танцующие краски статья

Васина Майя Евгеньевна

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.

Новизна этой техники состоит в пробуждении

интереса у детей к новой деятельности. Проведение таких занятий использованием нетрадиционной техники рисования на воде развивает

уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей

свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и

решениям, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsuyushchie_kraski_statya.docx38.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Танцующие краски, или Использование нетрадиционной техники рисования  эбру в работе с дошкольниками»

Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является эбру.

Новизна этой техники состоит в пробуждении

интереса у детей к новой деятельности. Проведение таких занятий использованием нетрадиционной техники рисования на воде развивает

уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов, учит детей

свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и

решениям, развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Использование этой техники рисования заключается в том, что она предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на воде в технике эбру. «Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный, красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. «Эбру» – это рисование на воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника «эбру» в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам  возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком. Техника «эбру» дает  возможность реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ.

Отличительной особенностью и инновационностью является то, что:

в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества;

! нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций;

! созданы условия для использования этой техники в самостоятельной деятельности;

! созданы условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

! существует возможность реализовать индивидуально-личностный и деятельности подходы в обучении детей и решить проблему с быстрой утомляемостью детей;

По мере освоения техники рисования Эбру обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования Эбру, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.

Использование техники Эбру в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования красками на воде хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя красками на воде, не надо ждать, когда краски высохнут, не надо пользоваться ластиком.

В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание), данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.

Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают и создают условия для расслабления. Использование технологии Эбру в ходе изобразительной деятельности способствует приобретению умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра, передавать пропорции изображения, владение оттенками цвета, гармоничное сочетание пятен, линий, цветов и оттенков. У детей развиваются внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

Используя технику Эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но Эбру оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог.

Эбру – это возможность научиться чувствовать себя счастливым. Это психология самопознания – когда видишь, как краски и вода отвечают на твое внутреннее состояние. Это арт-терапия – когда несколько часов занятия эбру стирают следы недельного стресса.

В традиции Эбру, идущей из Турции много философии. Символичность традиционных сюжетов делает их воспроизведение не просто упражнением в совершенствовании техники, а своеобразной медитацией на тему значения изображаемого объекта.

В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.

А так же:

  • -вырабатывается усидчивость у детей
  • -успокаиваются и дисциплинируются
  • -развивается мелкая моторика рук –
  • тренируется зрение
  • -развивается координация движения
  • -открывается творческий потенциал
  • -развивается фантазия и мышление
  • -умение сочетать цвета и формы;
  • -навык видеть прекрасное в обыденном;
  • -возможность мыслить нестандартно;
  • -умение расслабляться и получать удовольствие.

Эбру – это древнее искусство рисования на воде. «Танцующие краски», «Облака и ветер», «Плавающие краски», «Бумага с облаками», «Волнообразная бумага»- так по разному называют искусство Эбру в странах Востока. Где и когда зародилось искусство Эбру, до сих пор остается неопределенным. Родиной Эбру принято считать Турцию. Эбру — это искусство Востока, такое же вечное и красивое. Каждая картина уникальна и неповторима. На воде создаются неповторимые шедевры.

Художник рисует на поверхности воды красками, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности. Мастер следит за расплывающимися пятнами краски и формирует из них нужный ему узор или рисунок при помощи палочки или проволоки, тем самым создавая полностью законченное произведение. Затем на узор или рисунок накладывают лист бумаги, а через несколько секунд осторожно его снимают и высушивают.

Существует несколько видов Эбру.

Баттал Эбру. Данная техника состоит в том, что краску разбрызгивают кистью на поверхность воды ( сначала используются более темные цвета, затем светлее), и тот узор, который получился, просто переносят на бумагу, ничего при этом не изменяя. То есть минимум «вмешательства» со стороны исполнителя.

Приливы-Отливы - простой способ создания рисунка. В данном стиле краска разбрызгивается на поверхность водного раствора. С помощью шила проводятся параллели вверх и вниз, вправо и влево. Образуя линии приливов и отливов.

Эбру Шаль – своеобразный стиль рисования, в котором основой служат Sобразные линии и формы. Краску разбрызгивают на поверхность воды, с помощью шила формируют рисунок «приливы и отливы» — проводят им по поверхности влево-вправо или вверх-вниз, затем по этому же рисунку делают круговые движения шилом. В результате таких комбинированных движений и получается рисунок «эбру шаль».

Эбру Гребенка – метод простой, он даёт возможность работать при помощи гребня и создавать орнаменты в виде волн или просто разнообразных повторяющихся элементов;

Цветочный Эбру – рисование на поверхности воды цветов, самый популярный вид рисунка на воде

«Соловьиное гнездо». Чтобы получился такой узор, краску разбрызгивают на поверхность воды, после чего берут шило и делают им круговые движения. Сначала рисуют большую окружность, затем — окружности меньшего диаметра. Так получаются «гнездышки».

«Эбру с надписью».Другое название — «вписанное эбру». Это одна из самых сложных техник, требует много времени и терпения. И, конечно же, высокого уровня мастерства

«Хатип эбру». Среди других техник ей отведено важное место, поскольку с ее помощью впервые удалось получить рисунок, на котором был виден орнамент. «Фантазийное эбру».

Фантазийное эбру дает большой простор фантазии художника, что видно уже из названия. Цветы, которые получаются при применении данной техники, не похожи на настоящие. Они оригинальны, необычны и поэтому очень привлекательны с эстетической точки зрения. В этой технике рисуют не только цветы, а буквально все, что придумает художник. Сегодня фантазийное эбру — одна из самых популярных и полюбившихся мастерам эбру техник.

В процессе творчества дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром, о чем давно забыло большая часть взрослых.

Представленная мной техника ориентирована на детей  старшего дошкольного возраста 4-6 лет и предполагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут. В процессе обучения используются игровые технологии, проблемное обучение, личностно-ориентированный подход, здоровье сберегающие технологии. рисования на воде, учатся выполнять фоны, отдельные элементы цветов, животных, создавать простейшую композицию из 2-3 цветов и умеют её презентовать. Особенности работы с этими детьми заключаются в индивидуальном подходе к каждому учащемуся, материал преподносится в игровой форме, дети с 4 лет могут совместно с родителями участвовать в творческом процессе.

Режим занятий

Занятия учебных групп проводятся 1раз в неделю по 20 мин.

• 1-й - начальный - знакомство с инструментами и материалами, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать на воде;

• 2-й – освоение основных приемов рисования: салют, ёлочки, ромашки, сердечки и тюльпаны.

• 3-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу

Методы и формы, представленные, в программе способствуют: 1.Повышению качества усвоения учащимися знаний в рамках программы, расширению кругозора.

2.Развитию умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.

3.Формированию эмоционально-ценностного отношения процессу изучения рисования на воде.

4.Повышению адаптивных возможностей личности в современной социальной среде по формированию гибкого, нешаблонного мышления

При обучении используются основные формы и методы организации образовательного процесса

Методы организации образовательного процесса:

- словесные (беседа, дискуссия, описание);

- наглядные (метод иллюстраций и метод демонстраций);

- практические (наблюдения, самостоятельная работа, опыты, эксперименты, ..)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- частично-поисковый;

- исследовательский;

- проектный.

Формы организации образовательного процесса:

- групповой (организация работы по малым группам);

- индивидуальный (участие в олимпиадах, слетах, конкурсах, фестивалях исследовательских работ, самостоятельная работа, ).

Формы занятий:

-практическое занятие.

Результатом работы можно считать не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и по результатам диагностики на начало и на конец учебного года.

Таким образом, на основе проделанной работы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционной  технике  рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Нетрадиционная техника рисования  эбру дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Процесс рисования Эбру - очень увлекательный процесс! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.

Я  как педагог много изучила материала об истории создания рисунка в технике Эбру  и значении этого слова. Также освоила технологию рисования Эбру профессиональными красками. Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников. Для детей эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творческого начала. Эбру — не только знакомство с древнейшим видом искусства и освоение этой необычайно интересной техники, а также один из способов погрузиться в мир цвета и форм, получить огромный позитивный заряд и массу приятных впечатлений. Для рисования эбру не требуется никаких способностей и умений, даже совершенно не умея рисовать, человек с первого раза создает что-то красивое. Тайна эбру заключается в том, что тот, кто им занимается, одновременно является режиссером, художником и зрителем этой волшебной сказки. Просто нужно довериться своему настроению, эмоциям, руке и не боятся экспериментировать, тогда на свет появится уникальное чудо! Ведь создать две одинаковых картины просто невозможно!

Продолжая осваивать нетрадиционную технику рисования с детьми, я пришла к выводу, что  с помощью волшебного таинства Эбру можно развивать художественные навыки у детей, а так же раскрывать творческий, личностный потенциал ребенка, талант, который, как мы знаем, дремлет в каждом из наших воспитанников.

Ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство. Знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не остановимся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения, переходить к овладению новых сложных нетрадиционных техник  в рисовании, использовать необычный материал для своих работ. .

Я СЧИТАЮ, ЧТО ДЛЯ ДЕТЕЙ ЭБРУ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕКРАСНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ, МОТОРИКИ, ТВОРЧЕСТВА.


Библиографический список

1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.

2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб.пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.

3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия, 2013.

4. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.

5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.

 Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»        http://ebru-art.ru/

 http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/

 http://ru.wikipedia.org/

  • Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  • Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.
  • Занятия по рисованию с дошкольниками/ Под ред. Р. Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  • Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры/ авт. - сост. М.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2009.