Методическое описание "Формирование навыков коммуникации и кооперации в процессе съёмки видео мастер-класса учащимися изостудии"

Осипова Оксана Владимировна

Опыт внедрения нового вида деятельности в процесс обучения в изостудии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4k_i_video.docx25.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Выборгского района Санкт- Петербурга Дом детского творчества «Союз»

Формирование навыков коммуникации и кооперации учащихся в процессе съёмки видео мастер-класса.

Автор:

                                                   Осипова Оксана Владимировна

 педагог дополнительного образования

Введение

Коммуникация и кооперация – это не просто компетенции учащихся, а важнейшие аспекты жизни человека в обществе. Часто два этих понятия употребляются вместе, а умения, заложенные в них используются параллельно в одной и той же деятельности.

 Коммуникация подразумевает умение выражать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме в различных социальных контекстах ( во время работы, учёбы, неформального общения). Коммуникация направлена на взаимодействие с другими людьми, для её участников важно понимать друг друга. Иными словами – это общение, направленное на взаимопонимание.

Кооперация, в отличие от коммуникации, подразумевает не только общение, но и совместную продуктивную деятельность, сотрудничество для достижения общих целей и результатов. В её основе лежат те же умения, но к ним добавляются умение планировать собственную деятельность, организовывать совместную работу, умение договариваться, оценивать коллективный результат как свой собственный, осознавать значение своих действий для общего результата.

В процессе обучения в изостудии эти компетенции диагностируются и формируются в ходе выполнения заданий для работы в паре и группе, в процессе участия в проектах и во время создания коллективных работ. Уровень коммуникативных умений учащихся повышается по мере освоения образовательной программы, но, несмотря на это, коллективная и групповая работа может не вызывать интереса и в связи с этим быть не эффективной. Зачастую сложности в организации коллективной деятельности возникают в группах последнего года обучения. Учащиеся стремятся к поиску индивидуального стиля в рисовании, готовятся к поступлению в художественную школу и вовлечь их в общую творческую деятельность становится сложнее. Так бывает не в каждой группе, но периодически такая проблема может возникнуть. С целью вовлечения учащихся педагогу приходится разрабатывать новые формы организации коллективной деятельности. В данном описании в качестве такой формы выступит создание учащимися видео мастер-класса.

Процесс съёмки видео мастер-класса учащимися изостудии.

Видео мастер-класс, как способ обучения широко применяется  в современном образовании и самообразовании. Как правило  в сфере изобразительного искусства видео мастер –класс представляет собой поэтапный показ процесса создания творческой работы в той или иной технике с комментариями автора. Детям хорошо знаком и интересен такой формат обучения, поскольку он является простым и доступным, в нём ставятся не сложные задачи. Выполнять задание видео мастер-класса можно в удобном темпе, при необходимости можно остановить запись и перемотать на нужный фрагмент. Учащиеся группы третьего года обучения – это дети 10-12 лет, умеющие пользоваться смартфоном и другими гаджетами, как правило, хотя бы немного знакомые с видео съёмкой и монтажом в различных приложениях. Таким образом, предлагая ребятам снять видео ролик, педагог опирается на сферу их интересов.

В группе третьего года обучения изостудии «Фантазёры» создание видео мастер-класса происходило в рамках совместного проекта, предполагавшего обмен творческим опытом с коллективом текстильной игрушки «Сувенир». На начальном этапе педагогом был проведён фронтальный опрос с целью выяснить представления учащихся о структуре и видах видео мастер-классов. Учащимся было предложено ответить на вопросы:

  • Из каких частей состоит видео мастер-класс?
  • Что можно увидеть на экране, когда смотришь мастер-класс?
  • Сколько человек проводят  и снимают мастер-класс ?
  • Что нужно учитывать, для того, чтобы показанное в мастер-классе сог сделать зритель, который его смотрит?

В ходе опроса ребята высказали мнение, что видео мастер-класс начинается с заставки или приветствия, в котором сообщается, о том, чему учит мастер класс, иногда показывают уже готовую работу, которая получится в итоге. Далее следует  поэтапный показ и рассказ, как и что надо делать. В конце мастер-класса демонстрируют готовую работу и подводят итоги. На экране можно увидеть человека, ведущего мастер-класс или его руки, выполняющие работу, крупным планом. По поводу того, сколько человек задействовано в создании видео мастер-класса, мнения разделились. Часть группы была уверена, что мастер-класс создаёт один человек. В ходе обсуждения учащиеся пришли к выводу, что создателей мастер-класса может быть больше, чем один или два, ведь кто-то должен не только снимать видео и показывать этапы работы, но и разрабатывать сценарий, следить за освещением, монтировать видео-фрагменты. Некоторые считали, что как минимум два, поскольку кто-то должен снимать видео, а кто-то показывать, как и что делать. Вся группа сошлась во мнении, что мастер-класс должен чётко показывать этапы работы. Самое главное, по мнению ребят - всё показывать наглядно, поскольку на словах может быть что-то не понятно. В итоге ребята совместно с педагогом пришли к выводу, что нужно составить сценарий мастер-класса и распределить обязанности.

Для съёмки мастер-класса была выбрана техника трафаретной росписи ткани. Техника выбиралась исходя из запроса учащихся коллектива «Сувенир», которые работают с тканью и хотели бы научиться создавать свой авторский принт. Учащиеся изостудии знакомы с этой техникой, работали в ней, знают все её этапы. Сценарий был составлен в виде плана:

  1. Приветствие, рассказ, кто мы и чему научим
  2. Показ этапов работы  из двух частей (создание трафарета , нанесение краски на ткань с его помощью)
  3. Подводим итоги и прощаемся

На этапе распределения обязанностей в группе возникли сложности. Никто не хотел выступать в роли объясняющего и показывающего. Кто-то сомневался, что сможет понятно объяснить, кто-то просто стеснялся. Большинство хотели выступить в роли оператора или участвовать в монтаже. Чтобы преодолеть нерешительность и избежать обид, было принято решение каждому из участников побыть во всех ролях понемногу.  Каждому учащемуся педагог предложил показать только небольшой фрагмент один ого из этапов создания трафаретной росписи (создание рисунка, вырезание, подготовку к нанесению краски и т.п.), побыть оператором, когда показ ведёт одногруппник, а в монтаже вообще принимать участие всей командой. Учащиеся согласились, совместно с педагогом разделили весь процесс работы на более мелкие этапы и приступили к съёмкам.

Для начала решили снять первую часть по подготовке трафарета.  Съёмка производилась на смартфон, установленный на штативе. Перед началом работы педагог дал инструкции по проведению видео съёмки всей группе. Учащиеся были  разделены на пары, получилось четыре пары «оператор-ведущий». Ведущий должен был демонстрировать этап работы, оператор снимать. Затем участники пары менялись местами, оператор становился ведущим, а ведущий оператором. Каждая пара составила текст и продумал, как будет показывать свою часть работы. Сложностей с составлением текста оказалось больше, чем с показом способов выполнения действий. Содержание этапов обсуждалось с педагогом и корректировалось, чтобы было максимально понятно.

Как только первые пары «оператор-ведущий» приступила к съёмке, оказалось что сложности  всё равно есть. Не всем ведущим удавалось одновременно говорить и показывать одинаково хорошо, операторы старались подсказать ведущим забытые слова и не замечали, что руки ведущего не в кадре и т. п. В итоге хорошо продемонстрировать и заснять свой фрагмент удалось не всем. Как только все группы попробовали свои силы в видеосъёмке, был организован просмотр отснятого материала всей группой. Педагогом была поставлена задача представить себя зрителями и сделать вывод понятно ли объяснение, можно ли  выполнить трафарет, опираясь на видео.Неудавшиеся этапы досняли с участием наиболее успешного ведущего и оператора.

По итогам первого этапа работы было организовано обсуждение, в ходе которого учащиеся отвечали на вопросы что получилось хорошо, а что плохо, каковы причины удач и неудач . Основным условием обсуждения было не обвинять друг друга в неудачах. Ответы ребят записывались педагогом в таблицу следующего вида.

Пара «Оператор-ведущий»

Что хорошо получилось?

Почему получилось?

Что не получилось?

Почему не

получилось?

Что нужно изменить, чтобы всё получилось?

Виорика-Есения

Рассказать, что нужно делать.

Договорились заранее, что говорить.

Снять видео, чтобы руки всегда были в кадре. Показывать было сложно (приклеили трафарет к столу)

Отвлекались, смеялись, иногда мешали друг другу.

Помогать друг другу, относиться серьёзнее.

Попросить помощи в съёмке.

Саша – Эвелина

Показать, как нужно вырезать

Снять, чтобы был ровный кадр.

Договаривались, не обижались

Рассказать всё по порядку.

Сбивались, забывали текст

Выучить текст, потренироваться вырезать, попросить помощи у другой пары.

Настя-Оля

Снять, чтобы было всё видно

Рассказать, что нужно делать.

Потому, что это проще.

Говорить и показывать одновременно. Показывать как вырезать.

Говорить, так, чтобы было слышно.

Стеснялись, смеялись. Не умеем говорить громко.

Попросить других ребят говорить за кадром в процессе показа или подсказывать.

Даша - Саша

Снять, чтобы было всё видно.

Показывать, что нужно делать

Договаривались, советовались с учителем  как лучше сделать, не обижались

Говорить не сбиваясь.

Забывали текст, заплетался язык, смеялись.

Выучить текст, потренироваться говорить и показывать одновременно. Взять в команду третьего человека, который будет подсказывать

Дополнительной возможностью для рефлексии стал просмотр отснятого материала всей группой. Педагогом была поставлена задача поставить себя на место зрителей и сделать вывод понятно ли объяснение, можно ли  выполнить трафарет, опираясь на видео.

Итоги обсуждения позволили сделать вывод, что всё-таки необходимо распределение обязанностей в группе, в соответствии с сильными сторонами каждого. Вторую часть мастер-класса по нанесению рисунка на ткань решили снимать по - другому. Был выбран один ведущий и один оператор, сценарий был составлен совместно. Так же появились дополнительные роли помощников и суфлёров, которые должны были придти на помощь, если возникнут трудности.

Формирования и диагностики навыков коммуникации и кооперации учащихся в процессе съёмки видео-мастер класса.

Процесс видеосъёмки, на первый взгляд знакомый детям, на самом деле является для них новой нестандартной ситуацией, в которой необходимо применить уже имеющиеся умения и приобрести новые.  В ходе съёмок у педагога есть возможность диагностировать уровень сформированности навыков коммуникации и кооперации учащихся посредством педагогического наблюдения и материалов (таблиц, опросников), полученных в итоге рефлексии.

В процессе съёмки обучающего мастер-класса  у учащихся изостудии «Фантазёры» были выявлены недостатки умений четко и понятно выражать свои мысли, демонстрировать способы действий ( показывать, как что-то сделать), последовательно объяснять что-либо. Педагогическое наблюдение показало, что общение, нацеленное на передачу способа действия, для учащихся непривычно и вызывает затруднения, но именно такое общение бывает необходимо для эффективной работы в команде. Совместная съёмка видео-мастер класса позволяет детям оказаться в ситуации, когда такое общение крайне необходимо. Последующая рефлексия позволяет ребятам увидеть препятствия для успешного взаимодействия и устранить их, избегая при этом обид и обвинений. Таким образом, повышается уровень коммуникативных умений учащихся.

 Съёмка видео ролика- это совместная работа команды с четко распределёнными обязанностями. От слаженной работы всех участников зависит качество конечного продукта. В ходе совместной работы учащиеся осознали, что важна взаимопомощь, взаимная поддержка. Большинство поняли, что не возможно всё делать одинаково хорошо, необходимо опираться на сильные стороны каждого участника.

Так же хотелось бы отметить, что видео-это форма фиксации процесса работы, позволяющая учащимся оценить свои действия, глядя со стороны и сделать выводы.