Диагностический материал на тему "Диагностика умения стилизации"

Щербакова Кристина Витальевна

Пояснительная записка

 

Диагностика умения стилизации рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет, обучающихся в 1 классе по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись» (5(6) лет обучения).

Цель: определить уровень сформированности умения стилизации учащихся.

Задачи:

  • Развивать художественные способности учащихся, воображение, творческое мышление;
  • Воспитывать интерес к окружающему миру;
  • Формировать представление о приемах стилизации природных форм в декоративной композиции.

Оборудование: проектор, компьютер, тестовые задания, гелевая черная ручка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования “Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”, г. Железногорск

Диагностический материал на тему: «Диагностика умения стилизации»

Выполнила:

Щербакова Кристина Витальевна,

преподаватель художественного отделения

Пояснительная записка

Диагностика умения стилизации рассчитана на учащихся в возрасте 10-11 лет, обучающихся в 1 классе по дополнительной предпрофессиональной программе «Живопись» (5(6) лет обучения).

Цель: определить уровень сформированности умения стилизации учащихся.

Задачи:

  • Развивать художественные способности учащихся, воображение, творческое мышление;
  • Воспитывать интерес к окружающему миру;
  • Формировать представление о приемах стилизации природных форм в декоративной композиции.

Оборудование: проектор, компьютер, тестовые задания, гелевая черная ручка.

ДИАГНОСТИКА УМЕНИЯ СТИЛИЗАЦИИ

Профессии, связанные с творчеством, подразумевают развитие целого спектра художественно-творческих умений обучающихся, которые пригодятся им в дальнейшем: будущие дизайнеры, художники, специалисты в области художественной культуры и образования должны обладать развитым художественно образным мышлением, композиционным видением, развитыми графическими, живописными, колористическими, художественно-пластическими умениями и навыками и т.д. Помимо выше сказанного, существует еще одно качество, которым должен обладать настоящий специалист творческой профессии – это умение стилизации.

Формирование умения стилизации – это актуальная проблема в художественной педагогике. Многие исследователи – психологи, педагоги, методисты – ставят перед собой цель, найти наиболее эффективные пути формирования данного феномена, стремятся организовать наиболее подходящие условия не только для гармоничного художественно-эстетического развития личности обучающихся, но и для формирования глубокого понимания сущности стилизации как творческого метода, метода преобразования формы, работы над пластическим образом и т.д.

Стилизация — это один из художественных методов изобразительного искусства, основанный на способе творческой интеграции осмысления и отражения окружающей жизни, отличном от реалистического. Творческая стилизация — это воплощение художественного образа с ярко выраженной выразительностью и декоративностью, созданного на основе авторской переработки реалистических объектов с обязательным элементом новизны.

Процесс формирования умения стилизации должен начинаться с диагностики сформированности данного умения у обучающихся – только в этом случае можно изначально определить, существует ли проблема с данным конкретным видом умения у обучающихся, наметить пути формирования данного умения, а также подобрать наиболее эффективные пути решения данной проблемы. Для решения этой задачи был разработаны тестовые задания «Основы умения стилизации», а также краткосрочные упражнения.

В самом тесте 5 заданий, целью которых выявить, насколько обучающиеся верно представляют, что такое стилизация и каким образом можно стилизовать изображение.

В первом вопросе обучающиеся своими словами описывают, что означает термин «стилизация».

Второе задание – описать, какие методы и приемы стилизации обучающиеся знают.

В третьем тестовом задании предложено обучающимся определить принципы стилизации, которые  лежат в основе предложенных изображений. На картинках представлены изображения слона, енота и медведя, которые стилизованы, опираясь на различные принципы. Так слон декоративно орнаментирован, енот – стилизованно упрощен, а медведь – геометризован.

В четвертом пункте теста предложено провести соответствие между рисунком и описанием к нему. Шесть изображений мордочки кота, в разной степени стилизованных (на основе разных принципов работы над формой) и описание к каждому из них, которые обучающиеся должны были привести в соответствие.

В пятом задании предложено 8 изображений, которые  стилизованы на основе различных приемов стилизации – особенности штриха, линии, передача объема на плоскости и т.д. Обучающиеся должны описать, на какие принципы стилизации опирался художник, при работе над этими изображениями.

Следующий блок диагностики – краткосрочные упражнения, позволяющие оценить умения обучающихся стилизовать изображение. Для этих упражнений обучающиеся используют гелевые ручки, чтобы  на данном этапе могли попробовать себя в работе с новой техникой, а также оценить, насколько хорошо они справятся с ручками при создании образа.

Первое задание: стилизовать предложенные изображения, используя гелевые ручки: яблоко, чашка с блюдцем, чайник.

Второе задание:  стилизовать чашку разными способами, используя гелевые ручки.

Благодаря диагностики, можно выявить проблемы сформированности умения стилизации у обучающихся.

Тестовые задания «Основы умения стилизации».

1.  Что такое, по-вашему, стилизация?  

Стилизация - декоративное обобщение, подчеркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приемов._________________________

2. Какие приемы и методы стилизации вам известны?

Оверлепинг, дробление, деление на части, орнаменты, введение модуля, упрощение, обобщение, геометризация_________________________________

3. Какие принципы лежат в основе стилизации данных изображений?

орнаментация

упрощение

геометризация

4. Проведите соответствие между рисунком и описанием принципов работы над формой

        1.                2.              3.               4.                5.                   6.

Стилизация посредством линии

Трансформация на основе геометрических форм (треугольник)

Натуралистическая зарисовка

Трансформация на основе формообразующей линии

Трансформация на основе геометрических форм (овал)

Стилизация посредством линии и пятна

5. Опишите, по-вашему, на какие принципы стилизации (форму, особенности изображения) опирался художник, при работе над этими изображениями?

1. Линия, светотень________________________________________________

2. Линия, пятно, плоское изображение__________________________________

3. Передача объема, волнистый штрих, движение________________________

4. Выделение центра, круги___________________________________________

5. Волнистый штрих, светотень_______________________________________

6. Линия, трансформация дерева______________________________________

7. Упрощение, линия, пятно__________________________________________

8. Внутренняя стилизация, кора, листья_________________________________

Краткосрочные творческие задания на определение сформированности умения стилизации.

1. Стилизуйте предложенные изображения, используя гелевые ручки:

2. Стилизуйте чашку разными способами, используя гелевые ручки:

Список литературы:

  1. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства – М.: Рип холдинг, 2013, – 191с.
  2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
  3. Звонцов В.М. Основы понимания графики [Текст]: Практическое пособие/ Г.Б. Звонцова, В.М. пер. с итал. Г.И. Суслова.: Эксмо, 2011. – 71 с.
  4. Косминская В.Б., Хелезонова Н.Б. Основы изобразительного
    искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
  5. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – Т. 1 – 476 с.