Художник, опаленный войной. Аким Васильевич Арбузов

Статья о жизни и творчестве  известного Тамбовского художника Акима Васильевича Арбузова, внесшего огромный вклад в развитие культуры и искусства г. Тамбова и развитие МБУДО "Детская художественная школа №1"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_arbuzov_a.v.docx109.79 КБ

Предварительный просмотр:

ХУДОЖНИК, ОПАЛЁННЫЙ ВОЙНОЙ.

АКИМ ВАСИЛЬЕВИЧ АРБУЗОВ

Мастер психологизма в живописи Аким Васильевич Арбузов прожил долгую, озаренную светом творчества жизнь. От его полотен веет надеждой и оптимизмом, покоем и невероятным напряжением одновременно. Каждая его картина – жизнь обычного человека, повседневная простота, тонко граничащая с величайшей драмой человеческой души. Каждая деталь, каждое движение на полотнах едва уловимы, но увидев их впервые, долго не забываешь. Каждая его картина буквально пронизана высочайшим психологизмом, чувственным надрывом настолько они сюжетны и реалистичны.C:\Users\директор\Desktop\арбузов\964168030.jpg

Художник и педагог Аким Васильевич Арбузов родился 1 мая 1919 г. в с. Медведица Петровского уезда Саратовской губернии. Одиннадцатилетним мальчиком с родителями, спасаясь от голода, переехал в с. Ира Кирсановского района. Тамбовская земля стала второй Родиной, источником творческого вдохновения и любви художника. Здесь и начался творческий путь Акима Васильевича. Еще в местной школе-семилетке он прослыл художником за великое пристрастие к рисованию. Родители увлечению сына не препятствовали, более того - поощряли. С 1935 г. учился в Пензенском художественном училище имени К.А. Савицкого у И.С. Горюшкина-Сорокопудова. С благодарностью и теплотой вспоминал Арбузов встречу с первым своим педагогом - наставником, известным художником передвижником, учеником И.Е. Репина. В 1939 году учёба была прервана призывом в Красную Армию. Служба в Забайкалье, Монголии, участие в войне с Японией, где он служил в качестве наводчика 122-миллиметрового артиллерийского орудия, надолго вырвали Арбузова из мирной жизни. Желание продолжить учебу в училище не покидало его все эти годы. После демобилизации в 1946 году опять поступил в художественное училище, которое окончил в 1948 году. В стенах одной из старейших художественных школ, реализующей традиции реалистического искусства под началом замечательного педагога И.С. Горюшкина-Сорокопудова будущий художник получил необходимые профессиональные навыки. Именно за годы учебы в  Пензе проявился его дар колориста, вдумчивое отношение к постижению натуры, подкрепленные необъятным трудолюбием.

После окончания художественного училища он  был направлен в Тамбовское «Товарищество художников», по совместительству преподавал уроки рисования и черчения в средней школе № 19. Затем, чтобы закрепить своё профессиональное образование, с 1953 по 1959 гг. учился в Харьковском художественном институте. По окончании института приехал в Тамбов, работал в Художественном фонде до 1968 года, а затем преподавателем в детской художественной  школе № 1, где  обучал детей умению видеть в обыденном сюжете привлекательность, в композиции четкость, и главное рисовать, рисовать…

Много сил и энергии он отдает художественному воспитанию подрастающего поколения. Учениками Акима Васильевича стали известные Тамбовские художники: Алексей Анатольевич Харитонов, Лариса Алексеевна Налетова, Борис Викторович Ткачев, Людмила Анатольевна Яковлева, Марина Владимировна Гусева, Виктор Васильевич Кулаев, Владимир Иванович Кудрявцев, Борис Михайлович Ольшанский, Михаил Иванович Салычев, Ирина Леонидовна Бирюкова, Василий Алексеевич Тихомиров, архитектор Юрий Викторович Плетнев и др.

Своими профессиональными знаниями художник делился с юными художниками более 15 лет.

Все эти годы А.В. Арбузов не только преподавал, он много и успешно работал над созданием картин, был постоянным участником областных и всероссийских выставок. Затем  он покинет школу, чтобы полностью посвятить себя живописи. Но покинув школу, никогда ее не забывал. Всегда приходил, общался с педагогами и учениками.

В 1989 г. Аким Васильевич писал: «Со времени окончания художественного училища, с 1948 г., наряду с производственной работой, я постоянно занимаюсь творчеством. Регулярно участвовал во всех областных художественных выставках. В 1979 г. ушел на пенсию. Но творчество осталось моей главной работой и заботой. По прежнему участвую в художественных выставках».

Лейтмотив его произведений – родная земля и человек, живущий на ней. Аким Васильевич с необыкновенной теплотой относился к людям, что отражается в его работах. Даже если в каких-то пейзажах нет человека, то в деталях чувствуется его незримое присутствие, будь то оставленная лодка, поленница, качели, огонек в окошке. C:\Users\директор\Desktop\арбузов\DSC02002.JPG

Произведения художника привлекают, прежде всего, своей поэтичностью, эмоциональной проникновенностью найденных сюжетов, обогативших содержание палитрой выразительных средств. Сюжеты картин Арбузова рождаются из того, что им глубоко прочувствовано,  он стал мастером психологической реалистической живописи.

Одной из главных тем своего творчества, опалённый огненным смерчем сражений с фашизмом художник,  избрал явления Великой Отечественной войны. Все тяготы и переживания, лишения и страдания этого времени нашли своё отражение в его живописных полотнах.

Война оставила неизгладимый след в душе Акима Васильевича, определив одну из главных тем его творчества. Отсюда и обращение к тематике военных лет: «В тылу врага», «Мать», в которой автор создаёт обобщённый образ матерей, ждущих и надеющихся на победу, на счастливое возвращение сыновей. «Письмо с фронта», «У источника». Произведения художника – фронтовика наполнены раздумьями о солдатских судьбах, нелегком солдатском труде на войне, о высоком долге защитника Отечества. И что удивительно, эти картины несут настроение умиротворённости, доброты, а не ужаса и ненависти. Такое просматривается уже в формулировках изображённого и становится понятным, если сказать, что А. Арбузов из тех фронтовиков, которым хотелось забыть искалеченные взрывами снарядов и бомб тела товарищей, трагедии сожжённой фашистами Хатыни и изуверства в камерах гестапо и Освенцима; не хотелось вспоминать даже победные атаки со взятием городов и сёл, ибо и они доставались ценою сотен, а подчас и тысяч убитых бойцов.

Помимо картин о ратном подвиге и солдатах-побратимах, в творчестве художника есть картины, посвященные родной тамбовской природе, русскому селу, темы современности, портреты передовиков промышленности, сельского хозяйства и интеллигенции. Они полны душевного тепла, оптимистичны.

Очевидно, воспоминания детства нашли отражение в его полотнах «Моя деревня», «Сельская учительница».

О мирных буднях, о повседневной жизни рассказывают картины «Город строится», «Когда мы были молодыми», «Сенокосная пора», естественные по композиции, гармоничные по цвету, проникнутые идеей гуманизма. Портреты мастера отличаются необыкновенной живостью.

Особое, значительное место в творчестве художника занимают пейзажи, и тема Тамбовщины, тема родного края играла в  живописи Арбузова большую роль. Тамбовская земля стала для него родной. Его творчество - многоплановое, многогранное - посвящено тому, чтобы воспеть поля, леса родной земли. Десятки пейзажей – зимних, весенних, летних, осенних написаны автором в любимых местах Тамбовского края, в Тверской области, на знаменитой Академической даче. Мягкие по колориту, его пейзажи словно вобрали в себя всю ясность морозного воздуха, влажную серебристую воздушность заводей. Природа так горячо любимая автором, со всеми ее проявлениями, сезонными приметами, нашла воплощение в лучших работах художника: «Осень», «Академическая дача», «Март», «Весенние проталины», «Талая вода», «Кирсановские дали», «Дворики», «Ветреный день», «Лесная речка в Тулиновке», «Моя деревня», «После дождя». Свет и воздух вливаются в приоткрытое навстречу миру окно его полотен. Мягкие по колориту, но пронзительно и до боли знакомые, они вобрали в себя всю ясность и свежесть  морозного воздуха и золотого дождя опавших листьев, серебристую непроницаемость осенних заводей. В небольших по формату пейзажах часто повторяется мотив с лодкой – или забытой на берегу, или неспешно покачивающейся на волнах у мостика, деревянные баньки, домики. В таких пейзажах мы  ощущаем незримое присутствие человека, близость его жилья, его сопричастность неспешному течению бытия, вдали от суеты и шума большого города.

В 2000 г. художник стал дипломантом областного конкурса на лучшее произведение живописи, отражающее природоохранительную тематику.

Аким Васильевич – член Союза художников России с 1990, участник многих выставок, на которых получал премии и грамоты.  Своё 85-летие отметил персональным вернисажем «Солдатская муза» (2005). Тогда же участвовал в Московской международной художественной выставке, посвящённой 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2006 году Акиму Васильевичу, кавалеру ордена «Отечественной войны, медали «За победу над Японией» и других правительственных наград было присвоено почетное звание «Заслуженный художник РФ», а в 2011 его не стало.

Сегодня память о нём хранят его полотна. Его картины представлены в Музейно-выставочном центре г. Тамбова, Тамбовской областной картинной галерее, Тамбовском областном краеведческом музее, Мичуринском краеведческом музее, частных коллекциях в России и за рубежом.