Доклад на тему "Проблемы подросткового возраста и пути их решения через творчество"

Щербакова Кристина Витальевна

Проблемы подросткового возраста и пути их решения через творчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы подросткового возраста и пути их решения через творчество.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет)

Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления ребенка.

Подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его собственной глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперед, мутит и волнует душу, бросая ее из одной крайности в другую. Мечтательность является ключом к этому периоду. Лишь с этим периодом начинается настоящее самосознание, влечение к своему внутреннему миру, острое самоподчеркивание своих желаний и порывов, причем без всякого учета того, насколько они реализуемы. Упорное нежелание считаться с реальностью, уверенность вправе жить своим миром и придают всем замыслам и желаниям характер мечты.

Кроме того, подросток вступает в стадию частичного или (реже) полного отрицания традиционной морали. Суть этого морального перелома вовсе не в отрицании чужой воли и в выставлении своей воли. Главной причиной морального перелома является отрицание практического разума, непосредственное упоение набегающими влечениями. В этот период «цветения пола» подросток строит свое поведение в соответствии с тем, что обладает внутренней мистической силой и непререкаемостью, исходящих не от разума, не от традиции, а изнутри его самого.

В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.

Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к независимости, подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Подростки стремятся во всем походить на сверстников и пытаются выделиться в группе, хотят заслужить уважение и бравируют недостатками, требуют верности и меняют друзей.

У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям.

Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении.

Наиболее эффективными методами преодоления трудностей в подростковом возрасте, как показывают многочисленные исследования, являются, методы арт-терапии.

 Арт-терапия используется как комплекс разнообразных форм творческого самовыражения с целью развития подростка как субъекта общения, его самораскрытия и коммуникативного самосовершенствования.

Арт-терапия— направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка.

Развивающие возможности арт-терапии обусловлены предоставлением подростку, испытывающему те или иные трудности, условий для самопознания, самовыражения и саморазвития. Искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на ребенка, влияние на его эмоциональную сферу, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную функции. Участие проблемного ребенка в художественной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию коммуникативной сферы.

 Арт-терапевтическая работа с подростками имеет широкий спектр показаний, в том числе: негативная «Я-концепция», низкая степень самопринятия; трудность эмоционального развития, повышенная тревожность, страхи, агрессивность; неадекватное поведение, нарушения отношений с окружающими, проблемы в межличностных отношениях, враждебность к окружающим, трудности в коммуникативной сфере; трудности эмоционального развития, актуа, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность,  переживание отвержения, чувство одиночества, наличие конфликтов в межличностных отношениях; низкий уровень развития самосознания и рефлексии ребенка, проблемная социальная адаптация, несформированность позиции учащихся как субъектов обучения, неадекватная самооценка, эмоциональная нестабильность и др.

 Изобразительное творчество— метод, использующий процесс рисования (лепки, аппликации) как способ воздействия на ичность. Рисование — творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, свободно мечтать, фантазировать, выражать свои мысли и чувства, избавляться от негативных эмоциональных состояний.

Арт-терапевтические технологии способствуют самораскрытию подростка в межличностном общении, осознанию и преодолению собственных коммуникативных трудностей. Наиболее типичными коммуникативными трудностями подростков являются трудности, связанные с высоким уровнем их агрессивности, враждебности, цинизма, нетерпимости к людям, завуалированной жестокости; интерактивные трудности, связанные с особенностями межличностных отношений с партнером; стремление максимально контролировать отношения с партнерами.

 Занятия искусством предоставляют уникальную возможность опыта коллективных взаимодействий, что во многом способствует преодолению проблем у детей и их родителей.