Разработка урока «Афиша и плакат»

Красных Ирина Николаевна

Данный урок является девятый в разделе «Художник и зрелище». На этом уроке учащиеся знакомятся с искусством театральной афиши и плаката как рекламой и приглашением в театр.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_afisha_i_plakat.docx35.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока «Афиша и плакат»

Об авторе

Фамилия, имя, отчество

Красных Ирина Николаевна

Город

г. Выкса

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя школа №4

Должность

Учитель изобразительного искусства

Общие сведения

Предмет

Изобразительное искусство

УМК

Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Авторы: Н.А. Горяева, Л.А. Неменская. Изд-во: «Просвещение» 2016 год. и книга для учителя  Уроки  изобразительного  искусства.  Поурочные  разработки.  1—4  классы: учебное  пособие  для  общеобразовательных  организаций /Б. М. Неменский,  Л. А. Неменская, И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского.— М.: Просвещение, 2016.

Тема урока

Афиша и плакат.

Место темы  урока в разделе

Данный урок является девятый в разделе «Художник и зрелище». На этом уроке учащиеся знакомятся с искусством театральной афиши и плаката как рекламой и приглашением в театр.  

ОпорныеЗУНы  учащихся

Знают о деятельности художника в театре: конструкторской, изобразительной и декоративной. Умеют выполнять из подручных материалов декорации, главных персонажей спектакля с передачей их характерных особенностей, маски главных героев.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цель, задачи

Цель: Знакомство с искусством театральной афиши и плаката как рекламой и приглашением в театр.

Задачи:

В предметной области:        иметь представление о театральной афише, уметь определять в афише изображение, украшение и постройку, осваивать навыки  лаконичного декоративно-обобщенного изображения, добиваться образного единства изображения и текста, выполнить афишу к спектаклю, провести защиту групповых творческих работ.

В метапредметной области: умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе.

В сфере личностного развития учащихся: сформировать потребность в знаниях, развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности;  научить вести диалог, обсуждать вопросы, слушать товарища, формировать умения вступать в сотрудничество.

В области формирвания УУД:

  • познавательные - умение  выделять существенную информацию из различных источников, самостоятельно вести поиск решения творческой проблемы;
  • регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
  • коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении.

Необходимое оборудование и материалы для учителя

Для обучающихся

Мультимедийный проектор, белая маркерная  доска прямой проекции, презентация «Афиша», 1/4 листа цветного ватмана, заготовки с текстом афиш, заготовки белых прямоугольников и кругов  из бумаги, мел, учебная доска.

 Учебник, ножницы, клей, цветная бумага, гуашь, кисти, палитра, баночка-непроливайка

Дидактическое  обеспечение

Задание на поиск композиции.

Метод обучения

Кейс-метод, интерактивные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом, наглядные.

Формы работы

Групповая, фронтальная.

Планируемые результаты урока

Личностные

Умеют видеть эстетическое своеобразие афиши, исходя из ее предназначения, и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Адекватно понимают причины успеха или затруднений в практической учебной деятельности

Предметные

Имеют представление об афише, как рекламной продукции, умеют определять в ней изображение, украшение и постройку, создавать афишу по собственному замыслу, следуя правилу единства изображения и текста.

Метапредметные

  • Оценивают искусство афиши, как рекламную продукцию, связанную с традицией приглашать в театр.
  • Получат  первоначальные навыки извлечения существенной  информации из различных источников.
  • Получат первоначальные навыки постановки учебной задачи и поиска решений.
  • Участвуют в коллективном обсуждении  вопросов урока и совместном творчестве.

Формы контроля и диагностики достижения результатов

1. Фронтальный опрос по вопросам предметного содержания урока.

2. Наблюдения за деятельностью учащихся в практической части урока.

3. Выставка и анализ работ.

План проведения урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Обоснование

  1. Оргмомент

Слайд 1

Приветствует детей, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя, контролируют готовность рабочего места, садятся за сдвинутые парты группами.

Данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль. Здесь формируется умение себя мобилизовать, внутренне организоваться. На этом этапе начинает закладываться характер взаимоотношений учителя и класса.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

а) совместное формулирование темы урока;

б) определение главной проблемы урока.

Слайд 2

Зачитывается стихотворение:

Мы идём по улице, вертим головами.

Вот и объявление у нас перед глазами.

Броское и яркое тут и там красуется,

Всякий из прохожих им интересуется.

В нём художник сообщил о спектакле главное,

Сделал и рисунки очень даже славные.

И название его много раз ты слышал:

О представлении расскажет нам ПЛАКАТ-АФИША.

По вашему мнению, как может называться тема нашего урока?

Слайд 3

Вы совершенно правы. Тема нашего урока «Афиша и плакат».

Мы с вами готовимся к спектаклю: выполнили декорации, создали главных героев, изготовили маски.

Но никто ничего не знает о нашем представлении, которое будет проходить. Значит, театр будет пуст без зрителей? Что делать? Как всем рассказать о спектакле?

Правильно, сможет это выполнить театральный художник!

Плакат-афиша.

Надо нарисовать афишу.

В сотрудничестве с учителем дети определяют тему урока.  Это укрепляет коммуникативные связи.

Постановка проблемы урока.

3. Сообщение первой дозы новых знаний.

а) создание эмоционального настроя

б) совместное формулирование рекламных особенностей афиши.

Слайд 4

  Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т. п.                              Афиша – графический рекламоноситель, печатается на плотной бумаге или картоне.                                                                                             Название происходит от франц. аffiche - объявление, прибитое к стене.    

Слайд 5

И действительно, в Римской Империи для этой цели отводились целые стены, выбеленные так, что любая надпись на них очень хорошо читалась. Называлась такая стена «альбум». Знакомое слово?

  В XV веке впервые на афишах появились картинки, дополняющие текст.

А как вы думаете для чего их стали рисовать?

  Во Франции XVIII века афиши у каждого театра имели  свой фирменный цвет. По мнению французских мастеров – самая эмоциональная комбинация цветов на афише такова:

Красный на светло-голубом

Красный на сером

Красный на желто-зеленом

Слайд 6

Афиши расклеивают на улицах города.

А где их можно увидеть?

А в чем их преимущества?

Слайд 7

Какая афиша нравится вам больше? Почему?

Какой, на ваш взгляд, должна быть афиша?

-Да

Во время ответов учащиеся поддерживают одноклассников, дополняют.

-Чтобы лучше привлечь внимание.

-Чтобы лучше запомнить.

Отвечают:

На рекламных щитах, на остановках, на дверях магазинов, в автобусах и т.д.

1. Быстро информируют жителей города о предстоящем событии.

2. Возможность размещения большого количества в разных частях города.

Отвечают, аргументируют.

- Яркая, красивая, красочная и т.п.

Эмоциональный настрой необходим для успешного  восприятия нового материала.

Положительное эмоциональное состояние учащихся важно в двух аспектах:

•   оно активизирует высшие отделы мозга, способствует высокой их возбудимости, улучшает память и тем самым повышает работоспособность;

• способствует психическому здоровью.

Обучение должно проходить на фоне хорошего настроения учащихся давать ощущение радости. 

На этом этапе  формируются:

Познавательные УУД – извлечение необходимой информации из услышанного, попытка анализа;

личностные УУД – самооценка на основе критерия успешности;

коммуникативные УУД – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Получают  навыки извлечения существенной  информации из сообщения учителя.

4. Формулирование задач урока с помощью кейс-метода.

Слайд 8

  Формулирует для учащихся кейс:

«Перед нами – театральными художниками возникла проблема создания рекламной продукции – афиши к будущему спектаклю. Она должна быть яркой, привлекать внимание, запоминаться. Должна содержать текст и изображение. Что нужно сделать, чтобы по этапам решить эту задачу? А работать мы будем в группах»

Формулируют вместе с учителем задачи урока:

1. Узнать, как выполняется афиша.

2.  Нарисовать эскизы, договориться в группе, как будем работать.

3. Распределить обязанности.

4. Выполнить афишу.

5. Представить ее.

Обучающиеся в сотрудничестве с учителем ставят учебные задачи. Это способствует мотивации учащихся к освоению нового материала.

Кейс-метод используется тогда, когда нужно решить задачу, не имеющую одного единственного правильного решения.

Вводные кейса погружают в реальную жизненную ситуацию, сталкивают с проблемой. Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

В кейсе эффективных решений всегда несколько.

5. Физкультурная минутка.

Предлагает детям немного размяться. Проводит физкультминутку

Слайд 9

Мы по улице гуляем,                                                

Сами вывески читаем.                

Вот четыре буквы: «Воды».              

Вот еще четыре: «Моды».                      

«Воды» — «Моды» — «Лимонад»!                          

Мы читаем все подряд.          

Вот блестит, белее снега,                      

Слово горькое: аптека.                          

Рядом сладкие слова;                                        

Фрукты. Пряники. Халва.                                    

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.                                

Выполняют несложные физические упражнения

Шаги на месте.

Наклоны головы влево - вправо.

4 хлопка в ладоши спереди.

4хлопка в ладоши сзади.

Приседания.

Хлопки руками спереди - сзади. Наклоны влево - вправо.

Повороты влево - вправо.

Прыжки на месте.

Шаги на месте.

Садимся за парты.

Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижного занятия помогает повысить или удержать умственную работоспособность обучающихся. Снимает нагрузку с мышц спины, находящейся в статическом состоянии.

6. Сообщение второй дозы  новых знаний.

Закрепление второй дозы новых знаний.

Слайд 10

Афиша несет информацию о спектакле и включает в себя:

1. Название спектакля

2. Дату

3. Время

4. Название театра

5. Изображение главного героя

  А что из перечисленного должно выделяться по размеру на афише?

  Вы правы, именно это должно привлекать внимание проходящих мимо людей, заинтриговать их.

  В любой афише есть текст и картинки. Как их скомпоновать в плоскости листа? В этом нам поможет мастер постройки.

  Учитель на доске при помощи схем из кругов (героев) и прямоугольников (текста) демонстрирует варианты композиции в афише. Затем предлагает детям на листах цветного ватмана подвигать белые фигуры кругов и прямоугольников.

Мастер изображения поможет нам нарисовать главных героев.

Слайд 11

  В афише есть еще и надпись. Она выполняется шрифтом. Шрифт может быть толстым, приземистым и основательным, а может быть тонким, ажурным и даже легкомысленным. Он бывает прямым и наклонным (курсив), строгим, рубленым.

Мастер украшения помогает обычные буквы превратить в шрифтовые композиции, может заставить их «лететь», «плясать» или украсить «завитушками».

  Давайте посмотрим в учебнике на стр. 99 каким разным может быть шрифт.

Слайд 12

Шрифт и изображение в афише должны составлять единое, оригинальное по форме пятно, издали привлекающее внимание.

Помните, что художник - график использует в афише 3-4 цвета и лаконичный рисунок без мелких подробностей.

  Какую задачу урока мы уже выполнили?

Что нам еще предстоит сделать?

Внимательно слушают учителя, просматривают слайды презентации.  

Название спектакля и изображение главного героя.

Выполняют упражнение на поиск возможной композиции. Работают группой. Вместе с учителем анализируют результат.

Открывают учебники на стр. 99. Рассматривают и анализируют иллюстрации.

Узнали, как выполняется афиша.

Нарисовать эскизы, договориться в группе, как будем работать.

Распределить обязанности.

Выполнить афишу.

Представить ее.

Идет осмысление и усвоение новых  знаний.

На этом этапе  формируются:

Познавательные УУД – осознанное и произвольное

 построение речевого  высказывания;

регулятивные УУД – познавательная инициатива;

коммуникативные УУД – учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Активизация мыслительной деятельности. В ходе закрепления повышается уровень осмысления изученного материала.

Идет извлечение информации из разных источников.

Идет формирование регулятивных УУД – планирование, организация самоконтроля.

7. Практическая работа.

Слайд 13

Организует творческую деятельность, консультирует. По ходу работы проводит индивидуальный и фронтальный инструктаж по устранению ошибок. Оказывает помощь.

В конце просмотр работ.

Слушают инструктаж к практической работе. Планируют сотрудничество, анализируют, составляют алгоритм действий.

Используют в работе заготовленные заранее на партах листы цветного ватмана формата А3 и распечатанные заголовки к афише.

В области формирования УУД:

•        познавательные - умение  выделять существенную информацию, самостоятельно вести поиск решения творческой проблемы;

•        регулятивные – в сотрудничестве с учителем и удерживать учебную задачу в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;

•        коммуникативные – умение слушать товарища, вступать в сотрудничество.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Из выполненных работ оформляем выставку, анализируем их.

Если вам понравился урок, если каждый из вас в конце урока может сказать: «Я многое узнал, понял и смог, то хлопаем в ладоши.

Успехов вам и спасибо за внимание!

Сравнивают свою работу с другими, анализируют. Адекватно понимают причины успеха или затруднений в практической учебной деятельности.

Регулятивные УУД – идет  контроль и оценка результатов деятельности.

Коммуникативные УУД – выражают свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвуют в коллективном обсуждении, учитывают мнение других.

Личностные УУД – самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха, неуспеха в учебной деятельности

  1. Информация о домашнем задании.
  1. Продумать, как можно украсить класс к театральному празднику.
  2. Принести к следующему уроку папки по технологии.

Записывают домашнее задание в дневник.

Обратная связь.