филонов-художник, поэт и преподаватель. Основатель и учитель школы «Мастера аналитического искусства»—уникального  направления живописи и графики первой половины XX века, оказавшего и оказывающего заметное влияние на творческие настроения многих художников и литераторов новейшего времени, написавший ряд теоретических работ, оставивший богатое наследие.  Его полотна- шедевры, ставшие национальным достоянием после смерти автора. 

              Слайд№ 16

    Эти картины можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга, куда, согласно завещанию брата, передала для потомков триста его работ, его сестра Евдокия Николаевна Глебова, которая сохранила картины этого уникального русского художника, не продавая их даже когда сама голодала. Также как и сам Филонов не продавал своих произведений, не смотря на тяжелое материальное положение. Он и учеников обучал бесплатно.  Он был оригинальным живописцем и отзывчивым человеком.

ГОРОДСКОЙ   ОКРУГ

«АЛЕКСАНДРОВСК – САХАЛИНСКИЙ   РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ   ШКОЛА   ИСКУССТВ»

КОНСПЕКТ

Внеклассного   мероприятия

-Информина-

«Павел   Николаевич   Филонов -

  художник   русского   авангардизма»

Составитель:

Педагог- библиотекарь Козьмина Т.Л.

.

г. Александровск – Сахалинский

2023г.