Методическая разработка "Основы Композиции"

Целью учебного предмета «Композиция» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnova_kompozitsiipg10.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление по культуре администрации г.Тюмени

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «ДШИ «Гармония»


Основы композиции.

Примерная программа для ПГ-10лет художественного отделения школы искусств.

Преподаватель: Кунгурова О.В.

Тюмень 2023-2024


1.​ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Композиция станковая» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства.

Учебный предмет «Композиция станковая» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Композиция станковая» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме групповых занятий (численностью от 10 -12 человек).

Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу по подбору справочного и иллюстративного материала.

Цель и задачи учебного предмета

Целью учебного предмета «Композиция станковая» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства.

Задачами учебного предмета «Композиция станковая» являются:

​ развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;

​ последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;

​ знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;

​ изучение выразительных возможностей тона и цвета;

​ развитие способностей к художественно-исполнительской деятельности;

​ обучение навыкам самостоятельной работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

​ приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

​ словесный (объяснение, беседа, рассказ);

​ наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

​ практический;

​ эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.

Мастерская по композиции станковой должна быть оснащена удобными столами, мольбертами, компьютером, интерактивной доской.

2.​ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Композиция станковая» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.


Учебно-тематический план

ПГ-10 лет.

пп

Наименование тем и заданий

материалы

Кол-во

часов

Организация плоскости листа

1

Равновесие основных элементов композиции в листе. Темы: «Осенние заботы», «Мои каникулы» и. т.д. Выполнение упражнений по теме урока.

На выбор

5

2

Масштаб изображения. Сюжетная композиция по литературному произведению. Выполнение упражнений по теме урока.

Гуашь

5

3

Сюжет в композиции. Темы: «Зимняя сказка», «Рождество» и. т.д. Выполнение упражнений по теме урока.

Гуашь

6

4

Ритм в композиции. Темы: «Танец», «Праздник» «Парад», «На лыжне» и. т.д. Выполнение упражнений по теме урока.

На выбор

5

5

Композиционный центр. Темы: «Весна», «Подводный мир», «Перелетные птицы» и. т.д. Выполнение упражнений по теме урока.

На выбор

6

6

Композиция на свободную тему. Выполнение набросков и подготовительных эскизов.

На выбор

6

Итого за год

33