Проектная деятельность на примере архитектуры родного города. Свято-Троицкий кафедральный собор.

Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проектная деятельность.24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

на примере архитектуры родного города.

Свято-Троицкий кафедральный собор.

Автор работы:

Иванова Татьяна Андреевна,

                                                 учитель изобразительного искусства

                                           МОУ «СОШ № 32»

                                     ЭМР Саратовской области.

                               

Энгельс

        2023        

 

Мы горячо любим свою Родину – Россию. Но у каждого из нас есть особые чувства к родному краю, селу или городу, где нам довелось родиться, учиться, начать трудовую жизнь. Это родной край наших отцов и матерей, земля, которую нам хранить и украшать.

Д. И. Копылов.

Невозможно представить современный русский город или село без храма. Эти особенные неповторимые архитектурные сооружения всегда были главным украшением городских и сельских пейзажей России. И не удивительно. Русские люди стараются посвящать Богу всегда все самое лучшее, на что они способны. Трудно ли, радостно ли живется людям, но без храма их жизнь немыслима: и беды, и праздники собирают их под куполами церквей, где все напоминает о духовном, высоком назначении человека.

В нашем городе тоже есть храм, куда особенно в праздники собираются горожане. Свято-Троицкий собор о котором мы с детьми решили сделать проект, находится в центре нашего города Энгельса, Саратовской области.

Была поставлена проблема: немногие знают историю храма.

Выбранная тема актуальна, так как она касается изучения наших духовных корней, история нашей малой Родины. Ведь история данного храма – это часть истории нашего родного города, и все жители должны знать каким был первый храм, как его разрушили, и не забыть тех людей, которые помогли построить новый храм.

Определили цель исследования – изучить историю Свято-Троицкого собора и донести информацию другим. Создать творческую работу.

Поставили задачи для достижения цели:

1.Найти сведения возникновения храма.

2.Раскрыть значение храмовой архитектуры на примере Свято-Троицкого собора.

3.Создать творческую работу.

Практическая значимость работы заключается в том, что материалы и выводы исследования могут найти применение на классных часах и внеклассных мероприятиях. А воспитание любви и знание истории своей малой Родины необходимо каждому человеку, особенно ребенку, чтобы укрепить в себе и в других чувство патриотизма.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

Источники исследования.

В работе использовали в основном информацию из интернета. А так же была использована беседа местных прихожан и служителей храма.  

Проектным продуктом была презентация, макет и живописные работы.

Этот продукт поможет достигнуть цели работы, так как слайдовая презентация и творческие работы наглядно и доступно смогут рассказать широкому кругу людей об истории храма.

Методы исследования:

- систематизация и анализ собранной информации;

- социологический опрос;

- метод использования Интернет – ресурсов;

- метод презентаций;

- личная беседа;

- работа с публикациями;

- работа с архивными документами.

Дети провели анкетирование.

Вопросы были такие:

1) Где располагается один из главных храмов нашего города?

2) Знаете ли вы, как называется Храм, который находится   в центре нашего города, на площади имени   В.И. Ленина?

3) Можете ли вы что-нибудь рассказать о его истории?

4) Знаете ли вы, как он создавался? «При каких условиях?»

5) Назовите, из каких элементов состоит храм.

6) Сколько куполов у данного храма?

7) Что означает количество куполов?

По итогам опроса, выяснили:

1)        90%- учащихся знают, где располагается главный храм.

2)        30%- учащихся приблизительно дали правильное название храма.

3)        90% ребят утвердительно сказали, что храм построили в 19 веке.

4)        Историю храма никто не знает.

5)        Из всех правильных элементов храма только верным был 100% ответ –купол.

6)        63%-учащихся сказали, что у данного храма два купола.

7)        Значение количества куполов никто не знает.

И закипела работа.  Дети перелатали историю храма.

Узнали символику храма, типы храмов.

Изучили различия колокольного звона.

 И в итоге исследования делали вывод:

1.        Свято-Троицкий кафедральный собор выполнен в форме корабля – это самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, по-добно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

2.        Храм двуглавый: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую-бог и человеческую) в Иисусе Христе.

3.        Раньше храм имел зеленые купола, а зеленые купола посвяща-лись Пресвятой Троице, потому что зеленый – цвет Святого Духа.

Сейчас купола золотые. Поскольку золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у главных храмов, посвяных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху).

4.        Шлемовидная форма купола, которая говорит о воинстве, о духовной борьбе, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы.

Итогом всей работы данного проекта было создание творческих работ.

Так как собор в своем архитектурном стиле как говорят практически приобрел свой первоначальный вид дети решили выполнить по фотографиям живописный рисунок теперешнего Свято-Троицкого кафедрального собора. Но было бы не справедливо оставить без внимания тот вид собора, к которому некоторые горожане города привыкли.

Поэтому изобразили и предыдущий вид храма.

И большой точкой проекта было создание макета храма.

Заключение.

Без прошлого нет будущего.              

Распространение христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры, поэтому в сознании русских людей понятие «собрание верующих» было неразрывно связано с понятием «Дом Божий». Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, здесь дело в том, что религия веками сохраняла культурно – национальные традиции, особенности многовекового жизненного уклада.

 Работая над данным проектом, мы пришли к выводу, что больше узнать о родном крае можно лишь тогда, когда видишь красоту зодчих и можешь прикоснуться к истинным творениям русских мастеров, историческим местам, памятникам русского народа и пропустить через себя историю их развития.  

Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим.

Дети достигли цели своего проекта:

Исследовали историю храма и создали творческие работы.

Список используемой литературы и источников.

  1. Лихачев Б. Т. Теория эстетического формирования школьников. - М., 1985. - с.168.
  2. Свято-Троицкий кафедральный собор, г. Покровск...
  3. likirussia.ru›
  4. http://xramrxbalakovo.ru/
  5. https://sibzaimka.ru
  6. https://saratov.zoon.ru
  7. http://pravpokrov.ru
  8. http://stks.cerkov.ru