Методическая разработка по предмету "Колористика"

Первоочередной задачей курса «Колористика» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цветовых отношений.

Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.

Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краска, бумага, кисти и т.д.), а также даёт учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и тёплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koloristika_pg10.docx20.19 КБ

Предварительный просмотр:

Управление по культуре администрации г.Тюмени

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «ДШИ «Гармония»

Колористика.

Примерная программа для ПГ-10лет художественного отделения школы искусств.

Преподаватель: Кунгурова О.В.

Тюмень 2022-2023гг


1.Пояснительная записка

Колористика — это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов и цветовых гармониях, цветовом языке и цветовой культуре.

Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства колорит образует сложный и неповторимый цветовой тон.

Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.). Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.

Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).

Колористика и наука цветоведения необходимы для детального, а не поверхностного изучения затем, чтобы уметь правильно воспроизводить цвета на холсте или компьютерном дизайн-макете. Зачастую осуществить на практике правильный подбор цвета просто невозможно, поскольку работа зрительного аппарата человека хоть и подчиняется законам физики, но у каждого индивидуальна. Данное обстоятельство является одной из причин, почему каждое живописное произведение искусства имеет фиксированный диапазон красок, называемой цветовой палитрой.

В художественных школах, где дети получают художественное образование, понятие цветовой гаммы всегда преподносится как нечто заданное, к чему нужно стремиться, чему нужно подчинить живописную работу. В действительности дело обстоит в точности наоборот: художник не может подчинить картину определенной цветовой гамме в произвольном порядке; цветовая гамма подчиняет творчество живописца. Потому что нельзя получить более насыщенный голубой, например, оттенок, чем тот, что находится в вашей банке с голубой краской. Также, смешивая желтую и голубую краски, вы не получите зеленого оттенка такой же яркости, как в аналогичной банке с зеленой краской.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Колористика» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 10 -12 человек).

Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов. Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу по подбору справочного и иллюстративного материала. Рекомендованная продолжительность занятий подготовительных групп предпрофессиональной подготовки 30 минут.

Занятия изобразительным искусством (колористикой) всегда сопряжены с участием наших чувств. Эмоциональность ребёнка находит отражение в использовании им цвета, в передаче состояния.

Цель и задачи учебного предмета

Первоочередной задачей курса «Колористика» является развитие у учащихся способности видеть и изображать форму во всём многообразии её цветовых отношений.

Основным принципом обучения является нераздельность процесса работы над цветом и формой. Учащиеся должны усвоить то положение, что решение колористических задач не может проходить в отрыве от изучения формы.

Во время прохождения курса преподаватель знакомит учащихся с живописными материалами и их техническими свойствами (краска, бумага, кисти и т.д.), а также даёт учащимся необходимые сведения о цвете в воздушной среде, взаимодействии цветов, рефлексе, холодных и тёплых цветах, сближенности и контрастности цветов, спектре и дополнительных цветах.

В процессе обучения ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения сначала в их простейшем локальном состоянии, затем на простых цветовых объёмах, далее на более сложных формах и с более сложными цветовыми отношениями и рефлексами и, наконец, в условиях пространственно- воздушной среды, как в закрытом помещении, так и под открытым небом (во время пленера).


Учебно-тематический план

Колористика   ПГ-10 лет

пп

Наименование тем и заданий

материалы

Кол-во

часов

Развитие чувства цвета и формы. Цветоведение.

1

Колористические упражнения (основные и составные цвета, цветовой круг, цветовая растяжка).

Гуашь

2

2

Колористические упражнения (тёплые и холодные цвета). «Лето- зима- осень- весна».

Гуашь

4

3

Радостная и печальная колористическая гамма.

Гуашь

2

4

«Осень. Осенняя гамма листьев» (букет цветов, овощи, фрукты, осенние деревья).

Гуашь

8

5

Колористические упражнения. Зимняя гамма.

Гуашь

2

6

Колористические упражнения. Оттенки цветов, адекватные их названиям.

Гуашь

2

7

Образы природы: зимние деревья, зимний день.

Гуашь

4

8

«Белый» натюрморт (2-3 предмета белого цвета на цветных драпировках).

Гуашь

8

9

Сине- фиолетовая гамма, сине-зелёная гамма (упражнение). «Море».

Гуашь

4

10

Оттенки неба (по воображению и с натуры).

Гуашь

4

11

Коричнево-  зеленоватая гамма (упражнение). Зелёная гамма (упражнение).

Гуашь

4

12

 «Цветущий луг». «Сказочный город цветов». (композиция на воображение).

Гуашь

6

13

«Весенний букет». «Цветущая черёмуха», «Ветка сирени», «Одуванчики».

Гуашь

8

14

Ассоциация на тему натюрморта. Ахроматическая и хроматическая гамма по выбору.

Гуашь

8

Итого за год

66