«Живописная выразительность в творческом развитии детей младших классов»

Сучканцева Наталья Васильевна

Окружающий нас мир богат и разнообразен. Одно из удовольствий, которые мир дарит человеку, — радость восприятия цвета, возможность наслаждаться цветовыми гармониями. Ведь цвета действуют на нашу душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют. Воздействие цвета на чувство зрения, а через него на душевное настроение ... всегда определенно и значительно, примыкает непосредственно к области нравственного. Поэтому, взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям. Удивителен круг чувств, настроений, ассоциаций, идей, которые вызывают у человека различные цветовые гаммы: красная, синяя, желтая. Гете говорил, «Цветовое решение картины должно определятся целями, которые ставит перед собой художник, иначе говоря, тем идейно-эмоциональным содержанием, которое он хочет выразить.»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_soobshchenie.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Живописная выразительность в творческом развитии

детей младших классов»

Методическая разработка представлена преподавателем Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств Ромодановского муниципального района Республики Мордовия» Сучканцевой Н.В.

       Окружающий нас мир богат и разнообразен. Одно из удовольствий, которые мир дарит человеку, — радость восприятия цвета, возможность наслаждаться цветовыми гармониями. Ведь цвета действуют на нашу душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют. Воздействие цвета на чувство зрения, а через него на душевное настроение ... всегда определенно и значительно, примыкает непосредственно к области нравственного. Поэтому, взятый как элемент искусства, цвет может быть использован для содействия высшим эстетическим целям. Удивителен круг чувств, настроений, ассоциаций, идей, которые вызывают у человека различные цветовые гаммы: красная, синяя, желтая. Гете говорил, «Цветовое решение картины должно определятся целями, которые ставит перед собой художник, иначе говоря, тем идейно-эмоциональным содержанием, которое он хочет выразить.»

       Живопись — это в первую очередь искусство цвета. Создаваемые на плоскости цветовые построения способны передать свойства и явления, которые мы видим, выразить чувства и эмоции от тончайших настроений и переживаний до сильнейших потрясений человека. Цветом в живописи выявляются форма, объем, материал, свет, пространство. Чтобы овладеть этим искусством, нужны соответствующие знания, умения, навыки и обязательно образное восприятие действительности.

      Дети любят цвет, они эмоционально отзывчивы на цветовые впечатления, а это должно помочь ребенку и в создании выразительных цветовых решений. Не случайно каждая хорошая детская выставка состоит из работ, удачных в колористическом отношении, причем их авторами бывают и дети младшего школьного возраста.

Поэтому, способность к созданию выразительных цветовых решений нужно развивать и укреплять уже в раннем возрасте, используя возрастную чувствительность ребенка к цветовым впечатлениям.

       Живописную выразительность можно рассматривать как способность к творческой деятельности, порождающей нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, ценностью и уникальностью.

       Учащиеся, занимающиеся живописью, должны решать, на доступном им уровне, те же задачи которые встают перед настоящим художником- то есть искать цветовое решение, выражающее определенное содержание, настроение, оценку изображаемого события.

        Научить детей ставить перед собой различные живописные задачи и творчески решать их – одна из главных задач художника-педагога.

      Для эффективного развития творческих способностей, нестандартного мышления, уверенности в собственных силах необходимы следующие условия:

      Создание ситуации успеха, при которой повышается мотивация к учебе, развивается познавательный интерес. В качестве примера можно использовать следующее упражнение: демонстрируем контурное изображение персонажа. Задача: доработать данный образ с учетом его настроения и характера при помощи цветового решения, применяя нюанс или контраст, теплую или холодную цветовые гаммы, таким образом, чтобы каждый ребенок смог справиться. В результате чего интерес к изобразительной деятельности не гаснет независимо от того, на каком уровне подготовки находится ученик. Задача учителя осуществилась- каждый из своих воспитанников получил возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

      Для развития творческих способностей необходимо сочетание индивидуальных и коллективных видов работы. Коллективная работа может доставить особую радость. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с педагогом. Все это расширяет рамки творческих проявлений, и деятельность учащихся становится более активной. Примером коллективной работы может стать упражнение «Цветовая угадай-ка". В этой игре используется строго ограниченный набор красок, например, коробка ryaши. Один из участников (вначале - учитель, затем, поочередно, ученики) тайно от остальных смешивают какие-то две краски. Другие - должны угадать, из каких красок составлен этот цвет, а затем получить такую же смесь и тем самым доказать свою правоту (или убедиться в ошибке). Все участники игры поочередно выступают то в роли загадывающих игроков, то в роли отгадывающих загадку.

     Близость игры и художественной деятельности позволяет выстраивание на занятии игрового сюжета, как разновидностей творчества. Известно, что эти процессы наиболее легко возникают и развиваются в условиях игры. Это даёт основание для использования игровых моментов в руководстве детской изобразительной деятельностью. Примером может послужить задание с показом предварительно окрашенных в локальные цвета, кусков картона; с последующим определением настроения и характера каждого цвета. Предлагается определить какие из цветов, например, сердитые, грустные, ласковые, веселые или скучные. Всякий раз дети указывают на те или иные цвета. Не нужно ставить под сомнение высказанные детьми суждения о характере цветов (за исключением может быть, явно нелепых: случаев) не нужно добиваться единственно правильного ответа. на этом этапе занятий важно другое: чтобы дети начали устанавливать осознанные связи между миром цветов и миром собственных чувств, эмоций, настроений.

      Создание ситуации творческого поиска для учащихся позволяет свободно и раскованно решать различные проблемы, принимая необычные решения в трактовке замысла, применении художественных материалов, способов компоновки изображения. Основным принципом отбора заданий для учащихся учреждений дополнительного образования, является подбор заданий, такого типа, которые стимулируют проявление творческой инициативы. Например: В работе с детьми семи лет это задание носило воображаемый характер. Дети получали по два листа бумаги, на которых были изображены неправильной формы круги, предлагалось определить это- королевства доброй и злой волшебницы, и каждое из них по характеру похоже на свою хозяйку. Работая над таким заданием, ребенок не скован никакими предписаниями относительно" правильного" цвета предметов, он не боится сделать так, как не бывает на самом деле, - ведь предметы изображать не приходиться. Ребенок быстро убеждается ( если не в процессе работы, то во время организованного педагогом обсуждения результатов с другими детьми), что если он не придает своим двум" королевствам" разное цветовое обличье, не подберет для каждого подходящего цвета, то они окажутся неразличимыми по характеру , и легко можно будет совершить непоправимую ошибку, приняв одно за другое! Если даже ребенок и не заметит этого сам (ведь как автор он знает, какое королевство злое, а какое доброе), то другие дети обязательно дадут ему понять, в чем его ошибка. Следовательно, при выполнении этого задания создаются самые благоприятные условия для того, чтобы ребенок почувствовал и осознал непосредственное эмоциональное воздействие цветов и начал пользоваться этой их силой для выражения определенного содержания. Нужно следить, чтобы ребенок не под менял колористическую задачу подрисовыванием, каких - либо деталей, свидетельствующих о том, кто является хозяйкой королевства. Если ребенок не создает выразительного образа двух королевств, а отделывается тем, что рисует на одном из них красивый дворец, солнце, цветы, а на ДРУГОМ - тюрьму, забор и тому подобное, то МОЖНО ввести запрет на какие бы то ни было дорисовки и таким образом вынудить детей решать задачу только цветовыми средствами. Для детей постарше такое же задание можно предложить в несколько иной форме. Они могут, например, раскрасить два трона, один из которых принадлежит великодушному царю, а другой жестокому и завистливому правителю; сделать цветовые эскизы театральных занавесов для волшебной сказки и для мрачной страшноватой истории; создать эскизы росписей стен для тихой детской спальни и для праздничного зала. Выполнение таких заданий положительно сказывается и на цветовой выразительности тех работ ученика, в которых он изображает природу, людей и так далее. Теперь, изображая предметы и явления реальной действительности, он начинает руководствоваться задачей выражения характера, настроения, своего отношения к изображаемому, ищет оттенки цвета, соответствующие его замыслу.

     Метод стимулирование детского творчества занимательным содержанием – это подбор образного, яркого, занимательного материала и добавление его к ряду заданий. Этот метод создает атмосферу приподнятости, которая, в свою очередь, возбуждает положительное отношение к изобразительной деятельности и служит первым шагом на пути активизации творчества учащихся. В качестве примера можно назвать прием создания на занятии ситуации занимательности через сообщение интересных фактов из истории предметов или явлений, которые будут изображены на рисунках. Занимательность может быть построена через создание ситуации эмоционального переживания, а также через чувство удивления от необычности и эффектности применения художественных материалов.

    Применение разнообразных художественных материалов и техник дает возможность каждому ребенку, выбрать тему, найти и использовать наиболее подходящий с его точки зрения материал. А по завершении работы провести обсуждение, во время которого каждый ученик объяснит, почему он выбрал тот или иной материал. Какие его свойства он счел подходящими для раскрытия темы? Другие дети, направляемые педагогом, будут судить о том, сумел ли автор использовать присущие данному материалу свойства (например, мягкость, бархатистость, плотность гуаши или летучесть, нежность пастели и т.п.) для создания эмоционально выразительного изображения, или же материал был выбран неудачно, и его свойства вступили в противоречие с темой. Такие занятия постепенно научат детей вести своего рода диалог с материалом: вникать в его свойства, использовать их для создания максимально выразительных изображений; а в ряде случаев сами свойства материала будут подсказывать юным художникам интересные творческие замыслы.

    Творческое задание представляет собой упражнение, содержащее нестандартное решение, в котором ребенку необходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в рисовании не применяемые. Наибольший творческий потенциал содержат живописные работы, выполняемые по воображению. Частое применение рисования по воображению приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения заданий. Примером таких работ могут послужить ассоциативные темы: «Жители радужного города», « Королевство яркого света» и т. д. Например, на тематическом занятии «Жители радужного города» ребята придумывают, как выглядят радужные человечки, какого они цвета, фор- мы, какой у них характер – веселый, задорный и т. д. Сочиняют историю, чем занимаются радужные человечки. Что дарит нам человечек каждого цвета, например: красный – любовь, зеленый – гармонию, желтый – радость, фиолетовый – сказку, голубой – умиротворение, оранжевый – улыбку, синий – мечту.

     При рисовании с натуры важную роль для развития творческих способностей детей 7–10 лет играет тренировка их наблюдательности, организация целенаправленных наблюдений окружающей действительности. Наблюдения перед проведением творческих заданий и упражнений играют существенную роль в совершенствовании глаза ребенка, в развитии способности замечать различные цветовые оттенки предметов. Осмысление и анализ увиденного с эстетической точки зрения, наслаждение, испытываемое от созерцания предметов, активизирует детей к непосредственному творчеству.          Систематические упражнения по наблюдению с натуры приводят к тому, что ребята начинают замечать тончайшие изменения в природе, видеть едва заметные оттенки цвета и цветового тона.

      Ознакомление с творчеством известных художников научит детей «прочитывать» цветовое решение картины. Например, при первых опытах рассматривания работ художников ребятам предлагается выбрать картину, созвучную с их настроением. Дети в этом случае очень тщательно рассматривают картины, оценивая настроение каждой работы, сопоставляя его со своим. При всей простоте этого задания ребятам приходится проделывать огромную умственную и духовную работу, которая происходит благодаря нестандартной установке на восприятие (рассмотрите и оцените картину с точки зрения настроения, соотнесите ее со своим состоянием). Аргументы в пользу выбранного решения ученики приводят элементарные, но они доказывают, что дети очень тонко чувствуют живопись при соответствующей установке на восприятие.