Исследовательская деятельность учителя изобразительного искусства Шинкаренко Ю.В.

Шинкаренко Юлия Владимировна

Исследовательская деятельность по теме: "Метод проектов на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников среднего звена".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА
СТ.ТАРХАНЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
_________________________________________________________________________________________

Отчёт исследовательской деятельности учителя изобразительного искусства Шинкаренко Юлии Владимировны

С 2019 по 2022 учебный год была организована исследовательская деятельность по теме : «Метод проектов на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников среднего звена».                                    

База исследования:  малая экспериментальная площадка- 5а, 5б классы.
5а-экспериментальная группа
5б-контрольная группа.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • Проанализировать литературные источники, интернет-ресурсы;
  • Определить, какое место метод проектов занимает в учебном процессе;
  • Исследовать:

а) Отношение детей и учителей к методу проектов на уроках;

б) Условия эффективности проектов, как средство развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников среднего звена;

  • Показать возможную методику организации уроков с использованием метода проектов.

Объектом исследования является процесс развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности школьников

Положительными результатами реализации программы служат следующие показатели:

  • увеличение количества обучающихся, занимающихся на «5» - 10 %
  • увеличилось количество участников и победителей исследовательских, научно-практических конференций, конкурсов.
  • Прослеживается повышение общекультурного уровня  обучающихся в экспериментальном классе.
    У учащихся развиты творческое начало, коммуникативные способности.
  • Изменились отношения «учитель- ученик» в сторону сотрудничества
  • Наблюдаются положительные изменения в мотивации обучения.

По данным анкетирования:

96% учащихся считает, что занятия проектной деятельностью помогают им в учебе и не являются лишней нагрузкой.

92% учащихся планируют продолжить занятия проектной деятельностью.

100% опрошенных родителей считают, что навыки проектной деятельности помогают в учебе и хотят, чтобы их дети продолжили занятия посредством применения информационно-коммуникационных технологий.

Карта уровня мотивации

Класс уровень мотивации

5 «а» класс

5 «б» класс

до

после

до

после

Высокий

12%

17%

25%

25%

Средний

62%

64%

58%

58%

Низкий

25%

18%

16%

16%

Рассмотрев таблицу мы замечаем, что в классе, в котором мы использовали пректные технологии, произошли небольшие изменения: увеличились высокий уровень мотивации (с 12% до 17%) и средний (с 62% до 64%), уменьшился низкий уровень (с 25% до 18%).

 В экспериментальном классе, мы можем заметить небольшие изменения в показателях: повысился средний уровень мотивации с 62% до 64%, и уменьшился низкий уровень с 25% до 18% , и немного увеличился высокий уровень мотивации с 12% до 17%. В то время как в контрольном классе изменений не произошло.

Карта психологического комфорта (показатель ОПК)

хар-р отношений класс

хорошие

допустимые

неблагоприятные

5 «а»

74%

26%

0%

5 «б»

69%

26%

5%

Рассмотрев таблицу, мы видим, что что в экспериментальном классе показатели улучшились, то есть увеличился показатель хороших отношений с классом.

В экспериментальном классе показатели улучшились. У 74% хорошие отношения с классом, у 26% детей допустимые отношения с классом и полностью отсутствуют неблагоприятные отношения с классом. В контрольном классе изменений не произошло.

Карта психологического комфорта (показатель ОТУ)

хар-р отношений класс

хорошие

допустимые

неблагоприятные

5 «а»

79%

16%

5%

5«б»

79%

16%

5%

Рассмотрев таблицу, мы видим, что что в экспериментальном классе показатели улучшились, а именно: увеличился показатель хороших отношений с учителем.

В экспериментальном классе: у 79% хорошие отношения с учителем, у 16% детей допустимые отношения с учителем и у 5% класса неблагоприятные отношения с учителем. В контрольном классе изменений не замечено.

Анализируя результаты исследований и фрагменты уроков,  можно сделать вывод о том, что методы проектов положительно влияют на повышение интереса к учебным предметам. Проектные технологии, использованные на уроках, предоставляют возможность учащимся раскрыть свои потенциальные возможности, более полно пользоваться своими способностями. Проектные технологии на уроках создают ситуацию успеха для слабых учеников, они позволяют раскрыться таким ученикам. Положительно влияют на развитие школьников, им предоставляется возможность работать в группе, решать различные учебные задачи, высказывать свое мнение, анализировать ситуацию, искать пути решения. В процессе выполнения проекта воспитываются и нравственные качества, работая в группе, ребенок учится общаться, т.е. развиваются его коммуникативные способности, учится помогать одноклассникам, что воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи.

В ходе исследования была получена объективная картина динамики успешного усвоения знаний, умений и навыков посредством организации проектной технологии.

Сравнение результатов, полученных в экспериментальных классах, позволяют утверждать, что организация проектной деятельности в среднем звене школы как средство развития познавательной самостоятельности, исследовательской и творческой активности показала свою эффективность.

Итоги работы по теме были представлены:
на  Районном методическом объединении учителей изобразительного искусства в мае 2022 г. Тема выступления: «Исследовательская деятельность на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности».

  • на Школьном методическом объединении в 2022 г. Тема выступления: «Метод исследования на уроках ИЗО, музыки»
  • на сайте учителя ИЗО Шинкаренко Юлии Владимировны. 2022г. «Отчёт по результатам экспериментальной деятельности».

сайт  https://nsportal.ru/shinkarenko-yuliya-vladimirovna