"Программа наставничества"

Анастасия Михайловна Маркелова

Программа наставничества "Учитель - ученик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_nastavnichestva_nozdrinoy_evy.docx75.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное   учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» города Губкинского

ПРОГРАММА

наставничества

(форма учитель- ученик)

Направленность: художественная

Возраст, на которых рассчитана программа: 11-15 лет.

Срок обучения 1 год.

                                                               Наставник: Храмцова Анастасия Михайловна,

                                                               педагог дополнительного образования

                                                               МБУ ДО «ДДТ» г.Губкинского;

                                                                Наставляемый: Ноздрина Ева.

2023 год

г. Губкинский

Индивидуальная программа по работе с наставляемым учеником разработана на основе:

  • Письма Минпросвещения России от 23.01.2020 года №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций (вместе с "Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися");
  • Целевой модели наставничества МБУ ДДО «ДДТ», Приказ №6/1 от 11.01.2022 «О внедрении Целевой модели наставничества ОО»;
  • Приказа № 01-03 от 09.01.2023г. «О внедрении Целевой модели наставничества на 2023 год».

Актуальность разработки программы. 

Наставническая деятельность является одним из приоритетных направлений в системе образования РФ. Такая деятельность очень важна и актуальна для высокомотивированных детей.

Период становления и взросления у подростков не всегда проходит без проблем. Особенно часто они возникают у детей с высокоразвитыми внутренними и внешними потребностями. Таким детям хочется быть успешными во всех областях деятельности. Они хотят и умеют получать знания и применять их на практике, участвовать и побеждать в конкурсах, быть социально-полезными и значимыми.

Таким детям необходима помощь педагога-наставника, для координации деятельности и создания условий для успеха и самореализации такого подростка. Взрослый и опытный педагог, готовый поделиться своими знаниями, умеющий общаться и понимать внутренний мир ребенка, выявлять проблемы и недостатки, корректировать их.

Педагогическая целесообразность.

В ходе реализации программы наставничества решаются следующие педагогические задачи:

- формирование у ребенка гармоничных представлений о себе и своих способностей;

- гармоничное развитие ребенка, привитие навыков самозначимости  и саморазвития, стремления к дальнейшему развитию своего личностного, физического и интеллектуального потенциала;

-выработка эффективных способов взаимодействия ребенка – семьи – наставника.

Отличительные особенности программы.

Программа является универсальной и подходит для всех высокомотивированных детей в возрасте 11-15 лет. Основным направлением взаимодействия наставник - наставляемый является  деятельность в дизайне и проектировании одежды. В ходе реализации программы выстраивается индивидуальная траектория взаимодействия с ребенком и с его семьей, которая помогает достичь наибольшего результата.

Форма наставничества: учитель – ученик.

Принципы наставничества:

-Принцип воспитывающего обучения;

-Принцип ориентации на успех;

- Принцип ориентации на зону ближайшего развития.

Методы работы и педагогические технологии:

- технология педагогического сопровождения;

- проектно-исследовательская деятельность;

- информационно-коммуникационные технологии;

- педагогика сотрудничества;

- проекты;

-анкетирование;

- совместная деятельность;

- общественно-полезная работа.

Формы подведения итогов реализации программы.

- диагностика эмоционального состояния;

- мониторинг личностных качеств на входе, середине и конце реализации программы;

- результативность участия в конкурсах;

- количественный показатель общественной деятельности.

Цель программы:

Личностное и творческое развитие ребенка, через погружение в технологии изготовления одежды, а также участие в общественной деятельности, создание и реализацию социально-значимых проектов.

Задачи:

Обучающие:

- стимулирование мотивации к получению знаний и навыков конструирования и моделирования одежды;

 - расширение включенности ребенка в социально-значимую деятельность и развитие его активной жизненной позиции;

- формирование умения анализировать результаты, устанавливать причинно-следственные связи;

- формирование умения работать по предложенным инструкциям.

Воспитательные:

- воспитание творчески активной и самостоятельной личности с нравственной позицией;

- привитие настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, ответственности в достижении намеченной цели;

- повышение эмоциональной и социально-бытовой готовности к самостоятельной жизни;

- формирование умения работать над проектом, исследовательской работой.

Развивающие:

- развитие эмоциональной сферы;

- развитие умения довести решение задачи до работающей модели;

- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

- развитие словарного запаса и навыков общения.

Структура работ с учеником - наставляемым:

Этапы реализации программы:

Этап

Срок реализации

Проведение анкетирования наставника и наставляемого на начало работы

Январь 2023 г.

Подготовка необходимых условий для реализации

Январь 2023 г.

Составление индивидуального плана наставляемого

Январь 2023 г.

Работа наставнической пары по реализации индивидуального плана

Январь – декабрь 2024 г.

Завершение наставничества

Декабрь 2024 г.

Мониторинг и оценка эффективности реализации программы

Январь 2024 г.

План-сетка программы

Наименование

Цель

Сроки

Диагностические мероприятия

Выявить потребности ребенка.

Январь  2023 г.

Работа с родителями

Наладить контакт с семьей, выявить особенности взаимоотношений для дальнейшей деятельности.

Февраль 2023 г.

Участие в общегородских и общественных делах

Привить качества личности, необходимые для активной жизненной и гражданской позиции

Январь-декабрь 2023 г

Проектная деятельность

Развить умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений

Март - май 2023 г.

Участие в конкурсах

Формирование Портфолио достижений наставляемого

На протяжении реализации всей программы

    Реализация индивидуальной программы п рассчитана на 1 учебный год.

Режим занятий.36 часов в год (1 раз в неделю по 1 часу).

Принципы педагогической деятельности в работе учеником - наставником:

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли дополнительного образования.

Формы работы по программе наставничества:

  • работа по индивидуальным планам;
  • конкурсы;
  • участие в олимпиадах;
  • исследовательская деятельность.

Работа с родителями.

  • создать условия для формирования у ребенка положительной
    «Я-концепции» для полной реализации потенциальных возможностей;
  • формировать умение ребенка адаптироваться в социально значимой среде (семье, среди сверстников, педагогов);
  • привлечение родителей к подготовке мероприятий различного направления.

Ожидаемые  результаты и способы их проверки.

Критерии результативности заключаются в определении и выделении основных базовых знаний и навыков, которые могут проверить и оценить выполнение практических заданий. Эти навыки касаются следующих направлений работы:

 - умение моделировать и конструировать одежду;

-  умение создавать коллекции одежды на основе художественных образов и творческих замыслов;

-  формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать мир моды  во всем многообразии их видов и жанров;

- принятие мультикультурной картины современного мира;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;

-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

     Именно эти направления работы на каждой ступени обучения должны быть в любом случае предусмотрены педагогом, поскольку они в значительной степени определяют успешность дальнейшего продвижения ученика и его творческого развития. В соответствии с ними и разработаны творческие работы по данной программе по каждому году обучения.

Формы и способы отслеживания результатов:

  • Выставки;
  • Проектная деятельность;
  • Конкурсы;
  • Индивидуальные консультации;
  • Работа с печатными и электронными информационными источниками;
  • Посещение спектаклей и эстрадных представлений.

Предполагаемые достижения (на какие конкурсы, мероприятия и т.д.)

  • Участие в международных конкурсах;
  • Участие во всероссийских конкурсах;
  • Участие в конкурсах исследовательских работ и творческих проектов;
  • Участие в муниципальных и окружных  конкурсах.

Учебно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

Контроль

Всего

1

Изучение интересов и способностей ученика - наставника.

-

1

-

1

2

Диагностика родителей и индивидуальные беседы.

-

1

-

1

3

Выбор тематики проекта для научно – практической конференции «Эстафета знаний»

-

1

-

1

4

Изучение материала, техник батика, инструментов и материалов.

1

-

-

1

5

Работа над проектом.

1

3

-

4

6

Участие в научно – практической конференции

« Эстафета знаний»

-

1

-

1

7

Участие в городском конкурсе «Рождественский вернисаж»

1

3

-

4

8

Участие в региональном этапе Всероссийского конкурса экологических рисунков

1

2

-

3

9

Участие в конкурсе-фестивале «Музыкальный звездный олимп»

-

3

-

3

10

Участие в городском конкурсе «Пасхальный вернисаж»

1

2

-

3

11

Изучение приемов и техник графики

1

4

-

5

12

Изучение техник и приемов живописи

1

4

-

5

19

Общественная деятельность, участие в конкурсах

-

-

2

2

 20

Рефлексия, контроль удовлетворенности родителей и наставляемого. Диагностика

-

1

1

2

Итого:        

6

23

7

36

Методическое обеспечение программы.

Материально-технические ресурсы:

- мультимедиа проектор;

- интерактивная доска;

- ноутбук;

- МФУ

Информационные ресурсы:

- сайты;

- сервисы;

- базы данных;

- электронные библиотеки.

Методическое обеспечение.

- Тестовые материалы для выявления высокомотивированных детей;

- Подборка ролевых игр для наставников и наставляемых;

- Индивидуальный план работы с наставляемым;

- Методические пособия по итоговой рефлексии;

- Мониторинговые таблицы.

2.Условия для реализации программы.

Для успешной реализации программы необходим: кабинет, удобные столы и стулья, мольберты, натурный фонд, художественные материалы и инструменты.

   

Список литературы.

Для педагога:

1.        Анцупов, С.В. Индивидуальные учебные планы в профильном обучении: практика, успехи, проблемы / С.В. Анцупов, Т.Н. Богданова, Е.В. Иваненко// Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.116-121.

2.        Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47- 54.

4.        Бессолицына, Р. Индивидуальный учебный план: проектирование, выбор, организация обучения/ Р. Бессолицына, А.Ходырев //Директор школы. - 2009. - №4. - С.58-63.

5.        Будинкова, В.С. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений/ В.С. Будинкова //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №4.

6.        Гавриленко, С.С. Индивидуально-образовательный маршрут: [алгебра и начала анализа]/ С.С. Гавриленко// Математика в школе. - 2007. - №3.

Для учащегося

1.        Турчанинова, Ю. Индивидуальная образовательная траектория по-техасски / Ю. Турчанинова //Директор школы. - 2005. - №8. - С.55-59.

2.        Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Эрика Ландау; пер. с нем. А.П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 144 с.