Методическая разработка мероприятия для учащихся и их родителей "Цветы к празднику"

Солонинина Екатерина Алексеевна

Методическая разработка открытого мероприятия "Цветы к празднику" для детей и родителей в Детской школе искусств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_meropriyatiya._solonininoy_e.a.docx106.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования                                      «Детская школа искусств города Югорска».

Методическая разработка мероприятия

с участием родителей по теме:

Творческая гостиная «ЦВЕТЫ К ПРАЗДНИКУ».

Разработчик: преподаватель 1 кв.категории

Солонинина Екатерина Алексеевна

Сценарий мероприятия с участием родителей по теме:

Содержание.

1. Пояснительная записка.

2. Основная часть. Содержание мероприятия.

3. Заключение.

4. Диагностический материал. Приложения.

5. Список информационных источников.

  1. Пояснительная записка

Современная школа искусств — это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействие педагогического, ученического и родительского коллективов, как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству. О роли семьи в воспитании ребенка, в обществе говорится очень много, коллектив каждого образовательного учреждения стремится к укреплению и расширению взаимодействия с семьей. Работа с семьей становится одним из приоритетных направлений работы в школе. Это способствует единению целей семьи и школы по достижению положительных результатов в учебно-воспитательном и образовательном процессе. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении, общности жизненных целей и принципов родителей и детей.

На основании плана внеурочной работы с родителями в рамках плана учебно-воспитательной работы школы, с целью создания условий для равноправного взаимодействия школы и семьи, 2 раза в год проводятся мероприятия (занятия) с участием родителей и обучающихся под названием – «Творческие гостиные».

Данное мероприятие является одной из результативных форм работы с семьей – оно способствует привлечению внимания родителей к интересам ребенка, приобщению родителей к совместному творчеству с детьми, помогают положительно отнестись к совместно достигнутому результату.

В процессе совместного творчества, расширяются рамки и формы взаимодействия  между учащимися, родителями и преподавателем, что способствует общности целей по достижению высоких результатов в обучении и включению родителей в образовательный процесс. Через проведение «Творческих гостиных» можно оценить психоэмоциональный настрой семьи.

Из опыта работы, можно сказать, что родителям нравится посещать творческие занятия, они приобретают для себя всегда что-то новое и полезное.

Нельзя исключить того, что папы не посещают родительские собрания, но «Творческие гостиные» они посещают гораздо реже. Взаимосвязь очевидна – папы заинтересованы в образовании своих детей, но заинтересованы образовательным процессом меньше, чем мамы.

Таким образом, основная проблема заключается в понимании  родителей (а именно - пап), что они являются непосредственными участниками образовательного процесса в школе.     

Решение обозначенной проблемы возможно через проведение совместного мероприятия под названием: Творческая гостиная «Цветы к празднику», на котором учащиеся и папы учатся совместно делать цветы из бросовых материалов в подарок маме.

Условия организации данного мероприятия: Данное мероприятие (занятие) рекомендуется провести накануне празднования Международного женского дня в рамках внеурочной деятельности. Может сложиться  такая ситуация, что у учащегося не полная семья (нет папы). Тогда ему предлагается пригласить на урок дедушку, дядю или старшего брата. Детям предлагается проявить активность, изготовить, вручить приглашение на «Творческую гостиную» и обеспечить присутствие папы на уроке. Тема урока никому не сообщается, но проговаривается в виде «домашнего задания», какие материалы и инструменты нужно принести на урок учащимся и родителям.

Цель мероприятия - повысить интерес родителей (пап) к образовательному процессу в школе, сплотить всех участников творческого процесса, путем вовлечения их совместную внеурочную творческую деятельность.

Задачи для достижения поставленной цели:

Образовательные

- познакомить учащихся и их родителей с понятием Свит-дизайн, на основе знакомства с технологией изготовления розы из бросовых материалов;

- расширить творческие знания, умения, посредством творческой деятельности;

- помочь осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений на занятиях.

Развивающие

- создавать условия творческой развивающей среды, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие   участников и раскрытие их творческого потенциала;

- способствовать развитию навыков коммуникативности учащихся и родителей в условиях совместной творческой работы.

Воспитательные

- создавать условия для повышения интереса к изучаемому материалу и участию в данном мероприятии;

- привить навыки качественной оценки результатов мероприятия.

Цели и задачи для преподавателя при организации мероприятия:

 - поиск новых, современных форм и методов взаимодействия преподавателя с родителями, направленных на повышение активности родителей, как участников образовательного процесса.

Обучающие задачи: вовлечь родителей в образовательный процесс, повысить педагогическую культуру, расширить их психолого – педагогические знания на основе совместной деятельности.

Развивающие задачи: расширить творческие знания, умения участников мероприятия.

Воспитательные задачи: обеспечить взаимодействие между преподавателем и родителями в воспитании детей для решения общих проблем обучения.

План работы преподавателя:

1. Изучить нормативно-правовые документы и методические рекомендации.

2. Изучить и подобрать формы, методы, средства, позволяющие развивать художественно - эстетические качества личности.

3. Разработать сценарий и этапы реализации мероприятия.

3. Создать методический продукт мероприятия.

4. Реализовать и оценить мероприятие (разработка диагностического инструментария и показателей эффективности).

5. Распространить опыт деятельности, при условиях положительного результата.

Планируемый результат мероприятия:

1) Приобретение родителями (папами) опыта совместного творчества со своими детьми, включение их в образовательный процесс.

2)  Улучшение психо - эмоционального состояния  в семье  через  взаимосвязь между родителями и детьми на основе  совместного творчества.

3) Повышение заинтересованности учащихся и родителей в обучении в художественной школе, повышении качества обучения обучающихся. 

4) Сплочение всех участников творческого процесса, путем вовлечения их в совместную внеурочную деятельность.

Этапы реализации мероприятия.

     1. Подготовительный (организационный): разработка сценария мероприятия. Организация учебного процесса по изготовлению пригласительных для пап и открыток для мам к празднику 8 марта.  Организация репетиционных мероприятий с учащимися. Изучение психолого-педагогических основ коммуникации со взрослыми людьми. Организационная и содержательная установка.

     2. Практический (реализационный): проведение творческого занятия.

     3. Заключительный: определение эффективности занятия. Рефлексия.      

Алгоритм (механизм) включения родителей и учащихся в мероприятие.

Информационно-подготовительный этап. Включение в процесс подготовки к образовательному процессу для родителей - (получение приглашения на «Творческую гостиную», консультации, помощь в организации творческого занятия (оформление кабинета), подготовка инструментов и материалов для занятия (в виде домашнего задания); для учащихся – несколько человек (мальчиков) готовятся к чтению предложенных стихов, все учащиеся заранее изготавливают приглашения для пап на «Творческую гостиную», делают праздничные открытки для мам.

Практический этап. Включение в совместную творческую деятельность родителей и учащихся (раскрытие творческого потенциала через совместное творчество и включение в образовательный процесс).

Оценка результатов мероприятия. Мониторинг результативности согласно планируемым показателям, критериям (общий анализ мероприятия, анкетирование, обратная связь)

Для определения эффективности мероприятия используется рефлексия, исходя из: проблемных ситуаций, анкет, диагностики по показателям эффективности мероприятия (приложение 1-3), уровень удовлетворенности результатом творческого продукта.

Практическая значимость. Полученные положительные результаты позволят использовать их на практике в дальнейшей работе с родителями и другими преподавателями.

  1. Основная часть. Содержание мероприятия.

Методическое обеспечение мероприятия:

Участники мероприятия: родители (папы) и их дети - учащиеся класса 10-12 лет.

Место проведения: учебный кабинет.

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оформление и оборудование кабинета: рабочие парты сдвигаются в одно общее рабочее пространство (большой  длинный стол), все пространство стола оборудовано необходимыми материалами и инструментами (родители и учащиеся обеспечивают наличие необходимых материалов и инструментов), кабинет оформлен художественными работами учащихся с изображением цветов (родители по желанию включаются в подготовку и оформление кабинета).

На доске наглядное пособие «Схема изготовления свит-розы».

Раздаточный материал: диагностический инструментарий (анкеты)

Материалы и инструменты для работы:

  • Бумага формата А-4, простые карандаши;
  • Палочки для барбекю, шоколадные конфеты (домашним заданием было – найти и купить конфеты в красивой обертке);
  • Гофрированная бумага зеленого, красного, белого, желтого цвета            (вырезанные заготовки лепестков и листиков);
  • Скотч, ножницы, клей ПВА, швейные нитки.

Техническое оборудование: мультимедийное оборудование, видеоматериал: «Что такое свит-дизайн»

Музыкальное сопровождение: П.И.Чайковский «Вальс цветов»; «Весенняя капель»

Продолжительность мероприятия:  60     мин

Ход занятия:

Предисловие: Каждый учащийся за столом располагается рядом со своим папой. В чтении стихов участвуют только мальчики.

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые родители! Рада видеть Вас у нас в гостях. Добрый день, дорогие учащиеся! Добро пожаловать на творческий урок! Но прежде чем начать его, позвольте загадать загадку!

В марте есть один денёк

С цифрой, словно кренделёк

Кто из вас, ребята, знает

Цифра, что обозначает?

Ответы учащихся (это праздник 8 Марта)

1 Учащийся:

Запахло мартом и весною, но крепко держится зима.
Число восьмое не простое – приходит праздник к нам в дома.
8 Марта – день торжественный, день радости и красоты.
На всей земле он дарит женщинам свои улыбки и цветы.

Преподаватель: Мы не случайно проводим сегодня «Творческую гостиную» с участием наших родителей, а точнее - с участием представителей сильного пола и конечно же с участием учащихся. Ведь накануне женского праздника, именно мужчины поздравляют своих любимых женщин с весенним праздником: жену, маму, дочь, бабушку, сестру, коллегу… И конечно же все дети, и мальчишки, и девчонки рады удивить свою маму приятным подарком в этот весенний праздник.

Завтра день 8 Марта

В доме праздник должен быть

Размышляют все ребята

Что же маме подарить?

1 Учащийся:        

Я бы ей конфет купил

Только денег не скопил.

2 Учащийся:

 Я бы ей купил три розы

Но до дома донести

Помешают мне морозы

В эти мартовские дни.

3 Учащийся: 

Я щенка бы нашей маме

В этот праздник подарил

Ну, а вдруг мне скажет мама

Чтоб я сам за ним следил?

Я устану с ним гулять

Лучше буду рисовать.

1 Учащийся: Что нам делать?

2 Учащийся: Как нам быть?

Учащиеся (вместе): Что нам маме подарить? ...

Преподаватель: Я предлагаю Вам сделать подарок самим. Всегда приятно получать подарки, сделанные своими руками. Ведь подарок, сделанный своими руками, несет частичку души человека. Из загадок, предложенных мною, я предлагаю узнать, что же мы сегодня будем делать и каким подарком можно порадовать свою маму (жену) в этот весенний праздник:

Загадка для родителей (пап):

Она капризна и нежна,

К любому празднику нужна.

Может быть белой, желтой, красной,

Но останется прекрасной!

Не тюльпан и не мимоза

Вся в шипах красотка… (роза)

Загадка для учащихся:

Шоколадные Матрешки,

Носят яркие одежки…(конфеты)

Преподаватель:

Женщины, девочки любят цветы и конфеты – 
Снежной зимою и ласковым летом, 
С вкусным букетом никто не скучает, 
Лишь бы хватило  кофе и чая.

Сейчас очень модным стало заменять традиционный подарочный комплект «цветы и  коробка конфет» именно сладкими букетами. Так что научиться этому будет полезно:  это познавательно и увлекательно. Предлагаю посмотреть презентацию.

Экран (презентация): «Что такое Свит-дизайн».

Преподаватель: Свит-дизайн (изготовление букетов из конфет) стал сегодня необыкновенно популярен. Изготовить цветы из конфет своими руками под силу практически каждому. Конечно, для этого необходимы не только определенные знания, но и художественный вкус, а также чувство стиля и меры.

Дорогие учащиеся! Благодаря сегодняшнему творческому уроку, вы не только узнаете, как создаются букеты из конфет своими руками, но и станете свидетелями первых шагов ваших пап в мире творчества, а может быть и не первых…Вам предоставляется большая возможность побыть немного в роли помощников, ведь наверняка, вашим папам будет труднее справиться с выполнением творческого задания.

Вопрос: Но, что же делают художники, воплощая свои творческие идеи в жизнь? (правильный ответ – эскизы) 

Эскиз (фр. esquisse) — это предварительный набросок (быстро выполненный свободный рисунок), фиксирующий замысел художественного произведения. Я предлагаю сделать предварительный набросок нашей будущей розы, внутри у которой будет конфета. К данному заданию нужно отнестись творчески, и выполнить его с веселым настроением.

Условие: Эскиз должен быть выполнен на листе бумаги в паре со своим папой, в течение одной минуты. Потом мы проверим, чьи же семейные способности ярко выражены на эскизах. Время пошло! (за короткий промежуток времени родители и обучающиеся выполняют эскиз розы, далее наброски вывешиваются на доске для общего обозрения, самостоятельное задание является шуточным, но также помогает выявить способности учащихся и таланты их родителей, у кого-то рисунки получатся забавными – это поможет разрядить обстановку).

Преподаватель: Итак, эскизы созданы, можно приступить к творческому процессу! Естественно, что для изготовления сладких цветов нужны будут  конфеты и различные материалы и инструменты (Каждый стол оборудован основным набором инструментов и необходимых принадлежностей).  Конфеты подойдут любые: шоколад и карамель, желательно в фантиках, круглой формы.

Творческую работу мы будем выполнять одновременно, я буду показывать этапы  изготовления розы, а вы будете повторять все действия за мной! Алгоритм действий можно также проследить на доске в таблице «Схема изготовления свит-розы». Каждому в паре (учащийся-папа) нужно изготовить 1 розу самому и 1 совместно. В творческом дуэте у Вас получится букет из 3 роз.

(Каждый  этап работы по изготовлению цветов показывается и проговаривается преподавателем).

В процессе творческой работы негромко звучит музыка И.П.Чайковского «Вальс цветов; «Весенняя капель».

Преподаватель: Творческий процесс по изготовлению сладкой розы завершен! Цветы, изготовленные своими руками к весеннему празднику готовы, осталось ими удивить свою маму (жену, бабушку или сестру). Я думаю, что всем вашим близким было бы приятно получить такой необычно красивый и вкусный подарок.  А тепло Ваших рук не заменит ни одну купленную розу в магазине.

С поздравлением и цветами

Вы придете к вашей маме

Она, глядя на букет,

Улыбнется вам в ответ

И наверно скажет, что цветы –

Небывалой красоты.

А еще вы не забыли

И открытки чудесные

Ей смастерили (предварительная работа с учащимися)

3 Учащийся:

Может, есть крупнее дата
И, наверно, не одна. 
Только днём 8 Марта
Открывается весна.
Отрицанием старанья,
Жаром творчества в крови
Поворачивает время
К миру, дружбе и любви.

Преподаватель: По завершению урока, предлагаю сделать совместное фото под названием «Цветы к празднику».

В помощь родителям и учащимся подбирается методическая литература (полезные ссылки на интернет-ресурсы), а также даются рекомендации, из каких материалов, какие цветы можно сделать в домашних условиях.

Преподаватель: Ваш вклад, уважаемые родители, неоценим! В процессе совместной творческой деятельности Ваши дети чувствует свою значимость, и это приносит им радость, поддерживает интерес и желание мастерить. А самое ценное – это то, что дети и вы – родители, провели время, занимаясь общим полезным делом. 

Для оценки качества проведенного занятия предлагаю всем заполнить предложенные мною анкеты (Приложение 1,2,3). 

- Заполнение анкет

Преподаватель: Уважаемые родители, я буду рада видеть Вас в гостях и на других наших занятиях. Уважаемые учащиеся, а Вы чаще приглашайте своих родителей к нам в гости! Пожалуйста, не забывайте о том, что все трудности, встречающиеся на нашем жизненном пути, переносятся гораздо легче, если преодолевать их с юмором и всегда вместе, созидая что-то новое!

3. Заключение

Я считаю, что данное мероприятие поможет спроектировать и создать ситуацию, развивающую эмоционально-ценностную сферу детей и их родителей,  а также обеспечить  обратную связь с родителями и учащимися.

Считаю, что совокупность использованных форм и методов, помогут использовать их при подготовке и проведении занятия, позволят осуществить решение поставленных целей и задач.

Стать человеком, означает умение учиться на протяжении всей жизни и всерьез относиться к развитию. Недаром, психологи утверждают: «Если хочешь развить способности ребенка, развивайся вместе с ним…»

Занятия подобного характера имеют достаточно воспитательный потенциал, позволяют учитывать характер формирующего влияния семьи и возможности его корректировки: устанавливать правильные (педагогически целесообразные, тактичные, основанные на общих интересах)  взаимоотношения с семьей; обеспечивать  конструктивное взаимодействие с родителями и другими старшими членами семейного сообщества; использовать их социально-нравственный и культурный потенциал в решении педагогических задач; оказывать помощь родителям в развитии педагогической культуры и в решении практических проблем, связанных с воспитанием детей в семье.

Полученные положительные результаты  позволят рекомендовать данное мероприятие к применению на практике другим преподавателям.

Подтверждением полученных выводов будут результаты диагностики и мониторинга эффективности мероприятия. Разработанное занятие покажет эффективность совместной работы с родителями и учащимися.

4. Диагностический материал

Приложение 1.  

Анкета для пап (инструментарий обратной связи).

Оправдало ли Ваши ожидания данное мероприятие?

 Заполните таблицу, отметив «V» выбранные плюсы и минусы мероприятия

 « - »                                                                                       « + »

Занятие не понравилось

cfd812c47faa4b6ab408ceec050e5a916df84d97401067.jpg

Оцените урок

По 5-бальной шкале

(обведите баллы)

Занятие  понравилось

Занятие не вызвало особого интереса

Интересная форма занятия

Нелегко было справиться с заданием

Занятие было веселым

Занятие достаточно скучное

Занятие считаю полезным

Данное занятие не для меня

Занятие в паре с ребенком мне понравилось

Возникали трудности с выполнением задания

Присутствие родителей на занятиях бывает полезным

Трудно было включиться в творческую работу

Все трудности были преодолены

Занятие оправдало все ожидания

Ребенок справился бы и без меня

Буду чаще заниматься с ребенком творчеством

Я бы не хотел участвовать в

 «Творческих гостиных»

Я бы хотел чаще участвовать в

 «Творческих гостиных»

5

4

3

2

1

Анкетирование родителей проводится «после» занятия, чтобы определить заинтересованность родителей в качестве обучения их детей и диагностировать обратную связь с родителями.

Приложение 2.  

Анкета для учащихся (инструментарий обратной связи)

Дорисуй в таблице выбранный смайл-цветок:   

смайлы.jpg-дасмайлы - копия.jpg-нетсмайлы - копия - копия.jpg-затрудняюсь ответить

1

С хорошим ли настроением ты шел(шла) на занятие?

2

С хорошим ли настроением уходишь с  занятия?

3

Доволен ли ты выполненной работой?

4

Хотел(а) бы ты чаще видеть на занятиях папу?

5

Трудно ли тебе было работать в паре с папой?

6

Поддерживает ли папа в твои творческие таланты?

7

Часто ли вам приходится заниматься с родителями творчеством?

8

Как ты думаешь, понравится ли маме (близким) Ваш подарок?

9

Понравился ли Ваш подарок маме (близким)?

(оценка выставляется по результату)

Данное анкетирование поможет выявить заинтересованность учащегося данным мероприятием, психоэмоциональную обстановку в семье и покажет насколько родители заинтересованы развитием своего ребенка.

Приложение 3. Анкета для совместного заполнения

Опишите кратко свои пожелания, если таковые имеются, какая тема занятия

была бы Вам интересна в следующий раз.

УЧАЩИЙСЯ                                                                    РОДИТЕЛЬ.

mysle_o_tobie_95.jpg

 Заполнение данной таблицы покажет обратную связь с учащимися и их родителями, покажет заинтересованность образовательным процессом.

Приложение 4.

Диагностика результатов проведенного мероприятия для преподавателя.

Формы

 взаимодействия

Качественный показатель планируемых результатов

Качеств.

оценка

Организационные

Соблюдения правил охраны труда и санитарно-гигиенических норм

Выстроенный ход урока

Организация совместной деятельности

Использование  различных форм, средств, методов работы.

Активность участников (вовлеченность)

Регулятивные

Соответствие выбранных задач поставленной цели урока

Принятие решений с учетом складывающейся ситуации

Прогнозирование результатов

Правильный подбор диагностического инструментария

Познавательные

Логические действия

Информационное наполнение занятия

Познавательная активность участников мероприятия

Разнообразная развивающая деятельность

Повышение качества обученности учащихся

Коммуникативные

Организация и осуществление сотрудничества

Взаимодействие с учащимися

Взаимодействие с родителями

Общее взаимодействие со всеми участниками мероприятия

Психологический микроклимат

Общая рефлексия по отзывам учащихся и родителей

Шкала качественного оценивания:

« + » - положительный результат

« - » - отрицательный результат

«+, - » - средний результат

5. Список информационных источников

Нормативно-правовые документы.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012    № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Методические рекомендации "О взаимодействии ОУ с семьей" (Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30-16).

3. Приказ «Об утверждении образовательной программы и календарного учебного графика на 2014-2015 учебный год» от 28.08.2014 № 229.

4. План учебно-воспитательной работы преподавателя на 2014-2015 учебный год (приказ от 28.08.2014 № 226)

 Интернет – ресурсы

http://stranamasterov.ru/

http://ped-kopilka.ru/

https://ru.wikipedia.org