Бабочка - эталон красоты (композиция в квадрате в технике аппликация)

Горностаева Ольга Владимировна

Занятие по теории композиции ИЗО знакомит с главными законами гармоничных композиций - ритмом и симметрией. На основе повторения материала об орнаментах и использования осевой симметрии выполняются абстрактные фигуративные композиции бабочки  в квадрате по представлению с использованием комбинаторных приемов из простых геометрических фигур цветной бумаги ограниченной палитры. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gornostaeva_babochka_etalon_krasoty.docx374.94 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока к программе «Декорте»;  
ПДО Горностаева О.В. МАУ ДО
«ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко», Братск, 2022

Раздел «Композиция». «Симметрия». « Бабочка – эталон красоты» (композиция в квадрате)»

Педагог дополнительного образования: ПДО Горностаева О.В. МАУ ДО  

Коллектив: «Декорте»

Группа года обучения: первого  

Количество на момент занятия: 10 человек    

Дата: 30.11.2022, время проведения: 16:00 - 16:45

Тема занятия: выполнение двух фигуративных композиций бабочки в квадрате

Тип занятия: закрепление нового материала через творческую импровизационную  работу.

Методы и формы обучения: игровая, коммуникативная; фронтальная; коллективная, творческое соревнование.

Цель занятия: знакомство с симметрией - законом красоты и её выразительными свойствами.

Задачи:

  1. обучающие:

- повторение предыдущего материала (виды орнамента; ритм - главный закон красоты для орнаментов) и знакомство с симметрией - законом красоты (осевой и центральной) - выполнение двух различных комбинаторных композиций в квадрате способом симметричного сложения, с использованием двух схем цветовых гармоний.

  1. развивающие: 

- поддержание и развитие интереса к доступным способам  организации плоскостных и  пространственных композиций с помощью симметрии;

- развитие умения распознавать формальные приметы и эстетические качества окружающей предметно - пространственной среды, окружающего природного мира, классифицировать и идентифицировать предметы, явления, процессы;

- развитие умения аргументировать своё предложение или критику;

- развитие коммуникабельности, дружеского, уважительного отношения к товарищу по команде.

  1. воспитательные:

- воспитание в детях интереса к различным видам искусства, к возможностям комбинаторной композиции;

- развитие чувства прекрасного, наблюдательности и творческого мышления;                - формирование умения сохранять впечатления, опыта удержания их в акте художественного видения и воплощения в произведении.

Материалы для учителя: монитор; видеоряд об орнаментах, ритме, симметрии и асимметрии с демонстрацией работ предыдущего занятия.

Материалы для учащихся

Два планшета квадратной формы 80 х 80 (см), набор разноцветных квадратиков, треугольников не менее 8 размерных и пропорциональных видов и 7 хроматических цветов в нескольких тональных вариантах.

План занятия

  1. Повторение предыдущего материала о видах орнамента; о ритме - главном законе красоты для орнаментов; о традиционных способах составления орнаментов.
  2. Знакомство с законом красоты - симметрией (осевой и центральной).
  3. Закрепление нового материала через выполнение двух фигуративных композиций бабочки в квадрате по представлению с использованием комбинаторных приёмов и  простых геометрических фигур из цветной бумаги ограниченной палитры. Работы выполняются двумя составами команд без предварительного эскиза, импровизационно, «на глазок», - в течении 15- 20 минут.
  4. Обсуждение итогов командных работ.  

Введение

Повторение основной информации о ритме и орнаментах.

  1.    Орнамент - украшение на основе ритма с чередованием элементов и промежутков между ними. Композиция построенная на ритмическом повторении и организованном расположении элементов в замкнутых или открытых геометрических формах - в полосе, прямоугольнике, круге, плоскости или сетке. В зависимости от характера мотивов различают следующие основные виды орнаментов: геометрический, растительный, зоомофорный. Соблюдение чёткого ритмического повторения всех элементов орнамента, и всех интервалов между этими элементами может сделать самый простой мотив эстетически ценным и привлекательным, т.к. вступает в силу великий закон красоты - ритм.

Знакомство с законом красоты - симметрией (осевой и центральной)                               Сегодня мы познакомимся с ещё одним законом красоты - симметрией, с её двумя наиболее распространёнными видами, - центральной  и осевой. В таких симметричных композициях всегда чётко видна их характерная особенность - особое, - одинаковое, - деление на части формы объекта. В осевой симметрии - на точную левую и правую части (зеркальное повторение формы относительно линии симметрии). В центральной симметрии - это вращательное расположение элементов вокруг центра (точки). Законы красоты - ритм, симметрия (а-симметиря) всегда практически одновременно присутствуют в изобразительном пространстве и организуют гармоничные визуальные качества объектов. Симметрия - принцип организации композиции, где элементы расположены геометрически правильно, почти идеально, относительно плоскости, оси или центра композиции. Это средство с помощью которого организуется форма предметов - зданий, машин, станков, бытовых предметов и т.п.  То есть наиболее часто их используют в ДПИ, дизайне и архитектуре, - в рукотворной предметно - пространственной среде, окружающей нас каждый день. А самые яркие примеры симметрии, - это, конечно, различные природные явления, всевозможные представители флоры и фауны. Давайте вспомним, - кто же из них наиболее ярко несёт на себе приметы симметрий, - и центральной, и осевой. Называем примеры симметрии осевой: птицы, животные, насекомые, рыбы; человек, мебель, посуда, архитектура). Называем примеры симметрий центральной: бутоны цветов, ракушки, снежинки. То есть с. - это не просто закон к, но и практически основной способ организации всех земных биоформ. Это также явление и физики, и биологии, и анатомии, позволяющее всему живому процветать на нашей планете, которая тоже, кстати, имеет свою ось симметрии - ось вращения.

. 

Основная часть

Сообщение условий задания

Учащимся предстоит составить комбинаторные композиции «Бабочки» в квадрате способом симметричного сложения, с использованием двух схем цветовых гармоний в технике быстрой аппликации из цветной бумаги. Работа организована на основе осевой симметрии. Приблизительное время выполнения каждой работы 15 минут. Эта работа - экспромт, импровизация. Она выполняется без предварительного эскиза. Без линеек, без эскизов, и у этих композиций  автором будет не один человек, а целая команда. Это будет занятие, и это будет игра, где соревнуются не только интересные идеи и фантазия, но и дружеское, уважительное отношение к товарищу по команде. А также  умение аргументировать своё предложение или критику.

Коллектив изостудии предварительно разделится на две команды. Команда, которая выполнит более гармоничный, более законченный, более оригинальный вариант бабочки и уложится вовремя, - и будет победительницей.

     Условия составления формы композиции

В форме бабочек, которые стали сегодня нашим источником вдохновения, чётко выделена композиционная ось симметрии, - её туловище, - небольшим размером, короткой вытянутой вертикально формой, малым количеством составляющих элементов. Это её конструктивно -  композиционный центр, и при этом он как - бы и не очень выделяется. Он держит на себе большую «декоративную» массу крыльев. Сгущение или усложнение элементов декора преобладает либо в центре, либо по краю формы. Очень важна сбалансированность всех элементов композиции: большие верхние крылья уравновешены нижними. Элементы должны чётко подчиняться симметричности формы, размерам, цветам заданной темы.

Условия цветового решения композиции

Цвет очень важен, - он может сделать бабочку красивее, изысканнее, а может её просто испортить, - «разрушить». Договоримся использовать ограниченную, но не скучную палитру цветов. Одна команда будет использовать часть цветового круга от желтого к фиолетовому цвету через зелёный и синий цвета. Другая команда  будет использовать другую часть цветового круга, тоже от жёлтого цвета к фиолетовому, но уже через цвета оранжевый и красный. Это наиболее распространённая схема цветовой гармонии - контраст дополнительных цветов. Для достижения визуального равновесия и структурной стройности композиции также условимся использовать в верху светлые оттенки, внизу композиции - тёмные, между ними средние по тону, - ни светлые, ни тёмные. Фоны в нашем случае - нейтральные, - серый и серо - коричневый.

Ход работы

  1. Участники коллектива делятся на две команды, делят полномочия: кто-то будет  выкладывать композицию, кто-то будет наблюдать за цветовой гаммой, кто-то будет следить за симметрией, кто-то будет наблюдать за равномерностью сгущения или разрежения используемых элементов. А кто-то будет просто удобно раскладывать имеющиеся геометрические элементы, чтобы ускорить и облегчить созидательный  процесс. И при этом каждый обязательно будет вносить в общую работу на планшете свои выбранные элементы.
  2. Дети получают наборы простых геометрических фигур из цветной бумаги, и на больших квадратных планшетах нейтрального цвета начинают выкладывать заданную симметричную композицию. Составляется композиция с произвольным количеством возможных деталей на каждой стороне композиции, но обязательно одинаковое слева и справа, зеркально расположенных, относительно выбранной оси симметрии (туловища бабочки). Складываются элементы сразу парами, - и слева, и справа, с повторением и размеров, и цветов, и интервалов между ними. Важно, чтобы несмотря на обилие деталей, форма бабочки была целостной, законченной, уравновешенной.
  3. Так как композиция «рождается» импровизационно, без предварительных эскизов, изменения композиции происходят не «по плану», но всё же по порядку, - от общего к частному. Сначала выкладываются самые крупные детали крыльев, самые мелкие - в конце. Важно сохранить ажурность фигуры, - обязательно оставлять между цветными элементами фрагменты фона, которые дополнительно будут поддерживать композиционную лёгкость и целостность фигуры бабочки. Постепенно добавляются элементы композиции, желательно продуктивно   использовать предложенный набор бумажных фигурок. Можно несколько раз использовать одну и ту же геометрическую форму. Можно использовать приёмы «цепочка», «внахлёст»,-  когда один элемент частично перекрывает другой. Важно сохранить и правильно использовать этот «новоиспечённый» элемент в другой части композиции.
  4. Одновременно коллективно составляется и редактируется форма бабочки, оставляются наиболее удачные варианты из полученных или перекладываются в новый вариант. Импровизируя в поисках гармоничного результата, выбирая наиболее удачные варианты и редактируя промежуточные, «сырые», очень важно суметь быстро оценить правильность и актуальность расположения элемента. При этом надо уважать мнение и работу участников своей команды. Каждый участник вносит свой личный вклад в составление общей композиции. От участников требуется непростое поведение, - умение и настаивать на своём мнении, и умение ради общего результата отступиться от своего предложения, а главное, - его аргументировать. Завершая работу, детям важно обратить внимание на характер сочетаний цветов и фигур в композиции в целом, и в частности. А также на общую форму крылатой красавицы. Возможно, необходимо внести какие-нибудь  коррективы в законченную форму композиции.        

Подведение итогов занятия

Рассматриваем выполненные коллективные работы. Пытаемся определить успешность выполнения работы, выслушивания и личные мнения авторов, и мнения команды соперников. Говорим о итоговой цветовой палитре, исследуем целостность верхних и нижних крыльев. Отсматриваем характер краевого оформления композиции, говорим об использованных приёмах складывания фигурок, о наличии нейтральных фрагментов фона в ажурной кладке ярких пятен цвета. Отслеживаем симметричность расположения и маленьких частей, и конструктивных элементов. Признаки осевой симметрии в созданной творческой композиции успешно освоены и могут быть как, и идентифицированы, так и использованы в дальнейшей практике. В любом случае, это был творческий и совсем непростой опыт сотрудничества, полезный и необычный.  

Благодарим всех за участие и старание! Желаем друг другу творческих удач!

Фотографии урока

ЗАКОНЫ Кр4  ЗАКОНЫ Кр3

20221130_163415      20221130_164726

20221130_163429     20221130_164104

20221130_164742      20221130_164146