Научно - исследовательская работа "Различные техники рисования и их роль в развитии художественно-творческих способностей".

Научно – исследовательская работа

«Различные техники рисования и их роль в развитии художественно – творческих способностей».

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Все мы в детстве были художниками. Каждый рисовал всё то, что слышит и знает. Большинство разных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается, как спонтанный эффект различных приемов. Для освоения нетрадиционных техник предоставляется большой спектр различных материалов (гуашевые и акварельные краски, тушь, карандаши, мелки и различного вида бумага, также дополнительные материалы, такие как трубочки, салфетки, зубные щетки, стаканчики, свечки, в общем все то что попадется под руку).

Я с детства люблю рисовать. Рисование является для меня самым интересным видом деятельности. Оно позволяет отразить в изображении образов свои впечатления, выразить свое отношение, чувства.

Целью работы является изучение влияния различных техник рисования и их роль в развитии художественно-творческих способностей.

Методами исследования является:

- наблюдение

- эксперимент

- диагностика и анкетирование

- сбор общей информации

- вывод о проделанной работе

Актуальностью данной темы является универсальность использования различных техник. Рисование не традиционными техниками позволяет не ограничивать проявление творческих способностей, не ставя в рамки и последовательность. Дает возможность реализации своего творческого потенциала.

Мною были поставлены задачи:

Изучить литературу по данной теме
Рассмотреть особенности разных техник рисования
Познакомить и овладеть приемами работы с различным материалом

Провести анкетирование и мастер-класс

Систематизировать и проанализировать данный материал

Объектом исследования будут способности учеников.

Продуктом исследования видео о мастер-классе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научно-исследовательская работа25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Научно – исследовательская работа

«Различные техники рисования и их роль в развитии художественно – творческих способностей».

Выполнила: Кузнецова Кристина Андреевна

Руководитель: Яковлева Олеся Борисовна

Содержание:

1 Введение ………………………………………………………………………3

2 Теоретическая часть…………………………………………………………..5

3 Практическая часть …………………………………………………………..7

4. Вывод …………………………………………………………………………9

5. Приложение …….. ………………………………………………………….10

6. Список литературы …………………...…………………………………….14

1. Введение

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью. Все мы в детстве были художниками. Каждый рисовал всё то, что слышит и знает. Большинство разных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается, как спонтанный эффект различных приемов. Для освоения нетрадиционных техник предоставляется большой спектр различных материалов (гуашевые и акварельные краски, тушь, карандаши, мелки и различного вида бумага, также дополнительные материалы, такие как трубочки, салфетки, зубные щетки, стаканчики, свечки, в общем все то что попадется под руку).

Я с детства люблю рисовать. Рисование является для меня самым интересным видом деятельности. Оно позволяет отразить в изображении образов свои впечатления, выразить свое отношение, чувства.

Целью работы является изучение влияния различных техник рисования и их роль в развитии художественно-творческих способностей.

Методами исследования является:

- наблюдение

- эксперимент

- диагностика и анкетирование

- сбор общей информации

- вывод о проделанной работе

Актуальностью данной темы является универсальность использования различных техник. Рисование не традиционными техниками позволяет не ограничивать проявление творческих способностей, не ставя в рамки и последовательность. Дает возможность реализации своего творческого потенциала.

Мною были поставлены задачи:

Изучить литературу по данной теме
Рассмотреть особенности разных техник рисования
Познакомить и овладеть приемами работы с различным материалом

Провести анкетирование и мастер-класс

Систематизировать и проанализировать данный материал

Объектом исследования будут способности учеников.

Продуктом исследования видео о мастер-классе.

2. Теоретическая часть

В своем исследовании я использовала различные техники рисования. Такие, как монотипия, изонить, пуантилизм и рисование по сырому.

Монотипия.

Это техника рисования, название которой можно перевести как «один отпечаток». Такой метод улучшает навыки работ с красками, развивает воображение и фантазию. Рисунок наносят на половину листа, затем сгибают лист бумаги пополам и придавливают руками, чтобы получить симметричный отпечаток. При желании его можно дополнить деталями, получая знакомый предмет.

Изонить.

Ниткография позволяет воплощать художественные образы используя нитки, путем пропитывания ниток краской и скольженем по бумаге.

«Пуантилизм».

Это использования точечных мазков ватной палочкой, смешение которых происходит на некотором расстоянии.

«По сырому».

Суть заключается в том, что перед нанесением слоя краски, бумага смачивается водой.

Чтобы выявить уровень умений и навыков, мною было проведено анкетирование учеников на начальном этапе исследования и на конечном этапе моего исследования. Проводила анализ по таблице уровня развития ниже соотнося с их ответами в анкете.

Уровень развития

Характеристики

Высокий уровень

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования.

Смело экспериментирует с нетрадиционными и изобразительными материалами

Средний уровень

Нетрадиционные техники рисования использует частично, чаще всего после подсказок.

Экспериментирует с материалами по предложению со стороны

Низкий уровень

Нетрадиционные техники не использует, не желает экспериментировать

Работа проводилась поэтапно.

 На первом этапе мастер – класса проводилось знакомство с нетрадиционными техниками рисования, ознакомление с различными средствами выразительности, а также ознакомлением задания.

На втором этапе велась самостоятельная практическая работа.

Мною были использованы методы такие, как словесные, наглядные, практические.

3. Практическая часть

Проанализировав результаты учащихся, им было предложено поучаствовать в мастер-классе. В нем приняли учащиеся  9 «В» класса.

В ходе мастер-класса были проделаны работы по различным техникам рисования, как монотипия «Маска», изонить «Цветы», пуантилизм «Зимний пейзаж» и рисование по сырому «Снегири на ветке» (стр. 12 Приложение).

Чтобы выявить уровень умений и навыков, мною было проведено диагностическое обследование учащихся по практическим заданиям (мастер-классам).

На начальном этапе исследования показатели по таблице уровня развития были такими:

Уровень развития

Кол-во учащихся

Высокий уровень

Средний уровень

2

Низкий уровень

Проведя диагностику на начальном этапе задания уровни развития были средними. Ученики неуверенно использовали нетрадиционные техники, с подсказкой со стороны. Имеют представление о некоторых нетрадиционных техниках рисования.

На заключительном этапе диагностики определились следующие показатели:

Уровень развития

Кол-во учащихся

Высокий уровень

2

Средний уровень

Низкий уровень

Учащиеся смело экспериментировали с нетрадиционными и изобразительными материалами, по собственной инициативе, уверенно с замыслом использовали нетрадиционные техники рисования.

4. Вывод

Исследование результатов проекта показало, что изобразительная деятельность способствует развитию специальных художественно-творческих способностей, является увлекательным процессом.

Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных палочек, смятой бумаги, поролона, ниток, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т.п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Данный вид техники является довольно простым, неизбитым, интересным, увлекательным. Позволяет отойти от строгих рамок, проявить фантазию и творчество.

Проведенный мастер-класс был завершающим этапом эксперимента, подтвердившим гипотезу исследования. Из полученных результатов видно, что уровень развития учащихся улучшился.

5. Приложение

Мастер – класс

Тема: «Маска».

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «монотипия».

Оборудование: бумага А4, гуашевые краски, кисти, баночка для воды, салфетки.

Ход работы:

Теоретическая часть.

Монотипия (от греческого monos — один, единый и tupos — отпечаток) - это такая художественная техника, когда при печати получают только один отпечаток. Техника монотипии заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

Практическая часть.

Приготовим материалы необходимые для работы.

Складываем лист пополам.

Наносим краски на ладонь руки и отпечатываем его на одной половине листа.

Складываем лист и разглаживаем ладонью (делаем отпечаток).

Даём немного высохнуть и дорисовываем маленькие детали по своему усмотрению.

Тема: «Цветы».

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «изонить».

Оборудование: бумага А4, гуашевые краски, кисти, нитки, баночка для воды, салфетки.

Ход работы:

Теоретическая часть.

Слово «изонить» состоит из двух слов «изо» и «нить» - это вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи.

Практическая часть.

Приготовим материалы необходимые для работы.

Наносим краску на нитки.

Положить аккуратно нить на лист бумаги А4 свернув волной.

Накрыть лист другим листом А4 и вытягивать нитки вниз.

Поднимаем накрывающий лист и вот у нас получились бутоны цветка.

Тема: «Зимний пейзаж».

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «пуантиллизм».

Оборудование: бумага А4, гуашевые краски, ватные палочки, губки, кисточки, баночка для воды, салфетки.

Ход работы:

Теоретическая часть.

Пуантилизм — стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы.

Французский художник Жорж-Пьер Сёра в поиске своего стиля в искусстве изобрёл пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек. Приём используется в расчёте на оптический эффект слияния мелких деталей при разглядывании изображения на расстоянии.

Он считал, что оптическое смешение трех чистых основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.

Главные особенности пуантилизма заключаются в том, что мазки должны быть небольшими, любой формы.

Техника не ограничивает художника в выборе живописного материала – акварель, гуашь, масло, акрил, темпера и даже графические материалы.

Практическая часть.

Приготовим материалы необходимые для работы.

Начинаем с фона. Закрашиваем лист самой большой кисточкой голубой краской.

Намечаем маленькой кисточкой горизонт, наши деревья и кусты в зимнем пейзаже.

Ватной палочкой синим цветом прорисовываем листья деревьев и кустиков.

Ватной палочкой светло-голубой краской проходимся по тем же местам, где намечены листья и кустики в хаотичном порядке.

Затем ватной палочкой белой краской проходимся еще раз сверху по листьям и кустикам.

Далее делаем работу с фоном. Ватной палочкой белой краской намечаем хаотично падающий снег.

Губкой в местах добавляем сугробы, метель если нужно.

Дорабатываем все остальные детали в работе и работа закончена.

Тема: «Снегири на ветке».

Цель: познакомить с нетрадиционной техникой рисования «по сырому».

Оборудование: бумага А4, гуашевые или акварельные краски, кисти, баночка для воды, простые карандаши, ластик, салфетки.

Ход работы:

Теоретическая часть.

Техника, где краска наносится на сырую поверхность бумаги. Эта техника применяется для размытого мягкого создания картины.

Практическая часть.

Приготовим материалы необходимые для работы.

Карандашом делаем эскиз нашего этюда.

Губкой смоченной водой наносим на лист А4, чтобы он стал мокрым.

Голубой краской закрашиваем фон, обходя снегирей и ветви деревьев.

Коричневой краской прорисовыем ветки деревьев.

Далее черной краской наносим пятна на спинки снегирей и хвостики.

Красной краской наносим пятна на грудки снегирей.

Оставляем немного подсохнуть и делаем прорисовку некоторых деталей и наша работа готова.

6. Список литературы

Калинина Т.Н. Первые успехи в рисовании. Большой лес. СПБ: Речь, Образовательные проекты, М.: Сфера, 2009

Никитина А.В. : «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Каро Санкт-Петербург 2007

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников/ Под редакцией И.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера,2013 (Конструктор образовательной программы)

Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски.: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, - 2008

Лахути М.Д. Как научится рисовать. – Москва «Росмен», 2008

Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль. Академия развития, 2004