Коллективное взаимодействие детей на уроках изобразительного искусства как эффективное средство повышения качества учебно-воспитательного процесса

Задачи коллективной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства. (Лепка).

Виды коллективной деятельности учащихся.

Формы коллективного творчества

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективное взаимодействие детей на уроках изобразительного искусства

как эффективное средство повышения качества учебно-воспитательного процесса

Нелюбина Н.В. 

преподаватель изобразительного искусства

МБУДО «ДШИ № 4 города Южно-Сахалинска»

                Искусство имеет огромное влияние на развитие творческого потенциала детей. Совместная деятельность на уроках изобразительного искусства способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других детей. Во время коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства учащиеся приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем активнее общение на занятиях, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения и, как результат, положительные эмоции и потребность в занятии творчеством.

                В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают её роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.

          Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

  • информационная: обмен чувственной и познавательной информацией;
  • контактная: готовность к приёму и передаче информации;
  • координационная: согласование действий и организация взаимодействия;
  • перцептивная: восприятие и понимание друг друга;
  • развивающая: изменение личностных качеств участников деятельности.

                Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно. На рубеже XIX-XX вв. педагоги большое значение отводили игровым приёмам воспитания детей различными средствами изобразительного искусства.  Одной из актуальных игровых форм была их совместная изобразительная деятельность на общей плоскости большого размера. В первые годы советской власти появились свои новые методы и приёмы обучения. В 20-е гг. было широко распространено участие детей в украшении классных комнат, школы, спектаклей, праздников. Активными пропагандистами метода коллективного творчества в те годы были педагоги-экспериментаторы А.В. Бакушинский, С.Т. Шацкий и др. Под руководством преподавателя изобразительной деятельности совместными усилиями одного класса и за один урок создавались монументальные произведения. Педагоги считали, что выполнение таких работ развивает чувство солидарности и уважения к общественному труду.

В 30-е гг. произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе.  Было исключено коллективное творчество детей на уроке, а основным методом обучения стало рисование с натуры и по памяти.   Лишь в начале 60-х гг. были вновь предприняты попытки использовать совместную изобразительную деятельность детей как средство активизации изобразительного творчества на уроках рисования в начальных классах (Г.В. Лабунская, Е.Е. Рожкова, Т.Я. Шпикалова). В 70-е гг. И.Н. Турро в рамках исследования отмечал, что сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности [9]. Значительный рост интереса к этому методу отмечается в конце 80-х – начале 90-х гг.  

Коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом. В процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью и повышает качество учебно-воспитательного процесса. В ходе коллективной творческой деятельности решаются следующие задачи:

  • формирование эстетического восприятия;
  • становление познавательной и творческой активности детей;
  • развитие самостоятельности и творческой инициативы;
  • развитие взаимопомощи и отзывчивости во время работ коллективного творчества;
  • развитие восприятия прекрасного в окружающем мире;

Коллективная деятельность делится на виды:

  • групповые – в небольших группах;  
  • общие – работа осуществляется большой группой.

На уроках изобразительного искусства используется совместно-индивидуальная форма коллективной творческой деятельности.

               Согласование действий каждого из участников совместного труда осуществляется в начале занятия. Преподаватель объясняет какова их роль при разработке идеи совместной композиции, при планировании дальнейшей работы, в конце занятия и затем на последнем этапе, когда составляется и обобщается коллективная композиция.

              Каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции. Очень часто в процессе создания композиции некоторые дети недовольны своей работой. Но когда изображение удачно вписывается в общую композицию, у него появляется уверенность в себе, в своих способностях, и на следующих занятиях ребенок работает уже с большим удовольствием.

              Методы и приемы организации совместно-индивидуальной деятельности учащихся разнообразны: планирование композиции коллективной работы, выбор цвета, размеров и положение общей плоскости – фона; выбор единого изобразительного материала и техники изображения как для фона, так и для деталей коллективной композиции; определение соразмерности деталей в общей композиции; определение техники «сборки» коллективной композиции. Каждый участвующий в совместной деятельности, выполняя свою часть, понимает, что, чем лучше он сделает свой элемент (деталь), тем лучше будет результат работы всего коллектива.

Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участника.  

При совместно-взаимодействующей форме работа ведётся одновременно всеми участниками. Исходная композиция задается учителем или сочиняется коллективом учащихся.

Таким образом, уже на первом этапе создания коллективной работы имеет место творческое взаимодействие детей, сотрудничество, согласовываются действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

         Выполняя фрагмент коллективной композиции, учащиеся объединяются в группу, в которой и происходит непосредственное общение и взаимодействие в ходе работы. Каждая из представленных форм совместной деятельности не препятствует делению детского коллектива на малые или большие группы. Сочетание же индивидуальной и групповой работы учащихся, их взаимодействие позволяет не только максимально использовать творческий потенциал каждого участника коллективной деятельности, но и вносит разнообразие в методику ее организации.

Создание коллективных работ приносит детям огромное удовольствие, ребята очень любят такие задания. Повышается эмоциональная отзывчивость. Они подолгу рассматривают получившуюся композицию, вспоминая кто что делал. Дети стараются доброжелательно оценивать вклад каждого в общую работу, помогать друг другу. Учатся корректно и в то же время объективно критиковать и адекватно воспринимать критику в свой адрес. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. Происходит преображение робких и застенчивых детей.

                На уроках предмета «Лепка» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Изобразительное искусство» (срок обучения 3 года) данный метод в полной мере отразил все аспекты и пользу коллективной деятельности детей. Группой   учащихся 8-9 лет были выполнены несколько коллективных работ. Самыми успешными получились «Гуси-Лебеди» и «Ноев ковчег». Эти работы были выполнены в технике «пластилиновая аппликация».

При выборе формы и методики организации совместной работы нужно учитывать готовность учащихся к коллективной деятельности, уровень их опыта общения, определить возрастные особенности:

  • конкретно-образное мышление;
  • увлеченность процессом деятельности;
  • легкое переключение с одного вида деятельности на другой;
  • целостность восприятия;
  • развитое воображение;
  • высокий уровень проявления индивидуальности и самостоятельности в работе.

Однако в процессе коллективного творчества были выявлены дополнительные возрастные особенности учащихся, влияющие на художественный интерес и активность в изобразительной деятельности:

  • чрезмерная эмоциональность;
  • низкая направленность интереса на качество результата;
  • быстрая утомляемость от однообразной работы.

Для того, чтобы работа шла активнее, коллективная деятельность учащихся на первом этапе должна быть эмоционально окрашенной, легко осуществимой, способствующей проявлению творческого воображения. Всё это будет стимулом к дальнейшей деятельности. Интерес к коллективному творчеству возрастает, когда ребёнок видит свой личный вклад в большое общее дело. Более того, он стремится выполнить свою часть задания как можно качественнее, понимая, что это положительным образом скажется на общей работе. Это позволяет мобилизовать творческие и личностные возможности ученика. На занятиях были использованы такие методы и приемы:

  • эмоциональный рассказ учителя;
  • взаимодействие различных видов искусства в процессе восприятия;
  • упражнения, направленные на развитие художественных навыков и на поиск художественных средств выражения;
  • экспериментирование с изобразительными материалами;
  • диалог на равных ученика и учителя в процессе беседы о красоте реального мира и об искусстве;
  • педагогическая драматизация.

В процессе создания первых коллективных работ были выявлены и неудачи совместной творческой деятельности, от которых хочется предостеречь молодых педагогов:  

  • слишком объёмное по времени задание, когда требуется много занятий, чтобы завершить работу. В этом случае у многих детей теряется интерес;
  • законченная работа не имеет целостного вида;
  • сложность техники исполнения именно для выбранной формы совместной работы.

Проанализировав причину сложностей и неудач, были разработаны способы их преодоления. Преподаватель должен:

Тщательно продумать:

  • все моменты урока, от решения которых будет зависеть успешность творческой работы и ее качество;
  • композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости – фона;
  • процесс выполнения коллективной композиции, назначить из числа детей помощников для ведения работы по ее общему монтажу.

Определить:

  • соразмерность в общей композиции;
  • технику «сборки» коллективной композиции, т.е. продумать, чем и как будут между собой соединяться или крепиться отдельные детали к общему фону.

Выбрать единый изобразительный материал.

            В ходе урока роль организатора коллективной деятельности принадлежит преподавателю. В начале урока, обращаясь к классу, необходимо ставить учебную задачу или занимательную проблему, руководить поиском путей ее решения, формулировать и определять индивидуальные задания. Обязательно нужно выслушать и принять идеи детей.

Во время индивидуальной работы учеников необходимо корректировать их зависимость друг от друга. Все дети работают с разной скоростью. Поэтому на заключительном этапе создания композиции учащиеся помогают собрать элементы, детали общей композиции тем, кто отстал.

В конце занятия все учащиеся, работающие над созданием композиции, принимают участие в анализе результата коллективной деятельности.

В заключении подчеркнем, что большой формат, на котором работают дети, позволяет чувствовать пространство, изучать законы композиции и в целом способствует развитию художественно-творческих способностей. Таким образом, совместная коллективная деятельность учащихся на уроках изобразительного творчества – это эффективное средство повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Литература

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.: Новая Москва, 1925.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: ACADEMA, 2002.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1962.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. – СПб: Азбука, 2000.
  5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
  6. Искусство в школе: сб. научных трудов / под ред. Б.М. Неменского, А.А. Мелик-Пашаева. – М.: ВНИК «Школа», 1990.
  7. Комарова Т.С., Савенков В.И. Коллективное творчество детей: учеб. пособие. –  М.:

Юрайт, 2018.

  1. Копцев В.П. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – 1999. – № 4.
  2. Турро И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: автореф. дисс. … канд. пед. наук.  – М., 1979.
  3. Щербаков А.В. Искусство и художественное творчество детей. – М.: Просвещение, 2001.

C:\Users\В\Desktop\КТП 2019-2020\фото ковчег\20190508_143539.jpg C:\Users\В\Downloads\1558494555266.jpg

C:\Users\В\Desktop\КТП 2019-2020\фото ковчег\20190522_140207.jpg