История культуры Древней Греции: как искусство эллинов повлияло на мировую культуру

Скульптура, как один из самых древнейших видов искусства, меняется вместе с людьми и временем. Но именно греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали и вызывают восхищение многих поколений. Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию, Италию, Северную Африку, острова Средиземноморья, и на другие места, где греки основывали свои поселения. Общее культурное наследие греческой скульптуры очень велико и составляет существенную часть той материальной основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Можно с уверенностью сказать, что древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_skulptury.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Россошанская средняя общеобразовательная школа 1

Россошанского муниципального района Воронежской области

396659, Воронежская область, город Россошь, площадь Октябрьская, дом 36

                                История культуры Древней Греции:

                  как искусство эллинов повлияло на мировую культуру

                                                             Выполнили: Рахматова Регина и Кузьменко Диана,                  

                                                                                        учащиеся 7«Б» класса

                                                                                       МКОУ СОШ 1 г. Россоши  

                                                           Руководитель: Стрижко Наталья Юрьевна,

                                                                                       учитель истории и обществознания            

                                                                                                                                                                               

                                                        Россошь

                                                        2023 год                                                                        

                                                    Оглавление

  1. Введение______________________________________________3-4
  2. Влияние скульптуры Древней Греции на мировую культуру___5-11
  1. Эволюция скульптуры древних греков и её отражение                                  в римской культуре___________________________________5-7
  2. Возвращение к античности в эпоху Ренессанса____________7-9
  3. Классицизм как олицетворение идеального образа                               человека____________________________________________9-11
  1. Заключение____________________________________________12

  1. Список использованной литературы_______________________13

  1. Приложения___________________________________________14-19

                                                 «Важно не то, что ты делаешь с камнем,            

                                                                  а то, что камень делает с тобой».
                                                                                                    Генри Дэвид Торо

Введение

Под искусством принято понимать образное осмысление действительности, процесс и итог выражения внутреннего и внешнего мира человека. Существуют различные виды искусства, но особый интерес вызывает скульптура, так как она отражает окружающую действительность в объемных, физически трехмерных изображениях с помощью различных пластических материалов.

Каждый день мы встречаем скульптуру в самых разнообразных формах и размерах: в музеях, парках, надгробиях, на фасадах зданий и в даже в метро. И разумеется мы не воспринимаем эти «украшения» как вид искусства. Для многих это всего лишь часть фасада, статуи, посвященные кому-то или чему-то. Но если присмотреться, - начинаешь понимать, сколько вдохновения может быть в скульптуре, скрытого и молчаливого, ведь суть любой статуи — это гармония.

Скульптура, как один из самых древнейших видов искусства, меняется вместе с людьми и временем. Но именно греческие скульпторы дали миру произведения, которые вызвали и вызывают восхищение многих поколений. Греческая культура распространилась далеко за пределы своей родины - на Малую Азию, Италию, Северную Африку, острова Средиземноморья, и на другие места, где греки основывали свои поселения. Общее культурное наследие греческой скульптуры очень велико и составляет существенную часть той материальной основы, на которой в течение тысячелетий успешно развивается мировая культура. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Можно с уверенностью сказать, что древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации.

Цель нашего исследования - проследить как происходило развитие скульптуры в Древней Греции и какое воздействие оказала античная скульптура на последующее развитие мировой культуры.

В ходе исследования нами решались следующие задачи:

- изучить особенности становления скульптуры как вида искусства в Древней Греции;

- выяснить какое воздействие оказала греческая культура на Рим;

- доказать, на примере скульптуры, что эпоха Возрождения основана на культуре античных государств;

- обосновать предположение, что такое направление в искусстве как классицизм является неким основополагающим образцом, который обращается к античности как к идеальному образу.

Во время работы над исследованием мы использовали следующие методы: поиск и сбор информации из различных источников; сравнение скульптурных работ разных периодов; анализ мнений различных экспертов и скульпторов прошлого и настоящего.

В ходе написания работы нами была выдвинута гипотеза, что искусство древних греков заложило каноны идеального образа человека, нечто совершенное, к чему всегда будет стремиться человечество, поэтому античное искусство бессмертно и неопровержимо.

Как же искусство Древней Греции повлияло на мировую культуру? На этот и на многие другие вопросы мы ответим в своей исследовательской работе.

               Эволюция скульптуры древних греков и

                       её отражение в римской культуре

Классическое искусство Древней Греции сформировалось к V веку до н. э. До этого оно прошло долгий путь развития. В «темные века» после падения Микенской Греции эллины делали деревянные скульптуры, так называемые хоапы или ксоаны. О них известно только из свидетельств античных авторов, потому что сами деревянные ксоаны утрачены.

В последующие века эллины создают статуи из камня. К кону VII века до н. э. появляется ее новый тип, ставший шагом к классическому искусству — курос. Он представлял собой статую обнаженного юноши. Курос изображал атлета или бога. Часто на лицах куросов были запечатлены улыбки. Статуи куросов стали одним из символов Архаической эпохи Греции. Их создавали во многих городах греческого мира. Вторым типом статуй были коры — статуи девушек. Они изображались в пышной одежде. Искусство скульптора проявлялось прежде всего в создании многочисленных складок платья.

В Классическую эпоху – это V-IV вв. до н. э. мастерство скульпторов растет. Они учатся создавать динамичные образы. Более широкое распространение, как материал, получает бронза. В V веке до н. э. творили несколько мастеров, определивших направления греческой скульптуры – это Мирон и Поликлет.  Самая известная работа Мирона— «Дискобол». Она изображает атлета, готовящегося метнуть диск. Мирон зафиксировал мгновение во время перехода от одного движения к другому. Поликлет в отличие от Мирона, не создавал динамичных фигур. Он использовал математические расчеты, которые помогали ему изобразить идеальное человеческое тело. Ещё его современники писали, что работы Поликлета были по одному образцу. Самая известная скульптура Поликлета — «Дорифор» (копьеносец). Также он написал трактат «Канон». В нем он изложил правила идеальной симметрии тела.

Искусство Поздней Классики отличалось от искусства Высокой тем, что скульпторы стремились изображать движения души. Они должны были не только достоверно изображать тело атлетов, но и эмоции на их лицах. Больше интереса скульпторы проявляют к чувствам человека, а не к изображению его действий. Становится меньше изображений богов, но и самих божеств изображают более человечными.

Один из скульпторов этого времени, Эвфранор, предложил новый канон, который был призван сменить канон Поликлета. Он стремился убрать симметрию из статуи, а также делал головы и конечности длиннее в ущерб длине туловища.

IV век подарил греческой цивилизации трех великих скульпторов — Скопаса, Праксителя и Лисиппа. Скопас прославился как скульптор и архитектор, который руководил строительством нового храма Афины. А Пракситель является создателем статуй богини Афродиты. Нам известно о двух самых знаменитых работах: Афродиты Косская  и Афродита Книдская. Первая изображена одетой, а вторая абсолютно нагой. Вторая стала знаменита на весь греческий мир. Путешественники приезжали на Книд, чтобы полюбоваться на знаменитую статую. К сожалению, оригиналы обеих Афродит утрачены. Об облике Афродиты Косской можно судить только по ее изображениям на монетах этого полиса, а Афродита Книдская сохранилась в многочисленных копиях.

Третьим великим скульптор был Лисипп. Он прославился серией скульптурных портретов царя Александра Македонского. Особенно известна была медная статуя царя с копье в руке, а в Пергаме была найдена мраморная голова статуи Александра, которая стала одним из самых узнаваемых изображений царя Македонии. Предполагают, что это фрагмент скульптуры Лисиппа.

В I веке до н. э. оригинальное искусство эпохи Эллинизма начинает угасать.  Завоевания Рима продвигаются на Восток, и римляне знакомятся с эллинской культурой. После завоевания Греции многие образцы греческого искусства оказались в Италии. В эпоху Поздней Республики эллинские мастера работают в Италии для римских заказчиков.

Живший в Риме греческий мастер Паситель с учениками начал производство слепков, с помощью которых делали копии скульптур. В эпоху Римской империи греческие оригиналы активно копировали. Копии статуй выставляли в домах и парках. Эти копии часто делались из другого материала и были другого размера, чем оригинал. Тем не менее, благодаря римским копиям удалось сохранить, пусть иногда искаженный, облик утраченных статуй.

Таким образом, скульптурное искусство эллинов прошло долгий путь развития; совершенствовалось, находилось в постоянных поисках новых решений и возможностей. Но к сожалению оригиналы греческих скульптур дошли до нас лишь в многочисленных римских копиях.

Возвращение к античности в эпоху Ренессанса

Эпоха Возрождения или Ренессанс, пришла на смену аскетичным средним векам и принесла с собой возрождение античности, расцвет культуры, гуманизма и установление личности человека как высшей ценности.

Колыбелью Ренессанса считается Италия. Продлилась эта эпоха с XIV по XVI века. Выделяют три этапа эпохи Возрождения: Раннее, Высокое и Позднее.

Раннее Возрождение охватывает весь XIV и большую часть XV века. Скульптура как искусство начинает отделяться от религиозных средневековых канонов. Имя скульптора Донателло самое знаменитое в тот период. Он первым «отлепил» от стены рельеф, первым создал обнаженную натуру, а также работая над конной статуей кондотьера Гаттамелаты, первого памятника в бронзе, он нашел необычное для того времени решение по расположению скульптуры относительно стен здания. Благодаря этому, весь контур всадника и коня прекрасно смотрится с любой стороны, не сливается с фасадом церкви и от этого кажется более значительным и монументальным, несмотря на небольшие размеры.

Высокое Возрождение - это расцвет и пик эпохи Ренессанса. Длится он с конца XV века до 20-х годов XVI века. Важную роль в это время сыграл папа Юлий II, который известен как меценат искусства. При нем творили свои шедевры такие таланты как Леонардо да ВинчиРафаэль и великий Микеланджело. Микеланджело Буонарроти, прожив почти 90 лет, сделал множество работ. Но его всемирно известный Давид, это вершина эпохи Ренессанса и человеческого гения. Скульптуры Микеланджело мощны и объемны, но в то же время завораживают гибкостью и реальностью объекта. Скульптура периода Высокого Возрождения вышла из тени архитектуры окончательно, она независима от религии, у мастеров ваяния появляются заказчики. Скульптура становится классической, достойной своих античных греко-римских предков.

К Позднему Возрождению условно относят вторую половину XVI века. Очень свободным становится отношение авторов к принципам и формам античного искусства. Большое влияние в этом периоде имеет итальянский скульптор, живописец и ювелир Бенвенуто Челлини. Его известный рельеф Нимфа Фонтенбло сделана в бронзе для короля Франции Франциска I. Знатоки искусства относят это произведение к раннему маньеризму. Также последняя скульптурная группа Пьета, в исполнении Микеланджело, как бы завершает не только его творческий путь, но и эпоху Возрождения.
   Таким образом, влияние эпохи Ренессанса имеет огромное значение для понимания и изучения человека, природы в целом, для возрождения античной культуры, в частности. Скульптура, благодаря Возрождению, стала более понятна и доступна обычным людям, разбудила в них потребность в красоте и эстетике. Эпоха Возрождения породила множество гениальных творцов, чьи шедевры до сих пор не перестают восхищать и поражать своим великолепием.

  Классицизм как олицетворение идеального образа человека

Основой классицизма, а это XVII-XIX века, также стало античное искусство. Однако, в отличие от Возрождения, классицизм перенял лишь внешнюю форму. Важнее была декоративная составляющая. Скульптура эпохи классицизма была призвана украшать интерьер дома, служить идеальным образцом, безупречной усладой для взора. Одновременно с этим, содержание многих скульптур носит гражданский, патриотический характер, присущий всему направлению классицизма.

Сюжеты скульптуры во многом повторяют греческую и римскую мифологии, есть откровенные копии работ античных мастеров, среди которых преобладают работы эпохи эллинизма.

В работах скульпторов, особенно предназначенных для публичного выставления, воспевается военная доблесть, отвага и преданность долгу.

Античная традиция предполагала изображение обнаженной натуры, а мораль XVIII века не позволяла это делать. Выход из этого противоречия был найден простой: полководцев и государственных деятелей скульпторы изображали в виде античных богов в полном боевом снаряжении. Женские скульптуры также "одевались" в туники. Позже государственных деятелей изображали в римских тогах.

Широкое распространение получили надгробные памятники в виде скульптур. Это было связано с тем, что около крупных городов стали образовываться публичные кладбища. Надгробные памятники отличаются статичностью, эмоциональной скудностью. В качестве образца мастера выбирают лучшие скульптуры эпохи Архаики.

Мода на классицизм была общеевропейской, поэтому и многие русские скульпторы также творили в рамках этого направления. Одним из самых известных был Федот Иванович Шубин, чьи скульптурные портреты снискали славу не только в России, но и во всей Европе. Самые известные его работы: бюсты Потемкина и Румянцева, Орлова и Голицына. Внешность великого Ломоносова многие также знают по шубинскому портрету. Обращался мастер и к образам монархов: он создал статую Екатерины Великой и бюст Павла Первого.

Несомненно, к стилю классицизма относится творчество Ивана Петровича Мартоса, его работы памятник Минину и Пожарскому в Москве, памятник герцогу де Ришелье в Одессе и памятник Ломоносову в Архангельске известны каждому.
   Среди самых известных мастеров классицизма в скульптуре - итальянский скульптор Антонио Канова. Ещё при жизни его сравнивали с античными ваятелями. Его работы отличались необыкновенным изяществом, текучестью форм и декоративностью. Работы Кановы украшают 
ЛуврЭрмитаж, а также площади нескольких итальянских городов. Самые известные скульптуры: Наполеон Бонапарт, Амур и Психея, Три грации.

Скульптура Наполеона до сих пор вызывает споры критиков. Одни считают ее примером точного следования античным традициям - император изображен в виде Зевса с миниатюрной богиней Никой на ладони. Другие отмечают излишнюю "красивость" статуи, нарушении традиции пропорций мужского тела в угоду эффектной позе и преувеличенной державности изображения.

Поздний классицизм приобретает некоторую холодность образов, возрастает декоративная составляющая и сентиментализм. Среди мастеров поздней эпохи несомненное лидерство принадлежит Бертелю Торвальдсену, скульптору из Дании. Его работы - памятник Копернику в Варшаве, статуи апостолов в соборе Копенгагена, Ганимед кормящий орла в музеи Торвальдсена в Копенгагене - несомненно работы талантливые и высокохудожественные. Мастер вошел в историю искусства, как один из самых плодовитых скульпторов. Заказы поступали к нему со всех концов Старого Света. Но при внимательном рассмотрении можно заметить, что большинство его работ - памятников, надгробий, портретов - выполнены весьма "поверхностно". Безупречные с технической точки зрения, работы Торвальдсена по своей сути неглубокие, лишенные идеологической основы классицизма. Мастер прекрасно владел формой, но содержание его работ не оставляет никакого впечатления. Это доказывает, что классицизм перенял лишь внешнюю форму античных статуй, не заботясь о душе и внутренних переживаниях к которым стремились античные мастера.

Прошло время, классицизм уступил место другим течениям в искусстве, но каждый раз он возвращался и становился модным, пусть и в несколько видоизмененном виде. Важно одно, что классицизм всегда будет неким образцом, особенным стилем в искусстве, который обращается к античности как к идеальному образу.

Итак, можно с уверенностью сказать, что искусство скульптуры Древней Греции заложило основы европейской культуры. Классицизм ХVII, XVIII и XIX веков всегда опирался на античное искусство по причине рациональности и конструктивности художественного мышления. Сила этой традиции была настолько велика, что другие направления, течения и стили, такие как барокко, романтизм, конструктивизм, так или иначе связаны с этими принципами.

Заключение

Скульптура - это образ, застывший в камне. Важным этапом истории скульптуры является античность, идеалами которой были создание образа гармонично развитого человека. Даже спустя тысячелетия мы продолжаем восхищаться идеальными пропорциями непревзойденных творений скульпторов.

Эпоха Ренессанса имела огромное значение для дальнейшего понимания и изучения человека, природы в целом, для возрождения античной культуры. Скульптура, благодаря Возрождению, стала более понятна и доступна обычным людям, разбудила в них потребность в красоте и эстетике.

В отличие от Возрождения, классицизм перенял лишь внешнюю форму. Важнее была декоративная составляющая. Скульптура эпохи классицизма была призвана украшать интерьер дома, служить идеальным образцом, безупречной усладой для взора. Одновременно с этим, содержание многих скульптур носит гражданский, патриотический характер, присущий всему направлению классицизма.

Понятие античной скульптуры сохранилось как синоним классицизма древности - того мира, на основе которого произошло зарождение европейской культуры.

Подводя итог вышесказанному остается лишь добавить, что наша гипотеза об искусстве древних греков абсолютно верна, ведь именно в период античности были заложены каноны идеального, гармоничного и совершенного образа человека. Это образец, к которому всегда будет стремиться человечество, поэтому искусство эллинов бессмертно и неопровержимо.

                     Список использованной литературы

1. Головин В. П. «Скульптура и живопись итальянского возрождения:

влияния и взаимосвязь» М., 1985 г.

2. Дмитриева Н. А. «Краткая история искусств» – М., 1985 г.

          3. Емохонова Л.Г. «Мировая художественная культура» Учебник,  

               М.,2008 г.

          4. «Искусство. Энциклопедия»  М., 2003 г.

5. «История мировой культуры»  РостовнаДону, 2002 г.

6. Колпинский Ю. Д. «Великое наследие Эллады и его значение для    

   современности»  Ленинград, 1984 г.

7. Кузнецова И. А. «Красота человека в искусстве»  М., 1969г.

8. Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В. «Уроки античной культуры»  М.,

              1998 г.

          9. Таруашвили Л. И. «Искусство Древней Греции. Словарь»  М., 2004 г.

10. Чубова А. П. «Античные мастера: Скульпторы и живописцы» –  

   Ленинград, 1986 г.