Презентация выставки творческих работ учащихся как метод развития творческого потенциала
Совместная работа Нелюбиной Н.В. – преподаватель, Великой О.М. – методист
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 939.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
Нелюбина Н.В., Великая О.М.,
МБУДО «Детская школа искусств № 4» г. Южно-Сахалинска,
Нелюбина Н.В. – преподаватель, Великая О.М. – методист
Россия, 693022, г. Южно-Сахалинск, ул. Советская, 78,
тел./факс: 8(4242) 796476; Сайт: dshi4.shl.muzkult.ru,
e-mail: direktor@sakhshkola4.ru
Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество востребовано во всех сферах человеческой деятельности – искусстве, науке, экономике, медицине, педагогике и др. Поэтому развитие творческого потенциала учащихся – одна из важнейших задач обучения и воспитания.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым для всех детей в силу их индивидуальных особенностей, но все же каждому ребенку необходимо дать возможность активно проявить себя. Одна из таких возможностей – какое-либо яркое событие в жизни, побуждающее к самостоятельному творчеству, например, различные выставки, конкурсы, фестивали, олимпиады. Далеко не каждый ребенок может поучаствовать в них, показать свои достижения. Но каждый юный художник хочет услышать оценку своему творческому труду, он хочет быть увиденным, принятым и понятым. И каждый ребенок должен быть уверен, что он талантлив и уникален.
Мы стремимся к тому, чтобы любой ученик нашей школы испытывал гордость за свое творчество. Такую возможность ему дает Презентация выставки творческих работ учащихся, которая на протяжении нескольких лет культивируется в нашей школе.
Первая Презентация состоялась в 2017 году. Она была посвящена 200-летию со дня рождения И. К. Айвазовского. Ведущие познакомили детей с биографией и творчеством художника. Маленькие музыканты создали звуковой морской пейзаж, а юные «маринисты» представили свои живописные картины. Впервые в нашей практике выставка творческих работ была представлена в двух форматах – виртуальная презентация на большом экране и реальная – в концертном зале и фойе школы.
Вторая Презентация под названием «Музыкальная палитра» (2018) была посвящена Международному Дню музыки. Концепция совместного праздника художников и музыкантов была настолько оригинальной, что не оставила никого из зрителей равнодушными. Организаторы признали эту форму мероприятия весьма перспективной и вынесли вердикт: Презентации как торжественной церемонии представления творческих работ – быть! С этого момента школа ввела жанр Презентации как праздничного просветительского мероприятия в ежегодную практику.
Так постепенно, методом проб и ошибок создавался алгоритм мероприятия и уже последующие – «Северное сияние» (2019), «В мире сказок» (2020) – прошли, что называется, «во всей красе».
Каждой Презентации предшествует большая работа.
Первый этап – подготовительный: выбор тематики, создание сценария, вовлечение всех учащихся художественного отдела в процесс творчества, изготовление декораций, тематическое оформление зрительного зала, подготовка выставки и презентации, наконец, тесное сотрудничество с нашими социальными партнерами.
Во время подготовки проекта «Северное сияние» юные художники побывали в библиотеке «Эрудит» на очень интересном и познавательном мероприятии, узнали много нового и интересного о малочисленных коренных народах Севера. Эти новые знания, а также чудесные сказки сахалинского писателя Владимира Санги вдохновили ребят на создание своих красочных учебных работ. Дети разного возраста передали свои впечатления в различных художественных техниках.
Второй этап – собственно проведение Презентации.
По установившейся традиции мероприятие открывает небольшой информационно-познавательный раздел, проводимый в яркой театрализованной форме. На проекте «Северное сияние» О. Ю. Хурьюн, главный специалист Сахалинского областного центра народного творчества, сама по происхождению нивха, рассказала о жизни, быте и культуре своих соплеменников. Это был скорее не рассказ, а общение с юными зрителями на очень доступном для них языке. Дети, черпая в кладовых своей памяти, с удовольствием отвечали на вопросы гостьи. Рассказ сопровождался красочной презентацией.
Ольга Юрьевна показала, а затем провела со зрителями забавную нивхскую игру. А далее было еще интереснее: одетая в национальный костюм нивхов, она под шаманский бубен продемонстрировала женский танец с веточками – подражание движениям медведя, священного для нивхов животного. Удары шаманского бубна призвали принять участие в священном действе и наших юных зрителей – к их полному восторгу и удовольствию.
Далее дети познакомились с картинами сахалинского художника Гиви Манткава, многие картины которого посвящены жизни северных народов. Ведущая – преподаватель изобразительного искусства и организатор презентации Н.В. Нелюбина отметила огромное значение для развития культуры нивхов творческой и общественной деятельности Владимира Санги – основателя нивхской литературы, автора нивхского букваря и учебника. Именно по мотивам двух его сказок учащиеся выполнили свои творческие работы.
Первая сказка – «Медведь и бурундук». Сначала зрители увидели забавный фильм на эту тему, созданный И. Н. Чекичевой, сотрудником библиотеки «Эрудит». Затем на экране были продемонстрированы роботы детей, в которых мотивы сказки получили свое творческое воплощение.
Второй блок презентации был выстроен таким же образом. Дети посмотрели мультипликационный фильм «Кык-кык», также созданный И.Н. Чекичевой и озвученный народной артисткой России Кларой Кисенковой, а затем были продемонстрированы и сами работы учащихся.
Этот же алгоритм был заложен в основу Презентации на тему «В мире сказок». Мероприятие получилось интересным и увлекательным благодаря творческому взаимодействию трех организаций: Детской школы искусств № 4, библиотеки «Эрудит» и ЦНК «Радуга».
В фойе и концертном зале развернулась выставка творческих работ учащихся, так что гости еще до начала официальной презентации могли полюбоваться яркими, красочными иллюстрациями к сказкам. В зале стояла «избушка», возле нее расположились гордый живописный петух и серенький кролик (реквизиты натурного фонда). Распахнулись ставенки, в окошке появилась Сказительница (преподаватель художественного отдела Н.В. Нелюбина), и представление началось… Сказительница поведала ребятам о жанре иллюстрации, познакомила с иллюстрациями известных русских художников.
Наши гости из ЦНК «Радуга» – хореографический ансамбль «Штрихкоды» (руководитель А.А. Аксенова) – пригласили всех присутствующих в сказочное карточное королевство (хореографическая композиция «Свита карточной королевы»).
К восторгу детей, в зале вдруг появился сказочный персонаж Оле Лукойе (сотрудник библиотеки «Эрудит» И.Н. Чекичева). Он доставал из своего волшебного чемоданчика различные предметы (золотой ключик, волшебное снадобье и др.) и вовлекал ребят в сказочный мир через викторины и загадки. А перед тем, как «улететь» с помощью своего радужного зонтика, они с ребятами изрядно повеселились: все вместе исполнили танцевальную пантомиму, состоящую из характерных движений и жестов сказочных героев, вспомнив при этом практически всех персонажей.
Центральную часть мероприятия заняла интерактивная презентация творческих работ учащихся. Гости побывали в гостях у Золушки и барона Мюнхгаузена, у Алисы в стране Чудес, в царстве славного Салтана, повидали Рапунцель и Маленького принца.
В заключении праздничной презентации зрителям была представлена веселая и задорная «Метелица» (хореографический ансамбль «Штрихкоды»). Появление Метелицы было не случайным, ведь она – частая гостья в «зимних» сказках – «Морозко», «Снежная королева» и др.
Каждую Презентацию по традиции завершает мини-конкурс представленных работ: все гости становятся членами жюри и выбирают три самые лучшие, на их взгляд, работы, которые отмечают стикерами, тем самым определяя победителей.
Презентация выставки творческих работ учащихся имеет много преимуществ как форма и метод развития творческого потенциала детей. Отметим некоторые из них.
Прежде всего, это массовость. Как правило, в Презентации принимает участие до ста процентов определенной группы детей. Их учебные работы обретают новую жизнь, «второе дыхание». В рамках мероприятия органично сплетаются изобразительное искусство, музыка, литература, хореография, история.
Многообразие видов деятельности и форм работы стимулирует интерес к предмету, мотивирует учащихся расширять свои знания в области теории и истории изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества, других видов искусства, овладевать новыми художественными техниками и в дальнейшем демонстрировать свои знания и умения зрителям. Этот аспект представляется очень важным, поскольку соприкосновение и изучение различных видов искусства, как известно, является необходимым условием формирования личности ребенка.
Презентация выставки творческих работ учащихся создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала детей еще и потому, что в ее основе лежит самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуация успеха. Это форма поощрения абсолютно для всех участников. Она дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Причем, различия в способностях детей не имеют особого значения. В рамках презентации каждый ребенок интересен как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. Здесь они становятся свободными творцами, открывателями и могут думать, рассуждать, создавать красоту и находить в этом огромное удовольствие.
Как следствие, после такого мероприятия – яркого, зрелищного, насыщенного эмоциями, и в то же время информативного – у детей возникает желание вновь стать его участниками. И здесь возникает еще одно преимущество: ребенок при подготовке к очередной Презентации постарается проявить предельную ответственность и усердие, поскольку он знает, что его творческая работа станет объектом пристального внимания большого количества людей. Значит он всеми силами будет стремиться к тому, чтобы она была оригинальна, самобытна и обладала большими художественными достоинствами. И эти качества – усердие, старательность, ответственность – уже во взрослой жизни помогут ему добиться успеха в любой сфере деятельности.
Такая по сути «домашняя» творческая самореализация придает ребенку уверенности и выводит на старт к будущим победам на выставках и конкурсах различных уровней.
Презентации выставки творческих работ учащихся не только стимулируют творческую активность детей, дают им возможность осознать свой индивидуальный творческий потенциал, но и позволяют ощутить причастность каждого к «большому» искусству.
Литература.
- Иван Айвазовский: жизнь и творчество художник
https://allpainters.ru/ajvazovskij-ivan.html
- Сахалинский художник Гиви Манткава. Пленник «острова притяжения» http://mosjour.ru/2017061887/
- Малочисленные народы России
http://katanga-evenki.blogspot.com/2012/02/blog-post_16.html;
- Русские иллюстраторы https://www.culture.ru/materials/172705/kartinki-iz-detstva;
- Тема сказки в произведениях русских художников; https://8-poster.ru/onenews/1430/