Открытый урок по предмету композиции в общеразвивающей подготовительной группе для детей 8-9 лет "Автопортрет в образе сказочного героя"

Настаева Галина Анатольевна

Тема урока "Автопортет в образе сказочного героя"

Цель: Развить воображение у учащихся. Научить грамотному построению пропорций человеческого лица и работы в цвете.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБО ДО  «Детская школа искусств №1»

Г. Элисты.

Методическая разработка открытого урока.

На тему: «Автопортрет в образе сказочного героя».

Раздел: « Декоративное рисование на уроках композиции» подготовительного класса

художественного  отделения.

                                                                                                      Выполнил

                                                                                                        преподаватель

                                                                                                       художественного

                                                                                                   отделения  

                                                                                                          Настаева Г.А

Элиста 2023г.

                                    Пояснительная записка.

Композиция не только предмет преподавания , но и объект постоянных поисков и раздумий. Говоря о композиции ,мы обычно имеем в виду грамотную организацию всех элементов художественного произведения ,их целостное взаимоотношение друг с другом.  Чувство композитора  пробуждается в художнике с самого начала его творчества. Для того что бы что- то придумать и создать, нужно погрузиться в глубину идеи. Далеко не у всех учащихся развито воображение. Задача педагога развить его и научить использовать в композиции.

Данная методическая разработка помогает научить ребенка погружаться в идею композиции.

Мы все хорошо знаем себя ,изучаем себя, как только начинаем понимать и осознавать себя, растем ,развиваемся ,ищем себе место себе подобных. Кого как не себя, знаем мы лучше всех ,свои мечты, свои плохие и хорошие стороны характера. Написать автопортрет в своем воображении может каждый .Для этого нужно только сосредоточится Автопортрет  (от греческого-autos-сам портрет )- изображение художника, выполненное им самим с помощью зеркала или несколько зеркал ( если автопортрет пишется с натуры ). А что, если попробовать написать себя по воображению. Какой (какая)Я ? У меня голубые  (карие, зеленые) глаза? У меня маленький нос?

Ведь я часто смотрю на себя в зеркало. А какие у меня волосы? Я сердитый?

Я нежный?!  Добрый?! Автор может представить не только себя реально, такой, какой я есть сейчас, он может вообразить себя героем, наделить себя чертами характера, о которых известно только ему.

Художники разных эпох и народов любили изображать себя в разных обличьях. Изображали других людей в образах театральных, литературных, мифологических, аллегорических или исторических героев.

           

              Объяснение темы проводиться в 3 этапа.

1.-Сначала учащиеся выполняют( домашнее задание): наброски с самих себя    ( с помощью зеркала): изучают свое лицо , форму головы, рук, и.т.д.

Затем проводиться беседа о портрете и автопортрете на примерах работ известных художников .Объясняется понятие аллегория  в портрете, портрета в образе литературного и мифологического героя.

2-Только после этого учащиеся можно дать задание на воображение: вообразить себя героем (героиней) соей любимой сказки.

3- Работа в материале

Краткий план урока.

1.Тема урока

2. Теоретическая часть (подготовительная)

3. Практическая часть

-Сформировать задачу

-Педагогический рисунок

-Поэтапное рисование

-Просмотри оценивание выполненной работы

                1.Тема: «Автопортрет в образе сказочного героя».

                                                                                                                                               Цель: Развить воображение у учащихся. Научить грамотному построению пропорций человеческого лица и работы в цвете.

Материал: Бумага ф-А3, карандаши, стерка, зажимы , кисти №5-7, краски гуашевые-12цветов.

Наглядный материал:  Репродукции произведений - Васнецова,  Врубеля, Дюрера,    Модильяни. Таблица пропорций человеческого лица. Античная  гипсовая голова.

                       2. Теоретическая часть (подготовительная)

                            Беседа о портрете и автопортрете.

      Портрет (от франц. Portrait)- изобразительного искусства ,показывающий внешний облик человека или группы людей. Портрет должен передавать индивидуальные сходства с людьми,  не только внешне, но и внутренне.

      Существуют портреты: парадные (в полный рост ), камерные ( поясные, подгрудные, оплечные). Парадный портрет часто изображают на пейзажном фоне , а камерные чаще всего нейтральны.

Искусство портрета зародилось в глубокой древности .В Древнем Египте в 1 веке до н. э. человеческие изображения имели тогда культовое значение и отождествлялись в душой.

Мастера античности создавали образы поэтов, философов, политиков, спортсменов, идеализируя их. Известны реалистические портреты Древнего Рима. В эпоху средневековья изображения человека регламентировалось канонами христианской церкви.

  Становление портретного жанра началось в период Возрождения . Автопортрет может быть живописным ,графическим или скульптурным.

Необходимо показать как можно больше портретов различных художников, чтобы у них сложилось четкое представление ,что такое портрет и что такое потрет в образе.

                    Прочитать стихотворение Н. Заболоцкого:

                                        “О красоте человеческих лиц”

О красоте человеческих лиц

Где всюду великое чудится в малом.
               Есть лица – подобия жалких лачуг, 
              Где варится печень и мокнет сычуг.
       Иные холодные мертвые лица
              Закрыты решетками, словно темницы.
               Другие – как башни, в которых давно
                 Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата.                                                                                   Зато из окошка ее на меня 
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот 
Составлена песня небесных высот.

Вопросы детям:

-Вид портрета чаще всего используемый художникам, изображающий человека не в полный рост –(поясной)

-Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)

-То, что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)

-Разновидность портрета, используемая в скульптуре – (бюст)

-Портрет, который предполагает изображение человека, показывающее его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)

-Картина человека, написавшего свой портрет – (автопортрет)

                    Пропорции лица человека. (таблица пропорции лица).

Рассмотрим  пропорции лица человека. Для этого нужно знать усредненные пропорции лица: овал, заостренный к подбородку, подчиняется закону симметрии, ширина его примерно в два раза меньше высоты. Высоту делим на четыре части засечками. Средняя засечка определяет линию глаз человека, верхняя границу –роста волос, напоминающий край шапочки для плавания .

Разрез глаз у славян имеет миндалевидную форму, то есть напоминает косточку сливы .  В зависимости  от индивидуальных и  национальных черт внутренние и внешние уголки глаз могут располагаться выше и ниже относительно друг другу.

Между внутренними уголками (слезничками) расстояние равно длине глаза ,а видимое височное расстояние от глаза до уха равно примерно половине длины глаза, но можно сильно колебаться в зависимости от типажа  ( узколицый или круглолицый человек)

Нижняя засечка определяет длину носа. Кончик носа по высоте равен примерно 1/3 высоты всего носа, а ширина крыльев ( ноздрей) носа равна расстоянию между глаз (можно опустить вертикальные линии от слезничков). Переносица определяет профиль носа : Греческий –прямой, продолжающий линию лба, римский или орлиный – с горбинкой и курносый –вздернутый.

Нижнюю четверть нужно разделить по высоте на три части . Нижнюю часть занимает подбородочный выступ. Засечка между верхней и средней третью определит расположение прорези рта. Длина прореза равна расстоянию между зрачками глаз (при прямом взгляде можно мысленно  опустить вертикали из зрачков),может сильно изменяться в зависимости от мимики. Верхняя губа напоминает бантик (« губки бантиком») , и прорезь повторяет верхний край , но более мягко. У нижней губы надо обратить внимание на ее длину : как  правило , она короче верхней  и ее уголки прячутся раньше уголков верхней .

Уши  по форме напоминаю знак вопроса ,по высоте равны носу и расположены на одном уровне  с ним .

Верхнее веков спокойном состоянии  закрывает верхнюю радужку глаза до самого зрачка ,а нижнее лишь чуть –чуть ,на расположение глаз сильно влияет движение глаз и мимика, например ,при испуге глаза раскрывается очень широко.

Брови расположены над надбровных дугах и могут иметь самую разнообразную форму (прямые, прямоугольные, круглые, короткие и длинные)и разное расстояние от переносицы .

Лицо прпорции.png

                             3. Практическая работа

Ход урока:

Что помогает художнику передать настроение?

Это эмоции, которые мы узнаем по мимике лица.

Живопись в портретном искусстве показала возросший интерес к миру человеческих чувств и настроений и по праву может считаться “зеркалом” человеческой души.

Задача: Изобразить себя одним из сказочным героев.

1 этап.

 На уроке я предлагаю вам выполнить автопортрет  который будет отражать настроение полюбившегося героя сказки.

Погружая  себя в ту среду ,где живет его герой.

 Выполнить карандашный рисунок конструкции лица человека.

 Вы должны представить, каким он будет по состаянию: лирическим, героическим, задумчивым и т.д.

 Главное, делая рисунок карандашом, добиваться  большей выразительности. Помните, что в основе каждого портрета лежат пропорции лица          (таблица пропорций)

Рисунок выполняется  карандашом на формате А-3 Линейно-конструктивным приемом построения лица.

А затем даем образ героя .

(3часа)

2 этап. Выполняется педагогический показ.(20минут)

 Компоновка и построение конструкции лица на листе формата А-3 Выполнение работы в цвете.

Работая с цветом лица, педагог как будто вылепливает  тонкими оттенками цвета тем  самым формируя обьем лица.

 Работа с цветом и «лепки лица» одно из самых кропотливых и интересных частей  работы.

Работа должна выполняться в декоративной манере ,поскольку уч-ся подготовительного класса легче дается работа с локальным цветом и плоской формой.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Контроль организации рабочего места.

Контроль правильности выполнения приемов работы.

Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Контроль объема и качества выполняемой работы.

                                           

     Итог урока:

IMG_5706.jpg    IMG_5708.jpg   IMG_5714.jpg

                     

Просмотр — обсуждение выполненных работ В классе расставляются мольберты, все учащиеся совместно с педагогом просматривают экспозицию .Отмечаются наиболее интересные образы портрета героя.Обращая  внимание на оригинальные работы, насколько ребята смогли  выполнить поставленные задачи. Особое внимание обращается на то, что большая часть детей рисует улыбающиеся лица, что выражает их позитивное отношение к миру. В завершении просмотра похвалить ребят

          Критерии оценки:

1.Композиционное решение в лист.

2.Выразительность образа героя, его характера.

3.Автопортретное сходство.

4. Колористическое решение.

5. Аккуратность декоративного исполнения.

Эпиграф к уроку  строки из стихотворения Н.Заболоцкого

        Любите живопись, поэты!

        Ведь ей единственной дано
       Души изменчивой приметы

        переносить на полотно.

Список используемой литературы.

  1. Энциклопедия “Романтизм” ,Москва ,Образование 2002г.
  2. Энциклопедия ‘Мировая живопись” Москва ,Образование 2002г.
  3. «Живопись Рембранта»,альбом.
  4. «Творчество А .Дюрера»,альбом.
  5. «Исксство Эпохи Возрождения»,альбом.

Интернет ресурсы:

 

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%94%D1%8E%D1%80%D0%B5%D1%80%D0%B0_(1500)

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82

http://vrubel-world.ru/vrubel-art.php